Особенности работы педагога-психолога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Содержание

одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Работа содержит 1 файл

Особенности работы педагога-психолога с семьей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

 

- Развитие самосознания ребенка младшего школьного возраста.

 

- Личностная нестабильность в подростковом возрасте.

 

- Стабилизация личности в старшем школьном возрасте.

 

- Дети с задержкой психического развития.

 

- Подростки с акцентуациями характера.

 

- Тревожные дети.

 

- Дети с невротическими реакциями. «Школьный невроз».

 

- Школьные проблемы одаренных детей.

 

- Проблемы личностного развития на разных  этапах подросткового, 

  юношеского возраста.

 

- Жизненные цели и психологическое здоровье.

 

- Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение.

 

- Юношеская сексуальность.

 

- Психологическая помощь ребенку, переживающему горе. 

 

-         Влияние родителей на выбор профессии и в жизненное самоопределение     ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

 

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Одиннадцатиклассники

 

Одиннадцатый класс общеобразовательной школы – один из сложных периодов для учащихся и их родителей. Учащимся необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

Многие учащиеся собираются поступать в учебные заведения. Для них к занятиям в школе добавляется  подготовка к вступительным экзаменам.

Большинство школьников уже давно стали задумываться о своем будущем. Что именно планирует ребенок? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребёнком, но ни в коем случае ни на бегу и не нависая над ним с вопросом: «Ты решил, наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жизнью?» Если до сих пор ребёнок не поделился своими идеями относительно профессионального самоопределения, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову».

Родители имеют основания встревожиться, если ребёнок не может чётко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Можно спросить у ребёнка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут. Полезно предложить ребёнку поработать в очередные каникулы или совершить социальные пробы. Это даст ему возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных жизненных решений.

Причина молчания может быть и в другом – в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые имеют привычку говорить с ребёнком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их родители и были ли они в чем-то правы.

Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребёнка, бесполезно его отговаривать или категорически что-то запрещать. Важнее выяснить, насколько хорошо ребёнок понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений о содержании той или иной профессии. В этом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях.

Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Если ребёнок только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты».

Независимо от того, выбрал или не выбрал ребёнок свой путь, родители должны учесть, что после окончания учебы, напряженных выпускных, а у некоторых ещё и вступительных экзаменов ему необходим полноценный отдых.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех школьников. Пусть ребёнок заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия. Вместе с тем вряд ли необходимо обещать за хорошие отметки на выпускных экзаменах какой-нибудь особенный отдых, это может отрицательно повлиять на течение и результаты работы.

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками.

Родителей должно насторожить обратное: если их ребёнок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Помочь родители смогут, если вместе с ребёнком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ

        РЕКОМЕНДАЦИИ

              ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

 

Как помочь подготовиться к экзаменам

 

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для школьников.

Безусловно, экзамены – дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребёнка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их сила.

Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетитором, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи серьёзных экзаменов.

Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.


 

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Это поможет совместно создать план подготовки – на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые – в часы спада.

 


Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов по различным предметам. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

 


Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

 


Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Помочь человеку может только та шпаргалка, которая написана своей рукой.

 


В выходной устройте ребенку репетиционный письменный экзамен. Договоритесь о длительности работы, усадите ребенка за стол, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его никто и ничто не отвлекало. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите  и об ощущениях: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

 


Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Но можно работать под музыку без слов.

 


Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой неудачей. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.

2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968.

3. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Ось, 1989.

4. Власова Н. «…И проснешься боссом». – Новосибирск, «Экор», 1994, т.3, с.4-26.

5. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. М.: Русское слово, 2000.

6. Концепция «Модернизация Российского образования». — М., 2003.

7. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1985.

8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования// Школьный психолог.- 2004.- №1.- С.10-14.

9. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Акадкмия Холдинг, 2004.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд.Центр «Академия», 1999.

11. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.2.

12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников.- М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.

13. Пилипко Н. Мифы и рифы / размышления о работе психолога с родителями // Школьный психолог.- 2004.- №5.- С.24-25.

14. Популярная психология для родителей. /Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской. – М.: Флинта, 1998.

15. Практическая психология образования. /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 2000.

16. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

17. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг –Дубна: ООО «Феникс+», 2002.

18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. – М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт: Флинта», 1999.

19. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: Просвещение, 1993.

20. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй