Особенности работы педагога-психолога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Содержание

одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Работа содержит 1 файл

Особенности работы педагога-психолога с семьей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

4.          Посредническая функция заключается в организации общения родителей друг с другом. Психолог помогает родителям в отстаивании прав ребенка или отстаивает права ребенка самостоятельно, если родители не в состоянии сами этого сделать.

5.          Мобилизирующая функция заключается в том, что психолог мобилизирует усилия родителей на решение проблем, создает в группе условия для эффективного взаимодействия.

6.          Консультирующая функция заключается в том, что психолог обеспечивает родителей необходимой информацией и отвечает на возникающие вопросы.

Коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга

Если некоторая общая проблема является личной для целой группы, то её решение целесообразно провести в режиме коллективной мыслительной деятельности, одним из методов которой является «мозговой штурм», или «брейнсторминг». Этот метод состоит из следующих этапов.

Первый этап – генерация идей, т.е. создание атмосферы свободного высказывания различных идей и мнений.

Второй этап – критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Данный этап может быть организован двумя способами:

-         «классический» – психолог благодарит родителей за проделанную работу;

-         оценка идей самими участниками.

Результатом такой работы может быть программа развития по различным позициям: особенности организации учебного и воспитательного процесса, сплочение класса, родителей, способных к конструктивной работе и др.

Для активизации творческого потенциала родителей в условиях группы А.Ю. Монахова предлагает использовать следующие приемы:

* «Реверсированная мозговая атака», или «разнос», отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчо указывая на все недочеты и узкие места процесса.

* «Список прилагательных и определений», определяющий различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Родители первоначально предлагают данный «список определений», а затем рассматривают прилагательные в отдельности и решают, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.

                                           * «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или её существенный момент, затем по ассоциации – другой символ и т.д., пока не придет подходящая идея решения.

                                           * «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для её решения и заносит в неё свои соображения. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит дискуссию.

                                           * «Запись на листе». При обсуждении какой-либо проблемы, во время лекции каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику.

                                           * «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать все, что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь её элементу, наконец, можно попытаться осуществить мечту.

 

Работа в парах

 

Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т.д.

Диада – хрупкая группа, т.к. её устойчивость напрямую связана с положительными эмоциональными отношениями между партнерами.

В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия, но он может выполнять одну из следующих ролей:

-         частного посредника;

-         оппортуниста;

-         тактика;

-         манипулятора.

У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы:

- возможность получить обратную связь и поддержку;

- участникам легче идентифицировать себя с другими;

- способствует развитию эмпатии;

- создание напряжения, которое помогает проявиться личности;

- облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой.

Работу в парах можно организовать по принципу «Инфо-карусели». Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы и формулируют вопросы. Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

Задача родителей – собрать как можно больше информации по теме.

В качестве объекта обсуждения могут выступать не только специально оформленные вопросы, но и случай из жизни.

После обсуждения в парах рекомендуется обобщить результаты работы, провести обсуждение или дискуссию. Такая работа часто проясняет проблему родителей, и в дальнейшем они приходят на консультацию к психологу.

 

Родительское собрание

 

У каждого человека свое представление о родительском собрании: у кого-то свежи воспоминания о том, как в школьные годы они ждали возвращения родителей с собрания с тревожной мыслью: «Что там про меня расскажут?», «С каким настроением вернется мама?», а кто-то сам посещает собрания в классе, где учатся его дети.

Чем является родительское собрание для психолога? Для кого-то это формальное мероприятие, не имеющее к нему особого отношения. Для кого-то – возможность пообщаться с родителями проблемного ребенка или представить результаты своей работы.

Родительское собрание – это особая форма работы психолога, которая значительно расширяет диапазон его возможностей. Но прежде чем рассматривать, какие задачи можно решать на встречах с родителями, необходимо определить, чем родительское собрание отличается от других форм взаимодействия психолога с родителями.

А.Ю. Монахова рассматривает родительское собрание как группу людей, объединенную для совместного решения проблем и задач, адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное своим детям. Родительское собрание – это универсальная форма работы, так как позволяет реализовать множество функций: решение наиболее важных, насущных проблем, условие организации коллектива родителей, управление процессом воспитания и т.д. Среди многих форм работы с родителями ведущей стороной во всех формах сотрудничества с родителями остается родительское собрание[9].

По мнению М.Ю.Чибисовой и Н.В.Пилипко родительское собрание – это не тренинг, не практикум, не лекторий, не «круглый стол» и не дискуссионный клуб, это даже не группа встреч и не общество взаимной поддержки и не групповая консультация, а это кратковременная встреча родителей с учителем, психологом, а в некоторых случаях и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об учебном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой[20].

Условно родительское собрание можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо актуальной проблеме, что соответствует просветительской деятельности психолога.

Для психолога родительское собрание как форма работы имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, оно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие, так как это одна из наиболее консервативных составляющих школьной жизни и все родители имеют более или менее четкое представление о том, что собрание в себя включает и как оно должно проходить. Поэтому, психологу важно понимать, что стереотипы быстро не ломаются  и пройдет некоторое время, прежде чем его появление на собрании начнет восприниматься как нечто само собой  разумеющееся. И психологу необходимо осознавать, что он во многом работает на будущее, и ни в коем случае не отказываться от той позиции, которую он занимает на собрании.

Во-вторых, на родительском собрании повышается уровень тревожности родителей. В психологической литературе не раз отмечалось, что школа сама по себе актуализирует у родителя детские страхи совершенно особого рода, связанные с оценкой состоятельности родителя проявляющейся в успешности его ребенка. Ситуация родительского собрания усиливает эти страхи у родителей[20, С.9].

. А еще уровень открытости родителей на собрании минимален, и это связано не столько с самими родителями, сколько с обстановкой. Эти особенности необходимо учитывать при выборе форм работы. Понятно, что подобная ситуация во многом осложняет взаимодействие с родителями. Поэтому так важны создание атмосферы безопасности и особая, «неучительская» позиция психолога.

В-третьих, родители не настроены на общение с психологом, особенно длительное. У них много других проблем, которые они хотят обсудить или решать во время родительского собрания. Поэтому если  психолог занимает слишком много времени, он может вызвать агрессивную реакцию со стороны  родителей. Родительское собрание – это именно тот случай, когда краткость характеризует психолога с наилучшей стороны. О предстоящем выступлении на собрании или организации каких-то других мероприятий, требующих времени, следует заранее поставить родителей в известность.

В-четвертых, группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой только формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам. Очень важно помнить, что «родители» – это на самом деле разнородная и разноплановая группа взрослых людей с различными взглядами и опытом. Поэтому важно сочетать формы работы, направленные на сплочение группы родителей, поиск точек соприкосновения и выработку некой общей позиции, с методами, помогающими родителям выражать их собственную точку зрения.

В-пятых, поскольку на собрании психолог выступает как сотрудник школы, родители могут воспринимать его как учителя, который обычно занимает оценочную позицию, а это затрудняет обращение к нему. Поэтому психолог на собрании руководствуется рядом принципов, которые позволяют избежать того, чтобы его воспринимали как одного из учителей – это принцип безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества и распределения ответственности.

Возможности родительского собрания

В настоящее время, когда культура психологической помощи в нашей стране только начинает формироваться, психолог вызывает к себе настороженное отношение, особенно со стороны родителей.

Взаимодействие с родителями представляет значительные трудности и для самого психолога. В отличие от педагогов он лишен возможности встречаться с родителями регулярно, поэтому, как правило, у него отсутствует информация о личностных особенностях родителей и семейных ситуациях.

На собрании психолог получает возможность встретиться сразу с большим количеством родителей, чьи интересы во многом сходны и составить собственное представление о специфике данной группы родителей, может организовать фронтальные формы работы. Психолог взаимодействует с родителями напрямую, получая собственный, свободный от чужих стереотипов опыт и личные впечатления.

Собрание способствует налаживанию конструктивного сотрудничества психолога с родителями. Контакт с родителями устанавливается постепенно, и участие психолога в родительских собраниях помогает ускорить этот процесс. Психолог может рассказать о себе, о целях и формах работы, тем самым доведя до сведения родителей факт своего наличия в школе.

Присутствие психолога на собрании имеет важное следствие: он становится знакомым, а значит, более безопасным, «своим», что в значительной степени способствует решению родителей в случае необходимости обратиться к нему за помощью.

Однако не следует преувеличивать возможности влияния психолога на родителей в рамках собрания. Случаи, когда после выступления психолога позиция родителей по тому или иному вопросу действительно меняется, очень редки.

Возможности родительского собрания для психолога действительно велики, но не безграничны. Оно позволяет  вполне успешно осуществлять диагностические или просветительские функции, но психотерапевтические или психокоррекционные задачи должны решаться в ином формате.

Формы участия  психолога в родительском собрании

( по М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко)

В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач возможны различные формы его участия в родительском собрании.

Выступление-презентация. Выступление непродолжительное по времени и решает задачи информационного характера и должно мотивировать родителей на дальнейшее взаимодействие с психологом в виде индивидуальных консультаций и т. д.

Выступление-исследование. Задача психолога – получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы, использования интерактивных методов.

Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй