Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.
одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
А.Ю.Монахова предлагает несколько моделей «встреч с проблемами» [9].
Модель 1. Чаще других используется в разработке «Родительских собраний» и представляется следующей последовательностью шагов.
Задача этапа: собрать фактический материал.
Задача этапа: продемонстрировать проблему перед родителями.
Задача этапа: теоретическое представление проблемы, комментариев.
Задача этапа: поиск возможностей применения.
Модель 2.
Модель 3.
1. Осознание наличия проблемы и её значения.
2. Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.
3. Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.
4. Выработка, принятие решения.
5. Применение.
Модель 4.
1. Видение проблемы на основе собираемой информации по схеме:
Плюсы | Минусы |
Возможности | Препятствия |
2. Выявление динамики изменений.
3. Ответ на вопрос, устраивает ли родителей выявившееся «завтра».
4. А дальше по схеме: формулировка проблемы и т.д.
Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные «разогревающие» приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, миниэксперименты.
Психологические игры
Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.
Функции игры: - познавательная;
- коммуникативная;
- развивающая;
Игры обычно проводятся по следующей схеме (И.Вачков):
● создание игровой проблемной ситуации;
● «проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета;
● подведение итогов игры; анализ игровой ситуации; обсуждение хода и
результатов игры, действий и переживаний участников [3].
В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.
Заключение
Несмотря на то, что современная школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у неё сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, однако и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остается актуальным.
Присутствие психолога в школе стало привычным как для преподавателей и учащихся, так и для родителей. Сфера его деятельности расширяется, охватывая не только диагностическую и коррекционную работу, но и работу развивающего, профилактического характера. Психологи все чаще используют фронтальные развивающие занятия, что важно, так как из поля зрения не выпадают в целом благополучные дети и семьи.
Работа профилактического характера с родителями учащихся также становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. Если такая работа проводится регулярно и в системе, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.
Изучив особенности работы (содержание, формы и методы) педагога-психолога в школе по психологическому просвещению родителей мы определили правила для обеспечения её эффективности.
1. Уточнить для себя знания о методах работы. Оценить свои возможности и способности работать в данном режиме. Определить, как и где можно научиться их применять. Составить план освоения данных методов и шаг за шагом продвигаться по нему.
2. Исследовать аудиторию, в которой будите работать.
3. Избегать наукообразной терминологии, канцелярского языка, желания философствовать, неопровержимых истин и особенно банальных общих мест.
4. Наладить связь с теми родителями, которые уже участвовали в вашей совместной работе. При встрече с ними постараться выяснить, какую пользу принесли им ваши занятия.
5. Применяя указанные методы, в конце встречи организовать обсуждение достигнутых результатов и дискуссии.
6. Подводя итоги, акцент ставить не на сравнении или победителях, а на путях, способах работы, применение которых обеспечило им успех в принятии решения.
7. Для организации работы необходима соответствующая организационная ситуация. Чтобы понять, есть ли такая ситуация, изучить все плюсы и минусы своей организации и условия, необходимые для их эффективного применения.
8. Учитывать, что введение новой технологии работы с родителями по их просвещению может вызвать сопротивление некоторых лиц, если это приведет к обесцениванию смысла их работы. В этом случае привести веские аргументы.
«Анкета, анкета, анкета + правила. правила, правила = нервы, нервы, нервы. Не связывайте себя правилами и рекомендациями по рукам и ногам. Главное, перед вами есть простор для творчества.»[9, С.88]
Таким образом, работа психолога по психологическому просвещению родителей направлена прежде всего на решение задач психопрофилактического плана и ориентирована не столько на сегодняшний день, сколько на «завтра», на будущее. Именно поэтому важно проявлять терпение, чтобы дождаться всходов посеянных школьным психологом зерен психологических знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Рекомендации родителям по способам правильного общения с детьми
- Покажите ребенку свою любовь, наладьте с ним контакт. Слушайте свое сердце, именно это поможет вам в общении с ребенком так, как ничто другое.
- Не реагируйте на все поступки сына или дочери, так как это может вызвать обратную реакцию, закрепить нежелательное поведение.
- Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.
- Сами найдите путь к своему ребенку, почувствуйте, что необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.
- Не копите обиды на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом.
- Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет наказан.
- Если вы чувствуете, что не правы — признавайтесь в этом, не бойтесь потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.
- Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, так как некоторые конфликты возникают из-за того, что ребенок хочет утвердить свою самостоятельность.
- Исходите при воспитании ребенка из следующего утверждения: «Ребенок – абсолютная ценность семьи и общества», которое находит
отражение в программе развития личности «Эркээйи».
- Организуйте сотрудничество семьи и школы, руководствуясь принципами целенаправленности, систематичности, результативности.
- Активизируйте психолого-педагогическое самообразование родителей, распространяйте богатый опыт семейного воспитания, сделайте доступными широкому кругу людей положительные семейные традиции.
- Активно привлекайте отцов к воспитательному процессу, внеклассным
мероприятиям.
- Повышайте роль отца в семье, его авторитет, достоинство.
- Ознакомьтесь с книгой известного публициста Лины Тарховой о
проблеме современных отцов в воспитании («Воспитать мужчину»,
1992 г.), с публикациями материалов республиканской конференции
отцов, общественно-политического движения «Семья».
- Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с
целью укрепления его самооценки.
- Помогите ребенку поверить в себя и свои способности.
- Помогите избегать ошибки.
- Поддержите ребенка при неудачах, верьте в его способность преодолевать жизненные трудности.
- Примите индивидуальность ребенка.
- Возрастные и психологические особенности развития личности ребенка.
- Психологическая готовность к школьному обучению.
Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй