Особенности работы педагога-психолога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Содержание

одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Работа содержит 1 файл

Особенности работы педагога-психолога с семьей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

А.Ю.Монахова предлагает несколько моделей «встреч с проблемами» [9].

Модель 1. Чаще других используется в разработке «Родительских собраний» и представляется следующей последовательностью шагов.

        1. «Ввод» в проблему.

Задача этапа: собрать фактический материал.

        1. Проблематизация.

Задача этапа: продемонстрировать проблему перед родителями.

        1. Депроблематизация.

Задача этапа: теоретическое представление проблемы, комментариев.

        1. Проектирование практических действий.

Задача этапа: поиск возможностей применения.

 

Модель 2.

              1. Определение проблемы («мы не знаем, что делать»).
              2. Подготовка наглядных средств для предъявления проблемы.
              3. Осуществление исследовательской деятельности преимущественно в группе: поиск вариантов решения.
              4. Подведение итогов.
              5. Оценка процесса.
              6. Оценка содержания.
              7. Практическая реализация.

 

Модель 3.

1.      Осознание наличия проблемы и её значения.

2.      Преобразование проблемы в такой вид, при котором она поддается решению.

3.      Выработка (выдвижение) различных вариантов решения.

4.      Выработка, принятие решения.

5.      Применение.

 

Модель 4.

1.      Видение проблемы на основе собираемой информации по схеме:

Плюсы

Минусы

Возможности

Препятствия

 

2.      Выявление динамики изменений.

3.      Ответ на вопрос, устраивает ли родителей выявившееся «завтра».

4.      А дальше по схеме: формулировка проблемы и т.д.

Чтобы задать динамику исследованию, нужны специальные «разогревающие» приемы: эвристические вопросы, интересные задания, тесты, миниэксперименты.

 

Психологические игры

 

Игра – модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способности, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации  игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, к самой игре, культурная ситуация в целом.

Функции игры: - познавательная;

                           - коммуникативная;   

                                   - разрешающая;

                                   - объединяющая;

                                   - организующая;

                           - развивающая;

                                   - настраивающая;

                                   - психотерапевтическая.

Игры обычно проводятся по следующей схеме (И.Вачков):

● создание игровой проблемной ситуации;

● «проживание» проблемной ситуации, развертывание игрового сюжета;

● подведение итогов игры; анализ игровой ситуации; обсуждение хода и

   результатов игры, действий и переживаний участников [3].

В процессе занятий используются следующие игровые методы: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на то, что современная школа проявляет определенную готовность к принятию психолога и у неё сформирована система адекватных или неадекватных ожиданий относительно результатов его работы, однако и сегодня задачи психологического информирования и популяризации психолого-педагогических знаний остается актуальным.

Присутствие психолога в школе стало привычным как для преподавателей и учащихся, так и для родителей. Сфера его деятельности расширяется, охватывая не только диагностическую и коррекционную работу, но и работу развивающего, профилактического характера. Психологи все чаще используют фронтальные развивающие занятия, что важно, так как из поля зрения не выпадают в целом благополучные дети и семьи.

Работа профилактического характера с родителями учащихся также становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми. Если такая работа проводится регулярно и в системе, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

Изучив особенности работы (содержание, формы и методы) педагога-психолога в школе по психологическому просвещению родителей мы определили правила  для обеспечения её эффективности.

1.       Уточнить для себя знания о методах работы. Оценить свои возможности и способности работать в данном режиме. Определить, как и где можно научиться их применять. Составить план освоения данных методов и шаг за шагом продвигаться по нему.

2.       Исследовать аудиторию, в которой будите работать.

3.       Избегать наукообразной терминологии, канцелярского языка, желания философствовать, неопровержимых истин и особенно банальных общих мест.

4.       Наладить связь с теми родителями, которые уже участвовали в вашей совместной работе. При встрече с ними постараться выяснить, какую пользу принесли им ваши занятия.

5.       Применяя указанные методы, в конце встречи организовать обсуждение достигнутых результатов и дискуссии.

6.       Подводя итоги, акцент ставить не на сравнении или победителях, а на путях, способах работы, применение которых обеспечило им успех в принятии решения.

7.       Для организации работы необходима соответствующая организационная ситуация.  Чтобы понять, есть ли такая ситуация, изучить все плюсы и минусы своей организации и условия, необходимые для их эффективного применения.

8.       Учитывать, что введение новой технологии работы с родителями по их просвещению может вызвать сопротивление некоторых лиц, если это приведет к обесцениванию смысла их работы. В этом случае привести веские аргументы.

«Анкета, анкета, анкета + правила. правила, правила = нервы, нервы, нервы. Не связывайте себя правилами и рекомендациями по рукам и ногам. Главное, перед вами есть простор для творчества.»[9, С.88]

Таким образом, работа психолога по психологическому просвещению родителей направлена прежде всего на решение задач психопрофилактического плана и ориентирована не столько на сегодняшний день, сколько на «завтра», на будущее. Именно поэтому важно проявлять терпение, чтобы дождаться всходов посеянных школьным психологом зерен психологических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Рекомендации родителям по способам правильного общения с детьми

 

-         Покажите ребенку свою любовь, наладьте с ним контакт. Слушайте свое сердце, именно это поможет вам в общении с ребенком так, как ничто другое.

 

-         Не реагируйте на все поступки сына или дочери, так как это может   вызвать обратную реакцию, закрепить нежелательное поведение.

-         Попытайтесь разобраться в поведении ребенка, внимательно выслушайте, а потом начинайте действовать. Ваша первая реакция на происходящее может быть неверной.

 

-         Сами найдите путь к своему ребенку, почувствуйте, что  необходимо для наилучшего контакта с дочерью или сыном.

 

-         Не копите обиды на ребенка. Вместо этого попытайтесь разобраться в тех чувствах, которые вызывают у вас сын или дочь, обсудите их с супругом.

 

-         Не устанавливайте слишком много запретов. Но те, которые  существуют, нарушать нельзя. Ребенок должен знать, за что он будет      наказан.

 

-         Если вы чувствуете, что не правы  — признавайтесь в этом, не бойтесь      потерять авторитет, так как хуже то, что ребенок перенимает ваш стиль     поведения, даже если не прав, отстаивает свое мнение.

 

-         Чаще давайте почувствовать ребенку, что вы считаетесь с его мнением, так как некоторые конфликты возникают       из-за        того,        что  ребенок  хочет  утвердить   свою самостоятельность.            

                       

-         Исходите при воспитании ребенка из следующего утверждения: «Ребенок – абсолютная ценность семьи и общества», которое    находит 

     отражение в программе развития личности «Эркээйи».

 

-         Организуйте сотрудничество семьи и школы, руководствуясь      принципами целенаправленности, систематичности, результативности.

 

-         Активизируйте психолого-педагогическое самообразование родителей, распространяйте богатый опыт семейного воспитания, сделайте доступными широкому кругу людей положительные семейные традиции.

 

-         Активно привлекайте отцов к воспитательному процессу, внеклассным 

     мероприятиям.

 

-    Повышайте роль отца в семье, его авторитет, достоинство.

 

-         Ознакомьтесь с книгой известного публициста Лины Тарховой о

     проблеме современных отцов в воспитании   («Воспитать мужчину»,     

     1992 г.),  с публикациями  материалов  республиканской    конференции

     отцов, общественно-политического движения «Семья».

 

-         Сосредоточьтесь  на  позитивных сторонах и преимуществах ребенка с 

     целью укрепления его самооценки.

 

-    Помогите ребенку поверить в себя и свои способности.

 

-    Помогите избегать ошибки.

 

-         Поддержите ребенка при неудачах, верьте в его способность      преодолевать жизненные трудности.

 

-    Примите индивидуальность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

Примерные темы родительских собраний

 

- Возрастные и психологические особенности развития личности ребенка.

 

- Психологическая готовность к школьному обучению.

Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй