Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.
одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.3.2. Активные методы работы
Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени.
Теория и практика организации работы с родителями может строится на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения». как отмечает Л.Л.Гримак, безнадежен и тормозит собственное творческое развитие личности.
Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиции и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.
Исследовательская ориентация в организации просветительской работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.
В работе с родителями можно использовать различные активные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты.
Психологическая лекция в школе: содержание и методика
Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция – это форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории (Приложе-
ние 4).
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы. Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. В ходе чтения психологических лекций школьный психолог работает с целью удовлетворения имеющегося у людей интереса к психологии вообще и рассказывает о возможностях практической психологии относительно решения школьных проблем в частности. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог. Заканчивать работу желательно рефлексией.
Особенности лекционной работы заключаются в следующем:
- При чтении психологических лекций, желательно, чтобы аудитория слушателей была однородной и интересовалась, в целом, общими проблемами.
- Для чтения психологических лекций необходимо выбирать время, удобное для большинства родителей - родительское собрание.
Продолжительность психологической лекции может колебаться от 15 минут до одного часа.
- Для чтения лекций выбирается либо актовый зал школы, либо одна из классных комнат. Не рекомендуется читать лекции в учительской или кабинете директора.
- При составлении тематической программы лекций психолог должен учитывать два основных условия: состав слушателей, которым он читает лекцию и интересы этих слушателей.
Как успешно читать в школе лекции по практической психологии.
Чтение лекций по практической психологии для слушателей, не имеющих психологического образования, отличается существенными особенностями.
Во-первых, практическая психология направлена на описание событий и фактов душевной жизни людей и поэтому явно или неявно практической психологией интересуются все: и учителя, и родители, и школьники.
Во-вторых, большинство слушателей считают себя знатоками практической(«жизненной») психологии. У каждого человека есть свой личный опыт, своя система ценностей, размышлений и выводов.
В-третьих, слушатели интуитивно предполагают, что «психолог будет читать лекцию «по-психологически»: увлекательно, свободно, понимая и принимая мнения и позиции присутствующих, излучая внутренний свет доброжелательности и уверенной открытости. Они ждут от психолога приятного, содержательного общения, открытия для себя чего-то нового и полезного, мудрых и глубоких размышлений о жизни и профессии.
К сожалению, многие практические психологи не придают должного значения данному обстоятельству – читают лекции «как получится». Н.В.Самоукина утверждает, что «непсихологично» читать психологические лекции они не имеет права, т.к. если школьный психолог не сумеет заинтересовать аудиторию своей темой и своей профессией, его личный авторитет снизится, а общее отношение школы к психологии будет ухудшаться[17].
При помощи правильно построенных лекций психолог стремится скорректировать систему школьных ожиданий – описать формы и методы конкретной психологической помощи и возможные результаты психологической работы, что позволяет ему в некоторой степени нейтрализовать неадекватные школьные ожидания и расширить представления слушателей о практической психологии в школе. Кроме того, положительной стороной лекционной работы является и то, что она позволяет за довольно непродолжительный период времени охватить практически все школьные группы, а также, что немаловажно, познакомиться с ними.
Как преодолеть волнение и страх?
В деловой, психологической и психотерапевтической литературе основная часть рекомендаций по технике чтения лекций посвящена разработке способов нейтрализации волнения и страха лектора [17, с.87]
Начнем с самого главного: как понять, вследствие какой причины возникает излишнее волнение и страх перед слушателями?
Определить основную причину своего сверхволнения, используя упражнение «Как понять самого себя» [17, с.88] и начать работу над собой.
Если работая над своим состоянием начинаешь избавляться от страхов и сверхволнения перед выступлением, то необходимо сделать второй шаг – самый главный – как подать «образ-себя» на психологической лекции.
Когда лектор начинает говорить перед аудиторией в первые минуты люди вроде бы и не слушают то, что он говорит. Его рассматривают, с ним «знакомятся»: привыкают к звуку голоса, оглядывают внешность, оценивают манеру поведения и «про себя» стараются сделать выводы относительно черт характера.
Только после того, как личное знакомство-привыкание произошло и лектора приняли, в глазах слушателей появляется интерес. Но информация и знания, которые несет лектор в аудиторию, могут быть интересны или не интересны слушателям в зависимости от того, как сам психолог, личностно почувствовал и понял эти знания.
Таким образом, перед лекцией необходимо не только содержательно подготовиться справиться со своим сверхволнением, но, - главное! – тщательно продумать, какой ОБРАЗ-СЕБЯ психолог может и хочет предложить аудитории, который, в свою очередь, зависит от неё.
«ОБРАЗ-СЕБЯ» складывается из следующих деталей поведения психолога:
- внешнего вида (одежда, выражения лица, тональности голоса, манеры себя вести);
- демонстрации психологической роли перед аудиторией с передачей эмоциональной окраски этой роли;
- основной ценностной направленности выступления (что вас волнует и против чего вы боретесь);
- первых фраз-размышлений, с которых психолог начинает свое выступление.
Рассмотрим детали «ОБРАЗА-СЕБЯ» более подробно.
Внешний вид психолога. Если психолог выступает перед родителями в обычной, государственной школе, то его внешний облик должен быть скромным, но в меру респектабельным. Психолог должен продемонстрировать слушателям уверенность спокойного и знающего человека. Говорить следует открыто, с доверием, можно дать понять слушателям, что у вас тоже случаются трудные ситуации по воспитанию собственных детей, с которыми вы, как правило, справляетесь.
Роль психолога при чтении лекции.
Психолог – нейтральный «информатор», предлагает психологические знания, а родители сами должны решить, что и как им делать.
Психолог – «жизненный философ», спокойно и рассудительно размышляет о проблемах человека, его жизни, образования и воспитания.
Психолог несет в своем поведении на лекции пафос любви к детям, говоря о психологической поддержке.
Психолог демонстрирует проблемность, сложность, озабоченность.
Психолог играет тревогу, «бьет в набат», говорит о предстоящей опасности, если предлагаемые им психолого-педагогические рекомендации не будут реализованы в семье.
Ценностная направленность лекционного выступления.
Кроме проигрывания на лекции какой-либо роли, психолог должен показать слушателям, что придерживается определенных нравственно-этических ценностей в работе и жизни. Какие же ценности лектор-психолог может транслировать в своем выступлении?
- Идея всепобеждающего оптимизма.
- Идея полного доверия ребенку, подростку, старшекласснику.
- Идея рационального взвешивания и другие.
Фразы и рассуждения, с которых желательно начинать психологическую лекцию. Каждый лектор знает, что первые фразы его выступления имеют внушающее воздействие на слушателей.
Первое рассуждение, которое произносит психолог-лектор в начале лекции, зависит от нескольких причин: аудитории, выбранной роли и ценностной направленности лекции, темы выступления, внезапно возникшей ситуации, состояния и настроения психолога в данный момент, индивидуальных особенностей и склонностей психолога. Но важно то, чтобы первые фразы психолога и слова были глубоко личными, присущими только ему, несущими отпечаток именно его индивидуальности, его «Я». И в то же время психолог должен показать себя таким человеком, который готов проявить открытость и доверие к слушателям и говорить с ними так, как будто давно является их хорошим знакомым.
Типичные ошибки психолога-лектора
Наблюдая за тем, в какой манере психологи обычно читают лекции в школе перед родителями, можно выделить ряд допускаемых ими типичных ошибок, препятствующих установлению благоприятного психологического контакта лектора с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сферы – в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей слушателей. В чем же заключаются типичные ошибки психолога-лектора?
- Частое употребление сложной психологической терминологии.
- Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога.
- Демонстрация психологического высокомерия.
- Демонстрация менторской позиции.
- Чтение лекции в описательной манере.
- Неэффективная организация лекционного материала.
Итак, читать лекции в школе по практической психологии не совсем просто. Необходимо учитывать многие факторы: ориентироваться на аудиторию, переходить на её язык, стараться, чтобы лекционный материал был интересен слушателям и соответствовал их потребностям и ожиданиям. Необходимо читать лекцию «по-психологически»: открыто и уверенно, красиво подавая ОБРАЗ-СЕБЯ, проявлять себя интересным человеком и личностью, имеющей богатый жизненный опыт. Важно стремиться высказывать свое личное мнение, апеллировать к своему жизненному и профессиональному опыту, умело и к месту рассказывать о самом себе. Помнить, что аудиторию, практически любую, интересует прежде всего психолог – человек, его жизнь и переживания. Если люди почувствуют доверие к психологу как к человеку и профессионалу, они примут те знания и ту информацию, которую он дает в лекции. Необходимо активно и эмоционально начинать свою лекцию, чтобы сразу же заинтересовать слушателей, активизировать их внимание, пригласить к диалогу и совместной по-человечески задушевной беседе.
Дискуссия
Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
Приемы организации дискуссии
«Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными.
«Форум» - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями по какой-либо проблеме.
«Симпозиум» - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
«Дебаты» – обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент».
Метод исследования
Получение знаний на исследовательской основе противостоит распространенной в практике работы с родителями – манере констатирующего изложения материала – и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями.
Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй