Особенности работы педагога-психолога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Содержание

одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Работа содержит 1 файл

Особенности работы педагога-психолога с семьей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Тематическое выступление содержит психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителя теме.

Тематическое родительское собрание предоставляет максимальные возможности для психолога. Он может целиком взять на себя организацию такого собрания, а может стать одним из организаторов и действующих лиц вместе с педагогами и администрацией[20].

Основа профессиональной позиции психолога на родительском собрании

Формирование конструктивного взаимодействия психолога с родителями в рамках родительского собрания с учетом его особенностей требует от психолога особой позиции. Наиболее точно можно охарактеризовать её, описав основные принципы поведения психолога на собрании ( по М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко) [20].

Под принципами они понимают определенные идеи, которыми психолог может руководствоваться при организации работы. Если техники и технологии отвечают на вопрос «как?» в содержательном и тактическом аспекте, то принципы отвечают на вопрос в стратегическом аспекте.

Принцип безопасности. Важно помнить, что пока человек находится в состоянии тревоги, он закрыт для конструктивного сотрудничества. Поэтому задача психолога – создать для родителя ситуацию безопасности. Также важно, чтобы психолог демонстрировал безоценочное отношение к родительским мнениям и установкам.

Принцип учета реальной ситуации. Необходимо помнить, что слова психолога на собрании ничего не изменят в реальной ситуации, но могут усугубить у родителей чувство вины за то, что они недостаточно делают для ребенка, и вызвать защитные реакции. Очень важно, чтобы рекомендации и предложения были реалистичными и выполнимыми. Если психолог дает нереальные рекомендации, его значимость как специалиста снижается. Практическая рекомендация содержит ответ на вопрос «как?». Рекомендация не должна формулироваться «от противного».

Принцип нейтральной позиции. Нейтральная позиция практически проявляется в готовности психолога к рассмотрению разных точек зрения и стремлению представить ситуацию в различных аспектах.

Принцип сотрудничества. Г.Л. Бардиер полагает, что взаимодействие психолога и родителя наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям»[20,С.20]. И это действительно так. «Если психолог и родитель поделятся друг с другом тем, что они знают, вместе они смогут решить проблемы ребенка и создать оптимальные условия для его развития» [20,С.20]. Давая рекомендации, следует соблюдать предельную тактичность и осторожность. Для психолога наиболее продуктивна субъект-субъектная позиция, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству.

Принцип распределения ответственности. Вопрос о распределении ответственности за детей между школой и родителями традиционно относится к числу тех, которые открыто не обсуждаются, тем самым создается почва для недопонимания и взаимного недовольства. В настоящее время доля ответственности психолога за детей однозначно не определена. Поэтому психологу необходимо четко сформулировать родителям свою позицию, объяснив, что он может сделать и чего не может.

Структура родительского собрания

Как правило, родительское собрание состоит из двух частей:

1)     общей части (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.);

2)     индивидуальной части, растянутой по времени (индивидуальная консультация нескольких родителей по вопросам, интересующим их).

Родительское собрание не должно только констатировать неудачи детей в учебе, обсуждать личность учащихся, предъявлять к ним претензии (особенно к детям). Необходимо попытаться превратить родительское собрание из скучного, обязательного занятия в хорошую традицию, в занятия по «реализации потребностей» родителей в доверии и понимании, принятии и уважении, безопасности и т.д.

Эффективность родительского собрания можно повысить если:

● Ориентироваться на ресурсы родителей как интеллектуальные, так и

   эмоциональные.

● Удовлетворять принципам:

- активности (следовать желаниям родителей);

          - оптимальности (выбирать для обсуждения проблемы, требующие 

            объединения усилий и совместного принятия решения);

          - значимости (выбранные для обсуждения тема, проблема должны быть 

            актуальны и принимаемы изнутри);

          - результативности;

          - сотрудничества (помощь друг другу в решении проблем детей,   

            объединение усилий, понимание того, что проблемы ребенка в семье

            решают родители, а учебные проблемы – школа).     

● Проводить только те собрания, необходимость которых очевидна.

●Заранее сообщать тему родителям, проводить всю техническую подготовительную работу.

● Начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

● Организовывать обмен мнениями и идеями.

● Стремиться к интеграции различных взглядов, а не к компромиссу.

● Проводите рефлексию.

Критерии значимости выбираемых для обсуждения на родительском собрании тем

        1. Тема должна соответствовать потребностям и интересам большинства родителей. Это требует большой гибкости при планировании.
        2. Родители должны принимать участие в отборе и разработке тематики собраний.
        3. Выбранная тема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность. Наиболее важные темы те, которые облегчают понимание вопросов, представляющих интерес для всех.

Таким образом, темы и проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих родителей (Приложение 2).

 

Тематические встречи с родителями

 

Тематические встречи психолога с родителями имеет смысл проводить тогда, когда они следуют общей логике деятельности психолога в школе и направлены на решение актуальных психолого-педагогических задач. Смысл этих встреч заключается в повышении компетентности родителей, что необходимо для создания и поддержания благоприятных условий развития и образования детей.

В ходе обсуждения какой-либо проблемной темы следует направить внимание родителей на уже имеющиеся у них возможности и ресурсы, которыми они могут воспользоваться при взаимодействии с детьми.

Нужно, чтобы родители имели представление о том, куда и как может быть приложена их активность по отношению к детям и когда она может оказаться избыточной.

Таким образом, для родителей результатом тематических встреч с психологом будет получение полезной информации, которой они смогут воспользоваться в процессе воспитания и обучения своих детей и взаимодействия с ними. Желательно, чтобы встречи психолога с родителями на собраниях проходили регулярно (не менее двух раз в год). В этом случае можно говорить о том, что ведется работа, направленная на повышение уровня психологической компетентности родителей. Содержание и последовательность тематических встреч должны определяться логикой психологического развития детей и соответствовать различным ступеням образовательной системы (начальная, средняя, старшая школа).

Можно выделить два варианта тематических встреч психолога с родителями в рамках собрания.

  ●  Выступление психолога является частью общего собрания, проводимого классным руководителем. Психолог выступает с коротким (10-15 минут) тематическим сообщением, содержание которого созвучно общему контексту собрания и заранее согласовано с классным руководителем (Приложение 3).

  ● Тематическое собрание проводится психологом самостоятельно или совместно с классным руководителем и представляет собой развернутую форму работы с родителями, которые приходят на встречу, чтобы обсудить конкретную тему психологического содержания. Длительность встречи может определяться темой собрания, заинтересованностью участников, но, как правило, её продолжительность составляет от 40 минут до 1,5 часа.

Каждый из этих вариантов имеет свои сильные и слабые стороны. Но важно помнить, что в любом случае тематика выступления психолога должна определяться её актуальностью для родителей[13, С.24-25].

При взаимодействии с родителями на собрании следует:

-         проявлять доброжелательность, уважительное отношение к родителям и детям, с уважением относиться к мнению родителей, их опыту, не допускать оценочных суждений как со  своей стороны, так и со стороны родителей по отношению друг к другу;

-         придерживаться определенного содержания, соблюдая определенную заранее логику;

-         описывать психологические феномены понятным, доступным языком, избегая употребления профессиональной терминологии;

-         следовать принципу конфиденциальности, не предоставлять на собрании никакой информации о конкретных детях, диагностических данных и т.д.;

-         акцентировать внимание родителей на их собственных возможностях и ресурсах, поддерживать их позитивную оценку себя в качестве родителя.

Подготовка к тематическому сообщению

Запрос на тематическое содержание может исходить и от родителей, и от педагогов. Часто психолог сам выступает с инициативой вынесения на обсуждение какой-либо темы, исходя из своих представлений о её актуальности.

При подготовке к сообщению можно использовать следующий план действий (по М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко):

-         обозначить актуальность темы, сказать о том, почему родителям необходимо обратить внимание на эту проблему именно на данном этапе развития детей;

-         кратко охарактеризовать проблемное содержание темы, рассказать о возможных, в том числе и неблагоприятных, последствиях прохождения детьми данного периода возрастного развития;

-         перечислить различные аспекты заявленной темы, выделив тот, который будет рассмотрен на данной встрече;

-         обсудить с родителями выделенный аспект, уделив внимание психологическим феноменам и их причинно-следственным связям, основываясь на общепсихологических знаниях, опыте наблюдения и взаимодействия с учащимися конкретного класса;

-         наметить пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся, акцентируя внимание на роли родителей в этом процессе; объяснить каким образом родители могут способствовать благополучному развитию детей или, наоборот, затруднять его;

-  сообщить о возможности индивидуальных встреч с психологом для более подробного обсуждения темы в приложении к ситуации конкретного ребенка и его родителя. Если тема у многих вызвала живой интерес, можно предложить провести отдельное тематическое собрание[20].

Подготовка к тематическому родительскому собранию

Тематическое родительское собрание предполагает добровольное участие родителей. Учитывая трудности, связанные с возникновением сопротивления у родителей, невысоким уровнем интереса, а также несколько настороженным отношением к новым формам работы с представителем школы, необходимо уделить особое внимание подготовительному этапу тематического родительского собрания.

Основные задачи подготовительного этапа:

1.Выбор возможных тем родительских собраний, формулирование их названий.

2.Повышение уровня мотивации родителей на участие в  тематическом   родительском собрании.

3.Сбор информации, данных, которые помогут конкретизировать тематическое содержание собрания для конкретного класса.

4.Подготовка тематического содержания собрания, планирование последовательности обсуждаемых вопросов в соответствии с целями и задачами собрания.

Последовательность действий психолога на подготовительном этапе тематического родительского собрания может быть такой (по М.Ю.Чибисовой, Н.В.Пилипко):

-         сформулировать названия тем так, чтобы они вызывали интерес родителей, желание принять участие в собрании;

-         организовать участие родителей в выборе темы собрания, разработав анкету для родителей и проведя опрос;

-         обработать результаты анкетирования, выбрать темы, вызывающие наибольший интерес у родителей, установить последовательность тематических встреч (не более 2-3 в течение года);

-         разработать проект собрания по выбранной теме (сформулировать цель, задачи собрания, осмыслить, какая информация, в том числе диагностического характера, может понадобиться при подготовке к нему);

-         собрать и проанализировать информацию диагностического характера в контексте темы (опрос и/или тестирование учащихся; анализ данных психологического наблюдения, бесед с классным руководителем);

-         наладить взаимодействие с родителями в ходе подготовки к собранию;

-         продумать содержание предстоящего собрания, составить план его проведения, определить порядок обсуждаемых вопросов;

-         пригласить родителей на собрание[20].

Таким образом, важной задачей психолога на этапе становления практической психологии в образовании является его участие в формировании психологической культуры родителей. Необходимо время, чтобы завоевать доверие и вызвать интерес у родителей. Только терпение, доброжелательное и уважительное отношение к родителям, их опыту позволит психологу добиться желаемого результата.

Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй