Особенности работы педагога-психолога с семьёй

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. По мнению ученых, в настоящее время всё чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Содержание

одержание:
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 3
Глава 1. Особенности работы педагога-психолога с семьей. . . . . . . . . . . . 6
1.1.Цели и задачи работы педагога-психолога с родителями. . . . . . . . . . . 6
1.2.Трудности и проблемы, возникающие в работе с родителями. . . . 7
Глава 2. Основные психологические концепции воспитания
родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1.Понятие «воспитание родителей», его особенности. . . . . . . . . . 9
2.2.Основные концепции и модели воспитания родителей. . . . . .. . . 10
Глава 3. Психологическое просвещение родителей в работе
педагога-психолога на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 13
3.1.Понятие психологического просвещения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.2.Функции педагога-психолога и содержание психологического
просвещения родителей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 14
3.3.Формы и методы психологического просвещения родителей. . . . . . . 15
3.3.1. Коллективные формы работы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... . 16
3.3.2. Активные методы работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 35
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 37
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Работа содержит 1 файл

Особенности работы педагога-психолога с семьей.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И.В.Гребенников). В 70 - 80-е годы под руководством И.В.Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособности педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.

Таким образом, все перечисленные модели можно разделить на две группы:

- индивидуалистические и общественно направленные;

- с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания.

 

Глава 3

 

Психологическое просвещение родителей в работе педагога-психолога на современном этапе

 

3.1. Понятие психологического просвещения

 

Что собой представляет психологическое просвещение, каковы его цели и задачи, содержание работы и функции педагога-психолога в данном направлении, какие существуют формы и методы? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, прежде всего, осмыслить это понятие.

Психологическое просвещение – это формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении  возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования раскрывается понятие психологического просвещения как направления работы по формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей[8, С.10-14].

Таким образом, психологическое просвещение – это один из видов деятельности педагога психолога, он примыкает к психопрофилактике (по И.В.Дубровиной) и психологическому консультированию[16, С.55].

Просветительская работа направлена на создание таких условий, в рамках которых педагоги, учащиеся и родители могли бы получать профессионально и личностно значимые для них знания.

 

3.2. Функции педагога-психолога и содержание психологического

просвещения родителей

 

Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса, т.е. выделяются три направления работы: с детьми;

                                                          с педагогами;

                                                          с родителями.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях:

-  психологическое просвещение;

- социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

В вопросах просвещения родителей проявляется проблема отбора содержания. По мнению М.Р.Битяновой в задачу педагога-психолога не должна входить передача систематизированных психологических знаний родителям. Пользуясь редкими встречами с родителями, психолог может попытаться ознакомить их с актуальными проблемами детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения, оказание им психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата [1, С.58], (Приложение 1).

В ходе психологического просвещения педагог-психолог исполняет следующие функции:

    1)знакомит родителей с основами общей, педагогической, социальной, возрастной психологии;

    2)популяризирует и разъясняет результаты новейших отечественных и зарубежных психологических исследований, в том числе в области педагогической, социальной, возрастной психологии;

    3)формирует у родителей умение и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития;

    4)обосновывает важность овладения навыками психологической саморегуляции в деятельности и общении.

Таким образом, просвещение как вид практической профессиональной деятельности привычна для психолога; это наиболее безопасный вид психологической работы и для самого специалиста, и для его аудитории. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующим у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.

 

3.3. Формы и методы  психологического просвещения родителей

 

Психологическое просвещение – один из традиционных и наиболее распространенных видов работы , общий как для педагога-психолога, так и для психотерапевта, независимо от того где, в каком учреждении или в какой из отраслей практики они работают.

В медицине сложились следующие формы и методы просветительской работы:

- вербальные индивидуальная и групповая беседы, публичная лекция, выступления в средствах массовой информации, психологический анализ поведения людей);

- наглядные (бюллетень, буклет, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, выставки, подборки психологической литературы).

Поскольку практическая психология в большинстве случаев копирует и заимствует многое из системы организации здравоохранения, то правомерно применение таких видов просветительства и в практике психологии.

Из педагогики заимствована форма психологического просвещения - это родительское собрание, тематическое выступление, занятия, уроки, семинары.

Совсем не обязательно всю эту работу проводить самому психологу – он может пригласить специалистов, Но содержание всех этих форм обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели бы предметом своего обсуждения и конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента учащихся и прочих, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

Практическая работа психолога с родителями в их просвещении реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия, которые описаны в книге Н.В.Клюевой «Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг». Рассмотрим некоторые формы просветительской деятельности педагога-психолога с родителями.

 

3.3.1. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

 

Групповая работа и её возможности

 

Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении заседаний методических объединений, на психолого-педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с родителями. Первоначально групповая работа входила составной частью в методики социально-психологического тренинга, коллективных методов принятия решения и генерирования идей. Большинство школ групповой работы возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальт-психологии, гуманистической психологии. Многие современные формы работы являются модификациями зарубежных моделей. Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет, особенно в 90-е годы, специалистами в области управленческого консультирования, социально-психологического тренинга. Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства её достижения и устанавливают нормы взаимодействия (А.Я.Лейманн). Проблемы групповой психологии – проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений – принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.

Мнение специалистов по поводу верхнего предела группы значительно расходятся. Распространенными являются представления, сформировавшиеся на основе так называемого «магического числа» – 7+2 (означает количество предметов, одновременно удерживаемых индивидуумом в памяти).

Другой принцип определения верхнего предела малой группы: если группа задана в каком-то конкретном размере и если этот размер достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний.

Размер группы оказывает влияние на поведение её членов:

-         чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;

-         чем больше группа, тем более формализованным становится общение между её членами, возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных её участников.

На связь между размером группы и особенностями поведения людей указывает и известный в социальной психологии индекс торможения. Он представляет собой отношение «мягких действий» к импульсным и агрессивным: с возрастанием размера группы индекс торможения уменьшается (эффект «шумных компаний»).

Групповая работа с родителями реализует несколько функций:

-         коммуникативную – создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;

-         личностно-ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;

-         содержательную – направленную на решение проблем;

-         инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;

-         умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

В своем развитии группа, состоящая из родителей, проходит несколько этапов.

На предварительном этапе психолог оформляет заказ на совместную работу родителей: четко формулирует задачу, которая будет поставлена перед родителями, создает необходимые условия её функционирования.

На этапе формирования задача психолога заключается в том, чтобы стимулировать процессы группообразования (сплочения), создать обстановку доверия, задать первичные нормы общения и способы взаимодействия.

При вступлении группы в фазу конфликта психолог активизирует процессы осмысления происходящего, ориентирует участников работы на понимание, развитие своих позиций и умение услышать позицию другого.

На этапе консолидации происходит переход на этап понимания каждым членом группы значения совместной работы и своего места в этом пространстве.

Процессы развития группы не следует форсировать, они должны естественным образом вырастать из происходящего в группе.

В содержательном слое групповой работы возможно проявление некоторых психологических эффектов, таких как: эффект группового давления, фактор смещения риска. Психолог должен культивировать обстановку, в которой будет происходить совместная работа над проблемой, а не принятие единоличных  решений.

Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого её члена, по отношению к которому фон, как организатор контактов и как основной инструмент воздействия на личность.

Кроме того, на эффективность групповой работы влияют характер, значимость проблемы и восприятие её сложности глазами участников группы. Важен и состав группы: в частности, наличие в группе участников, имеющих затяжной личностный конфликт, может привести к снижению эффекта.

Перед началом работы родители формулируют общие правила, в необходимости которых они убеждаются в ходе работы. Введение правил позволяет проводить работу более направленно и организованно.

Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие: степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы, степень взаимопонимания, взаимоподдержки, готовность к продуктивному сотрудничеству, совместимость, удовлетворенность проделанной работой и т.д. [9].

.

Функции психолога, ведущего занятия с родителями в группе

Позиция психолога, его стиль общения зависят от групповой ситуации и уровня развития группы. Основные функции психолога, ведущего занятия с родителями, могут быть следующими (Н.В.Клюева, Рудестам).

        1. Руководящая функция заключается в том, что психолог осуществляет 

       методическое обеспечение занятий, предлагает программу работы.

2.          Экспертная функция заключается в том, что психолог помогает участникам провести анализ работы. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

3.          Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее. Анализ зависит от интерпретации схем, которыми владеет психолог.

Информация о работе Особенности работы педагога-психолога с семьёй