Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики особенностей
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
2) Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
3) Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
4) Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
5) Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
6) Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.
Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.
Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.
Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.
Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.
Заключение.
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Валя курсовая.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

 

Таким образом, разновозрастное  детское сообщество имеет больший  потенциал для возрастного, личностного  развития дошкольников в отличие  от одновозрастного. Разновозрастные  группы являются дополнительной возможностью для нравственного развития, получения  более разнообразного опыта игрового, социального взаимодействия, естественного  речевого, интеллектуального развития. Разница в возрасте является лишь одним из условий, потенциальной  возможностью, которая может реализоваться, а может иметь и отрицательные  обратные последствия. Поэтому большое  значение имеет дальнейшая работа по исследованиям отношений детей  в разновозрастных группах, и  влиянию такого типа групп на дошкольников и на их психическое развития.

 

 

 

Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.

 

Организация педагогического  процесса в разновозрастных группах  требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными  и индивидуальными особенностями  детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого  ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями [32].

В целях рационального  построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три  подгруппы и в соответствии с  ними дифференцировать воспитательно-образовательную  работу.

Воспитательно-образовательная  работа в детском учебном учреждении осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей, а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.

В первом случае воспитатель  прежде всего создает условия  для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение  и правильные взаимоотношения детей  между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель  организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать  в соответствии с полученными  от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей  новым знаниям и умениям, развивает  познавательную активность.

На основании вышеизложенного  можно утверждать, что организация воспитательно - образовательного процесса напрямую влияет на психическое развитие детей.

При организации образовательного процесса в разновозрастных детских  коллективах у педагога появляется больше возможностей учета потребности  детей. Исторически сложилось так, что взаимодействие людей одного хронологического возраста возможно только в искусственно создаваемых группах. А такие группы создаются исключительно  только в системе образования. О  преимуществах организации взаимодействия детей разного хронологического возраста писали такие ученые, как  Байбородова Л. В., Дьюи Дж., Дьяченко В. К., Кон И. С., Кубраков Г. М., Макаренко А. С., Мудрик А. В.,. Петровский А. В и другие [30].

Анализ литературы показывает, что наиболее полно проблема разновозрастного обучения рассматривается в исследованиях  Байбородовой Л. В, которая выдвинула тезис, что в практике воспитания есть моноролевой подход, который ориентируется на освоение ребенком отдельной социальной роли, является явно ограниченным.

В работах Байбородовой Л. В. определены следующие специфические принципы социального взаимодействия в разновозрастных группах [3]:

 

    1. Интеграции и дифференциации социальных интересов школьников (отражает взаимообусловленность личных и групповых интересов в совместной деятельности учащихся);
    2. Вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших школьников (предусматривает постоянное обновление содержания и форм совместной деятельности школьников разного возраста);
    3. Динамичности и поливариативности ролевого участия школьников в социальных отношениях разновозрастной группы (предоставление широкого поля выбора и возможности выполнения учащимися разных ролей);
    4. Референтности и нонконформизма (в отношениях участников взаимодействия не допускается подавления личности в референтной группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник);
    5. Саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности школьников (добровольность объединения детей, предоставление школьникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности группы).

 

Позиция старшего, опытного, ведущего и принятие этой роли ребенком и его окружением определяются не только паспортным возрастом, но и уровнем  физического и социального развития. В связи с этим под разновозрастной  группой можно понимать общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического, социального  развития и объединенных на основе общего интереса.

Отмечается, что важным аспектом педагогического регулирования  межвозрастного взаимодействия в условиях разновозрастных группах является организация взаимообучения.

Под взаимообучением понимается овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния  учащихся друг на друга. При этом в  зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять  роль учителя или ученика. Обучая своего товарища, ученик не только передает информацию. В процессе коммуникации он актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать  как обучение другого и самого себя. Характер и содержание межвозрастного общения в значительной степени  определяются типом того учреждения, в рамках которого оно происходит (школа, клуб, летний лагерь), особенностями  воспитательной системы, сложившейся  или складывающейся в его рамках, особенностями среды, носителями которой  являются школьники.

К созданию предметно-развивающей среды в разновозрастных группах так же существуют определенные требования.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия [18]. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки образовательном учреждении. Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Такие авторы, как Балабан М. А., Береговой Я. А., Бережковская Е. Л., Гольдин A. M., Дьяченко В. К., Иванова Е. О., Карпович Д. И., Кравцова Г. Г., Кравцова Е. Е., Кушнир A. M., Лаптева Т. В., Леонтьева О. М., считают основным преимуществом обучения в процессе межвозрастного общения возможность отказа от устаревшей и во многом мешающей классно-урочной системы.

К недостаткам этой системы  относят одновозрастный состав, который  резко сужает круг делового взаимодействия детей, единую программу, которую должен усвоить каждый ученик данного класса за отведенное время, независимо от его  возможностей и желания, отсутствие у учащегося свободы выбора в  определении характера и объема содержания образования, стратегии  и тактики учебной деятельности. В одновозрастном классе каждому  ученику для сотрудничества, взаимодействия нужен только учитель, который все  объяснит, все расскажет, подскажет, укажет, что нужно дальше.

Анализ существующей литературы, описывающей технологию разновозрастного обучения, показал, что в практике работы отечественных и зарубежных школ сложились определенные подходы  к организации совместной деятельности детей разного хронологического возраста. Данные подходы достаточно полно описаны в исследованиях  Байбородовой Л. В [3].

Включение школьников разного  возраста в совместную деятельность обеспечивается следующими педагогическими  действиями:

    • организацией свободного целеполагания;
    • проведением совместных дел старших и младших учащихся в школе, социуме;
    • созданием клубов, объединений по интересам, разновозрастных содружеств;
    • проведением межвозрастных уроков, творческих занятий по выбору;
    • организацией деятельности временных и постоянных научно-исследовательских лабораторий, разновозрастных органов школьного самоуправления, временных и постоянных отрядов, самоуправляемых школьных кооперативов, лагерей труда и отдыха;
    • содействием в создании детских и юношеских общественных организаций;
    • использованием игровых и соревновательных средств, созданием ситуаций, побуждающих детей бороться за выживание.

 

Таким образом, разновозрастный  состав учащихся учебной группы дает возможность решать многие проблемы, стоящие перед современной общеобразовательной  школой. К достоинствам такой организации  образовательного процесса авторы относят  возможность и даже необходимость  отказа от традиционной классно-урочной  системы; реализацию права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни и позволят стать умнее и трудиться в соответствии со своими склонностями, возможностями; организацию важного аспекта педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях учебных разновозрастных групп. Использование в полной мере возможностей межличностного общения – необходимого условия развития в процессе образовательной деятельности предполагает опору на тип ведущей деятельности для организации совместной продуктивной деятельности представителей одного психологического возраста. Наличие широких возможностей для развития социального опыта подростков за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности активно используется педагогами в процессе организации межвозрастного взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного возраста имеет непосредственное влияние на психическое развитие детей. На основании этого можно так же утверждать, что при проведение определенных методик на выявление уровня психического развития можно повлиять на становление личности.

 

Заключение.

 

Данная работа написана в  рамках исследования теоретического материала и практических трудов, посвященных изучениям дошкольного возраста, специфики психического развития и его отличие в одновозрастных и разновозрастных групп.

 Анализ научно-методической литературы показал, что дошкольный возраст является важным и ответственным период в жизни человека, это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме.

Единственная деятельность, которая помогает ребёнку смоделировать  идеальную форму, позволяет действовать  внутри этой модели - это сюжетно - ролевая  игра. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять  на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка  и его отношение к действительности. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется  потребность быть как взрослый.

В разновозрастной группе отношения между детьми и взрослыми имеет иную структуру, вследствие чего, психическое развитие детей имеет свою специфику.

В разновозрастной группе ребёнок, на примере старших одногруппников, видит, чему он научится в ближайшем  будущем, то, чем овладел его старший  партнёр. Старший ребёнок может  показать младшему образец действия. Показывая и объясняя младшим  партнёрам способы выполнения задания, старшие лучше осознают их сами.

Кроме положительных моментов так же присутствуют отрицательнее. В силу меньшего уровня развития самоорганизации и саморегуляции поведения по сравнению со старшими, младшие дети могут проявлять нечувствительность при совместном взаимодействии: мешать, разрушать, нарушать и т.д. У старших детей процессы произвольности поведения находятся на стадии становления, вследствие этого они еще не способны в полной мере регулировать взаимодействия с младшими. Взаимодействия детей разного возраста, без помощи в соорганизации их взрослого, приобретают конфликтный или хаотичный характер - что влияет на отношения детей в разновозрастной группе в целом.

Информация о работе Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ