Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики особенностей
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
2) Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
3) Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
4) Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
5) Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
6) Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.
Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.
Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.
Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.
Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.
Заключение.
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Валя курсовая.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

 

           Есть и другая любовь: когда отвечает требования родителей, послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее.

Говоря об общении и  психическом развитии необходимо затронуть  обучение и развитие, а так же уровни развития. Раскроем это более  подробно в последующих главах.

 

Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.

 

Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.

 

Дошкольный возраст - особо  ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником – это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя[20]. В дошкольном возрасте у ребенка увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения.

Развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельности ребенок  еще не осваивает полностью, так  как мотивы, типичные для дошкольника, еще не соответствуют специфике  труда и учения как видов деятельности. Труд детей состоит в том, что  они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к  процессу деятельности. Элементы учебной  деятельности возникают первоначально  внутри других видов деятельности в  виде стремления ребенка чему-то научиться. Однако дети еще не могут отделить учебную задачу от практической, у  них нет особого отношения  ко взрослому, как к обучающему человеку.

Широта круга видов  деятельности ребенка-дошкольника  показывает, что он овладевает разнообразным  предметным содержанием. Расширяется  и усложняется также сфера  общения со взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательный и личностный. Ребенок обращается ко взрослому, как к источнику знаний о природном и социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, о людях, их отношениях и о самом себе.

Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения  приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное  отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик - физического  облика и пола (половая идентификация), как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя[28].

Так же необходимо отметить то, что одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка в дошкольном возрасте  из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. На данном этапе у ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, а следовательно создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. На основании этого можно утверждать, что ребенок в дошкольном возрасте начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Данное сравнение с  образцом и является осознанием своего поведения и отношением к нему с точки зрения этого образца. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми.

Ребенок осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и прочее. В дошкольном образе ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

В современной психологии является общепризнанным значение социальной среды и общения ребенка со взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности. Выготский Л.С.  в учение о структуре и динамике психологического возраста ввел понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристике возраста, раскрывающей отношения ребенка и его социального окружения[8].

 Социальная ситуация  развития - это своеобразное сочетание  того, что сформировалось в психике  ребенка и тех отношений, которые  устанавливаются у ребенка с  социальной средой [18]. Она, как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет [19]:

 

    1. объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);
    2. особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия.

 

Свойственными человеку формами поведения среди других людей ребенок овладевает в процессе психического развития. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции. По определению Божович Л.И., внутренняя позиция «это совокупность всех отношений самого ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений» [4].

Проявляется внутренняя позиция  через:

 

    • эмоционально окрашенные образы;
    • ситуативные ориентировки на усвоенные нормативы;
    • волю, выражаемую в упорстве;
    • другие частные психические достижения.

 

Рассматривая дошкольный возраст, необходимо обратится к  трудам такого ученного, как Эльконин Д.Б [31]. Он в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:

 

    • Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Пиаже Ж. [18] показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Обуховой Л.Ф. [24] показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и так далее.
    • Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Эльконин Д.Б. [31] замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.
    • Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.
    • Возникновение соподчинения мотивов. В дошкольном возрасте  можно отметить преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [25].
    • Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. Эльконин Д.Б. отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Эльконину Д.Б., появляется стремление управлять собой и своими поступками.
    • Возникновение личного сознания. Эльконин Д.Б. [31] в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, то есть появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [18].

У дошкольника возникает  осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все  может (начало самооценки). Говоря о  самосознании, часто имеют ввиду  осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и тому подобное). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет – личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

В результате возрастных кризисов происходит психологическое отделение  ребенка от взрослого, что создает  предпосылки для создания новой  социальной ситуации развития. Ребенок  выходит за пределы своего семейного  круга и установленных отношений  с миром взрослых людей. Центром  социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции. В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Основным моментом является то, что ребенок получает в игре возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Сюжетно-ролевая игра –  наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста [24]. Основная характеристика игры – наличие воображаемой ситуации.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические  качества и особенности личности ребенка.

Игра оказывает сильное  влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в  мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и  ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет  с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности  человека, позволяющей представить  другой взгляд и другую точку зрения.

Главное изменение в поведении  состоит в том, что желания  ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

В каждой игре есть свои игровые  условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Так же игра обусловлена  определенной темой и сюжетом.

Сюжет - это сфера действительности, которая отражается в игре [15].

Первоначально ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и другие.

Кроме того, игра на один и  тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в три - четыре года ребенок может посвятить ей только десяти - пятнадцати минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в четыре - пять лет одна игра уже может продолжаться сорок - пятьдесят минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Так же игра включает в себя такие составляющие, как [24]:

 

    • роль (главная, второстепенная);
    • игрушки, игровой материал;
    • игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком).

 

Младшие дошкольники имитируют  предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены  самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это  сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими  не ради самих действий, а ради стоящих  за ними отношений. Поэтому пятилетний ребенок, никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и  обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (три - пять лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (пять - семь лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Информация о работе Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ