Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики особенностей
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
2) Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
3) Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
4) Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
5) Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
6) Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.
Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.
Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.
Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.
Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.
Заключение.
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Валя курсовая.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение

Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.

Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.

Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.

Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.

Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.

Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.

Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.

Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.

Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.

Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.

Глава 3.2. Влияние организации  педагогического процесса на психическое  развитие детей в разновозрастных  группах. 

Заключение.

Библиографический список.

 

Введение.

 

«Детство - этап подготовки к будущей жизни» [2]. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие домодействующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Период от рождения до поступления  в школу является, по признанию  специалистов всего мира, возрастом  наиболее стремительного физического  и психического развития ребенка, первоначального  формирования физических и психических  качеств, необходимых человеку в  течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его  человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих  этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных  знаний и навыков и усвоения различных  видов деятельности. Формируются  не только качества и свойства психики  детей, которые определяют собой  общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой  «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.

 Воспитание и обучение  необходимо адресуется по всему  спектру психических качеств  ребенка, но адресуется по разному.  Основное значение имеют поддержка  и общее развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет неразвито на данном этапе, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Ведущую роль в психическом  развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые  заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

Говоря о дошкольном возрасте, как о фундаментальном периоде  становления личности, в частности  физического и психического развития ребенка необходимо отметить, что  кроме одновозрастных групп в  дошкольных образовательных учреждениях  имеют место и разновозрастные  группы.

В практике дошкольного воспитания всегда существовали разновозрастные  группы. Такие группы появляются в  силу разных причин: из-за трудностей комплектации групп детского сада, для решения  определенных коррекционно-педагогических или методических задач, как группы с особыми условиями организации  и так далее.

Отношение родителей и  воспитателей к таким группам  весьма противоречиво. Одни считают, что  разновозрастные группы обеспечивают лучшие условия для общего психического и морального развития: «старшие дети учатся помогать младшим», «младшие, подражая старшим, быстрее развиваются».

По мнению других, в разновозрастных  группах возникает больше проблем: «старшие обижают малышей», «малыши  мешают занятиям старших», «трудно  организовать детей» и пр. В последнее  время всё чаще наблюдаются случаи физического и морального насилия (так называемой дедовщины) не только в армии, но уже и в школе. Очевидно, что возможности предупреждения этого опасного явления могут  лежать в сфере дошкольного воспитания. Адекватная организация детских отношений в разновозрастной группе может выступить в качестве мощного ресурса личностного и социального развития ребёнка.

В этой связи чрезвычайно  важно понять специфику психического развития в дошкольных разновозрастных группах и выявить те факторы, которые влияют на его развитие.

 

На основании вышеизложенного, можно сказать, что данная проблема актуальна, что и обусловило тему нашей работы: «Особенности психического развития дошкольников в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения.

Целью исследования является изучение специфики особенностей психического развития дошкольников в разновозрастной группе.

Объектом исследования - дети дошкольного возраста в разновозрастной группе 3-7 лет.

Предметом исследования - особенности психического развития дошкольников.

В соответствии с целью  исследования определены следующие задачи:

    1. Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
    2. Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
    3. Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
    4. Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
    5. Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
    6. Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.

 

Теоретической основой исследования послужили работы: Немова Р.С., Мухиной В.С., Асеева В.Г., Дьяченко О.М., Кулагиной И.Ю., Поддьякова Н.А., Эльконина Д.Б..

Практическая значимость работы выражается в получении ее для воспитателей, педагогов, педагогов-психологов, дефектологов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Глава 1. Понятие  психического развития и его закономерности.

Глава 1.1.Понятие  о развитии и движущих силах развития.

 

Психическое развитие –  это те  изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении, поведении человека в результате биологических процессов в организме  и воздействия окружающей среды. Развитие это переход организма  на более высокую ступень [18].

Создано множество теорий объясняющих психическое развитие ребенка, которые объединены в два направления [18].

    1. Биологизаторское направление:  Наследственность определяет развитие ребенка.
    2. Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые, в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.

 

Таким образом, выделяют биологические и социальные факторы, влияющие на развитие.

Биологический фактор включает в себя наследственность, темперамент и задатки способностей, протекание внутриутробного периода активность ребенка. Социальный фактор это микро и макросреда, в которой живет ребенок.

Современные представления  о соотношении биологического и  социального, принятые в отечественной  психологии, в основном, базируются на положениях Выготского Л.С., который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.

Так же необходимо отметить, что любой процесс развития обусловлен движущими силами.

Под движущими силами подразумеваются  те противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе жизни [22].

Выделяют следующие группы противоречий:

    • между высокими потребностями и низким уровнем развития,
    • средой и уровнем развития,
    • между уровнем развития и формой деятельности.

 

Рассмотрим понятие ведущей  деятельности и ведущего типа общения, как основополагающих психического развития.

 

Глава 1.2. Понятие о ведущей деятельности, и ведущем типе общения.

 

Ведущая деятельность - это  та деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии [18].

Леонтьев выделяет  три признака  ведущей деятельности [19]:

    1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
    2. В ведущей деятельности изменяется личность.
    3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

 

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах  дети охвачены единой системой общественного  воспитания, ведущими в развитии ребенка  становятся следующие виды деятельности:

 

    • эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;
    • орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
    • сюжетно-ролевая игра дошкольника;
    • учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
    • личностное общение подростков;
    • профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

 

Потребность в общении  у ребёнка возникает очень  рано, примерно в один месяц после  кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.

Общение с взрослыми создаёт  хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой  для развития ребёнка:  движений, восприятия,  речи. Если потребность в общении не удовлетворяется, они отстают в психическом развитии. Такие дети  вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит название госпитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.

Лисина М. И. изучала изменение общения  ребенка с взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделено   четыре формы общения [20]:

 

    • Ситуативно - личностное (до 1 года). Особенность сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого;  привлекает только личность взрослого. Ограничено рамками ситуации общения. Содержание общения эмоциональный контакт.
    • 1-3 года -  ситуативно-деловое сотрудничество. Ранний возраст, эмоциональный контакт с мамой + потребность в сотрудничестве, которая реализуется в совместной деятельности с взрослыми.
    • 3-5 лет - внеситуативно – познавательное общение.

 

Побуждается познавательными  мотивами, вырывается из ситуации, где были ранее интересы. Источник информации – взрослый.

 

    • 4-6 лет     внеситуативно – личностное общение. Взрослый авторитет, чьи задания и требования принимаются по-деловому без капризов и отказа. Важно при подготовке к школе.
    • Младший школьник – деловое сотрудничество в учебной деятельности.
    • Подростки – стремление к независимости от взрослого, ограждение сторон жизни от контроля взрослых.
    • Старший школьник – интерес к взрослому опыту, доверие в отношении с взрослым.

 

Так же существуют определенные принципы общения взрослого и ребёнка:

 

    • Принятие ребёнка таким, какой он есть.
    • Безусловная любовь к ребёнку
    • - если ругают, всё равно ребенок знает, что его любят;
    • - если «двойка», то не говорят что он дурак;
    • - радуются успехам ребёнка.

Информация о работе Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ