Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение специфики особенностей
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
2) Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
3) Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
4) Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
5) Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
6) Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.
Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.
Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.
Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.
Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.
Заключение.
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Валя курсовая.docx

— 82.23 Кб (Скачать)

Игра так же имеет определенную роль в развитии психики ребенка:

 

    • В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
    • Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
    • В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
    • Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
    • В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация) [24].

 

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит во мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность  к творческому воображению.

Воображение – также одно из важнейших новообразований дошкольного  возраста. Воображение - форма психического отражения, состоящего в создании образов  на основе ранее сформированных представлений. Воображение имеет много общего с памятью - в обоих случаях  ребенок действует в плане  образов и представлений. Выготский Л.С отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением»[28]. Память в некотором смысле тоже можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве. И чем лучше развито воображение у ребёнка, тем разнообразнее его деятельность, его игра.

Из вышеизложенного материала  следует, что для полного понимания  картины дошкольного возраста и его закономерностей необходимо раскрыть как физическую сторону развития, так и особенности психического развития, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом.

 

Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.

 

Для того чтобы раскрыть в полной мере особенности психического развития, необходимо затронуть общее физическое развитие в дошкольный период.

В дошкольные годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей  в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до четырех-шести сантиметров в год, а затем на шестом-седьмом году жизни ускоряется до семи - десяти сантиметров в год. Данный период называется периодом физиологического вытяжения.

Прибавка в весе также  происходит неравномерно. За четвертый год ребенок прибавляет около полутора килограммов, за пятый - около двух килограммов, за шестой – два с половиной килограммов, то есть в среднем два килограмма в год. К шести - семи годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных  сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому  воздействию.

К пяти - шести годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.

Дети в этот период очень  подвижны, у них бурно развивается  мышечная система, что обуславливает  значительную нагрузку на скелет ребенка.

С пяти - семи лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов  дыхания. Дыхание становится все  более глубоким и редким.

Сердечно-сосудистая система  также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной  и выносливой.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка  значительно совершенствуется. Словарный  запас постепенно увеличивается. Уже  достаточно определенно выражает различные  эмоции - радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются, и развиваются моральные понятия, представления об обязанностях [24].

 

 

Глава 2.3.  Специфика  психического развития детей дошкольного  возраста и его основные линии.

 

Психическое развитие - процесс  количественных и качественных изменений  в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта  [29]. Из ранее изложенного нами мы знаем, что существуют биологические и социальные факторы психического развития.

Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будущее развитие. Они могут быть наследственными  и врожденными. К ним относятся  природные свойства организма, в  первую очередь строение и работа мозга. Строение и функции организма  ребенок получает в наследство от своих предков. От рождения он обладает человеческой нервной системой, мозгом, способным стать органом сложнейшей психической деятельности, свойственной человеку [24].

Однако природные свойства ребенка, не порождают психических  качеств, а создают предпосылки  для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям. Но необходимо отметить, что также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание, которые мы уже упоминали в предыдущих главах.

Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение  с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению  новых потребностей и интересов  и овладению новыми видами деятельности.

Но и виды деятельности, и формы общения взрослых с  детьми, существующие в современном  мире, - результат исторического  развития человечества. Ребенок - маленький  член человеческого общества, и все  условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и  воспитывается [5].

 Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.

В первые семь лет масса  мозга увеличивается в три  раза, изменяется строение, совершенствуются функции. Созревание мозга очень  важно для психического развития - благодаря ему увеличиваются  возможности усвоения различных  действий, повышается работоспособность  ребенка, создаются условия, позволяющие  осуществлять все более систематическое  и целенаправленное обучение и воспитание, а оно служит источником психического развития. Через общественный опыт ребенок получает материал для интеллектуального  и личностно-индивидуального развития - основных линий психического развития.

Чрезвычайно популярно в  современной психологии рассматривают  периодизацию психического развития Пиаже Ж. и Эриксона Э., где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка [29].

Пиаже Ж. в «Теории интеллектуального развития» рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти [25].

 Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде ( Индивид - отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду) [5], как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ «я», формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.

Личность понимается в  психологии как система отношений  человека к окружающему его миру, другим людям и к самому себе. Развитие личности включает в себя, с одной стороны, процесс усвоения индивидом социального опыта, а  с другой - активное воспроизведение  этого опыта, включение его в  социальную среду. В дошкольном возрасте формируется самосознание - осознание  себя и отношение к себе как  к физическому, духовному и общественному  существу; происходит развитие мотивов  поведения, связанных с интересом  детей к миру взрослых, проявление стремления ребенка подражать взрослым - это основа многих поступков ребенка, в частности волевых. Также развиваются  притязательные, соревновательные, игровые  и другие виды мотивов. При активном познании окружающего мира, при общении  с окружающими его людьми все  окрашено яркими переживаниями - происходит эмоциональное и волевое развитие ребенка.

Усвоение общественно-исторического  опыта, правил поведения предполагает:

 

    • во-первых, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать значение нравственных норм,
    • во-вторых, что у него вырабатываются привычки нравственного поведения, что является также важным качеством личности человека. [2]

 

 Опираясь на Леонтьева А.Н. можно сказать, что дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности [19].

 Именно поэтому, что  период дошкольного детства есть  период такого фактического складывания  психологических механизмов личности, - он так важен! [13].

Развитие основных линий  психики ребенка происходит в  ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид  деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических  качеств, которые необходимы для  его выполнения и совершенствования.

Обучение опережает психическое  развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая  роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала  научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом  уже самостоятельно [24].

Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам  происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое  развитие. Как говорил Штерн В.: «До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе». Однако вся эта дошкольная программа усваивается особым путем. До шести – семи лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью [14].

Рассмотрев физическое и  психическое развитие детей дошкольного  возраста и их особенности необходимо отметить, что для получения информации об уровне развития используются определенные методы.

Рассмотрим их более подробно в следующей главе.

 

Глава 2.3. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.

 

Основу любой науки  составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - от того, что она изучает. Методы детской психологии - это способы  выяснения фактов, характеризующих  развития ребенка.

Основными методами детской  психологии являются наблюдения и эксперимент [18].

 

Наблюдение.

 

В процессе наблюдения исследователь  целенаправленно прослеживает поведение  детей в естественных условиях и  строго фиксирует увиденное. Успешность наблюдения зависит от того, насколько  четко сформулирована его цель. Если исследователь до начала наблюдения не определит точно, какие стороны  поведения ребенка его интересуют, его впечатления буду расплывчаты  и неопределенны.

Информация о работе Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ