Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа
Целью исследования является изучение специфики особенностей
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотрение понятия психического развития и его закономерностей.
2) Закономерностей общего развития детей в дошкольном возрасте.
3) Изучение методов научно-психологического исследования развития дошкольников.
4) Изучение особенностей психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
5) Рассмотреть отличия одновозрастной и разновозрастной групп.
6) Изучить особенности психического развития в разновозрастной группе.
Введение
Глава 1. Понятие психического развития и его закономерности.
Глава 1.1.Понятие о развитии и движущих силах развития.
Глава 1.2. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения.
Глава 2. Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем.
Глава 2.1. Общая характеристика дошкольного возраста.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Глава 2.4. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Глава 3. Особенности психического и физического развития дошкольников в разновозрастной группе.
Глава 3.1. Понятие одновозрастной и разновозрастной группы и их различие.
Глава 3.2. Влияние организации педагогического процесса на психическое развитие детей в разновозрастных группах.
Заключение.
Библиографический список
Игра так же имеет определенную роль в развитии психики ребенка:
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит во мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Воображение – также одно
из важнейших новообразований
Из вышеизложенного материала следует, что для полного понимания картины дошкольного возраста и его закономерностей необходимо раскрыть как физическую сторону развития, так и особенности психического развития, так как они тесно взаимосвязаны друг с другом.
Глава 2.2. Особенности общего развития в дошкольном возрасте.
Для того чтобы раскрыть в полной мере особенности психического развития, необходимо затронуть общее физическое развитие в дошкольный период.
В дошкольные годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно - вначале он замедляется до четырех-шести сантиметров в год, а затем на шестом-седьмом году жизни ускоряется до семи - десяти сантиметров в год. Данный период называется периодом физиологического вытяжения.
Прибавка в весе также происходит неравномерно. За четвертый год ребенок прибавляет около полутора килограммов, за пятый - около двух килограммов, за шестой – два с половиной килограммов, то есть в среднем два килограмма в год. К шести - семи годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.
Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.
К пяти - шести годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.
Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.
С пяти - семи лет у детей начинают выпадать молочные и прорезываться постоянные зубы.
В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится все более глубоким и редким.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные развития, становится все более работоспособной и выносливой.
Нервно-психическое развитие
достигает значительного
Глава 2.3. Специфика психического развития детей дошкольного возраста и его основные линии.
Психическое развитие - процесс
количественных и качественных изменений
в психике ребенка на протяжении
онтогенеза: процесс усвоения ребенком
общественно-исторического
Новорожденный имеет предпосылки,
определяющие его будущее развитие.
Они могут быть наследственными
и врожденными. К ним относятся
природные свойства организма, в
первую очередь строение и работа
мозга. Строение и функции организма
ребенок получает в наследство от
своих предков. От рождения он обладает
человеческой нервной системой, мозгом,
способным стать органом
Однако природные свойства ребенка, не порождают психических качеств, а создают предпосылки для их образования. Сами же эти качества возникают благодаря социальным условиям. Но необходимо отметить, что также должны быть еще внешние источники психического развития, такие как, среда и воспитание, которые мы уже упоминали в предыдущих главах.
Главным условием психического развития ребенка является его актуальность, то есть деятельность, также общение с взрослым, то есть зона ближайшего развития. Движущей силой психического развития является постоянные противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей и интересов и овладению новыми видами деятельности.
Но и виды деятельности, и формы общения взрослых с детьми, существующие в современном мире, - результат исторического развития человечества. Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается [5].
Ребенок рождается с набором простейших форм поведения - безусловными рефлексами. Они ему необходимые не только чтобы выжить, но и для дальнейшего психического развития. На базе безусловных рефлексов очень рано начинают вырабатываться условные рефлексы, которые ведут к расширению реакций на внешние воздействия. В процессе усвоения общественного опыта отдельные рефлекторные механизмы объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и другие свойственные человеку психические качества.
В первые семь лет масса
мозга увеличивается в три
раза, изменяется строение, совершенствуются
функции. Созревание мозга очень
важно для психического развития
- благодаря ему увеличиваются
возможности усвоения различных
действий, повышается работоспособность
ребенка, создаются условия, позволяющие
осуществлять все более систематическое
и целенаправленное обучение и воспитание,
а оно служит источником психического
развития. Через общественный опыт
ребенок получает материал для интеллектуального
и личностно-индивидуального
Чрезвычайно популярно в современной психологии рассматривают периодизацию психического развития Пиаже Ж. и Эриксона Э., где раскрываются закономерности становления двух линий развития - интеллекта и личности ребенка [29].
Пиаже Ж. в «Теории интеллектуального развития» рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Познание ребенком окружающего мира происходит при помощи познавательных действий, которые приводят к возникновению психических явлений, и эти действия относятся к разным познавательным процессам: восприятию, мышлению, воображению, памяти [25].
Дошкольный возраст также является тем периодом детства, когда вместе с интенсивным развитием познавательных процессов происходит формирование качеств личности. Социальные условия способствуют развитию в индивиде ( Индивид - отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду) [5], как общественных свойств и способностей, так и индивидуальных качеств. Вначале у ребенка формируется самосознание, выделяет себя как носителя определенного имени, формируется психологический образ «я», формируется чувство половой принадлежности. Затем формируется мировоззрение и идеология, активная воля, где можно выявить способности ребенка, определить и развивать уровень его эмоционально-волевой сферы, формировать различные качества личности.
Личность понимается в
психологии как система отношений
человека к окружающему его миру,
другим людям и к самому себе.
Развитие личности включает в себя,
с одной стороны, процесс усвоения
индивидом социального опыта, а
с другой - активное воспроизведение
этого опыта, включение его в
социальную среду. В дошкольном возрасте
формируется самосознание - осознание
себя и отношение к себе как
к физическому, духовному и общественному
существу; происходит развитие мотивов
поведения, связанных с интересом
детей к миру взрослых, проявление
стремления ребенка подражать взрослым
- это основа многих поступков ребенка,
в частности волевых. Также развиваются
притязательные, соревновательные, игровые
и другие виды мотивов. При активном
познании окружающего мира, при общении
с окружающими его людьми все
окрашено яркими переживаниями - происходит
эмоциональное и волевое
Усвоение общественно-
Опираясь на Леонтьева А.Н. можно сказать, что дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство субъекта - единство личности [19].
Именно поэтому, что
период дошкольного детства
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.
Обучение опережает
Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие. Как говорил Штерн В.: «До школы ребенок приобретает обширный запас знаний, умений и навыков, что по своему объему он вполне может выдержать сравнение с программой обучения в школе». Однако вся эта дошкольная программа усваивается особым путем. До шести – семи лет знания приобретаются попутно с игрой или с практической, но отнюдь не с учебной деятельностью [14].
Рассмотрев физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста и их особенности необходимо отметить, что для получения информации об уровне развития используются определенные методы.
Рассмотрим их более подробно в следующей главе.
Глава 2.3. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.
Основу любой науки составляет изучение фактов. Те способы, при помощи которых добываются, выясняются факты, называются методами науки. Методы каждой науки зависят от ее предмета - от того, что она изучает. Методы детской психологии - это способы выяснения фактов, характеризующих развития ребенка.
Основными методами детской психологии являются наблюдения и эксперимент [18].
Наблюдение.
В процессе наблюдения исследователь
целенаправленно прослеживает поведение
детей в естественных условиях и
строго фиксирует увиденное. Успешность
наблюдения зависит от того, насколько
четко сформулирована его цель. Если
исследователь до начала наблюдения
не определит точно, какие стороны
поведения ребенка его
Информация о работе Особенности психического развития ребёнка в разновозрастных группах ДОУ