Особенности проявления тревожности в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;

4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список использованной литературы…………………………………..……45

Работа содержит 1 файл

Тревожность КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    3) Снятие мышечного напряжения – упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания [20;с.185].

         Необходимо учить детей продуктивной  работе, само отвлечению от своих  страхов и тревог. Можно предложить  представить себе ситуацию, с которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию. В трудной ситуации предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе» Необходимо различными путями поднимать самооценку ребенка и менять его мотивацию, в этой работе большое значение имеет тесное сотрудничество психолога с учителями и родителями. Важное значение, имеет дыхание, есть способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Известно, что одним из моментов результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Необходимо также обучать ребенка умению снижать значимость ситуации, понимать, достаточно относительное, значение «победы» или «поражения». Используется такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний. Ситуация, которая может вызвать тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания. Можно заранее и тщательно детально продумывать собственное поведение [4;с.224].

         Есть несколько правил во взаимоотношении  с тревожным ребенком, которые  могут помочь родителям и психологам:

     1)Способствуйте повышению самооценки  ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

     2) Не сравнивайте ребенка с  окружающими. 

    3) Чаще обращайтесь к нему по  имени. 

    4) Демонстрируйте образцы уверенного  поведения, будьте во всем примером  ребенку.

     5) Не предъявляйте к ребенку  завышенных требований, старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

     6) Используйте наказание в крайних  случаях, не унижайте ребенка,  наказывая его. 

    7) Будьте последовательны в воспитании  ребенка. 

    8) Общаясь с ребенком, не подрывайте  авторитет других значимых для  него людей.

    9) Будьте последовательны в своих  действиях, не запрещайте ребенку  без всяких причин, то, что вы  разрешали раньше.

    10)Доверяйте  ребенку, будьте с ним честны  и принимайте его таким, какой  он есть.

    11) Учитывайте возможности детей,  не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

    Если  ребенку с трудом удается, какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз  помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов  не забудьте похвалить. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем принесли радость и он не чувствовал себя ущемленным [17;с.55].

         Таким образом, для того, чтобы  освободить ребенка от тревоги,  нужно, прежде всего, развивать  доверие и любовь в семье.  Работа по преодолению тревожности, должна носить не узкофункциональный, а общий,  личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут служить причиной тревожности.

         Необходимо насыщать родителей знания и о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания, так как взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с тревожным ребенком. Успех в преодолении тревожности зависит и от самого ребенка. Необходимо учить его находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их самостоятельно. Работа должна проводиться до тех пор, пока симптомы тревожности не исчезнут из поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В последнее десятилетие, значительно  повысился интерес к проблемам  тревоги, эмоциональной и психической  напряженности. Состояние тревоги  является первой эмоциональной  ситуативной реакцией на самые  различные стрессоры, и поэтому  являются неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условиях.

    Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они: часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?" Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе ("Я же ничего не могу"). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

     Не пытаясь выяснить причину  тревожности невозможно и избавить  от нее личность. Известно, что  предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый человек с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от методов воспитания (гиперопека, повышенные требования, неверный оценочный стандарт в поведении значимымых людей и др.)

    Определенный  уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это  так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

В заключение моей работы можно сделать следующие  выводы:

1) Тревожность  может иметь ярко выраженную  возрастную специфику.

2) Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты, которые вызывают повышенную тревогу.

3) Тревожность   оказывает   влияние   на   формирование   личности,   ее  самосознание, самооценку, уровень  притязаний,  мотивы,  побуждающие  человека к различным формам  активности.

4) Периодически  переживаемое человеком чувство  тревоги влияет на выработку   им   личностной   стратегии поведения,   на  его поступки,   в состоянии   стресса,   в   условиях   конфликтного   выбора   принимаемых решений.

5) Тревога  может носить  как положительный,  так  и отрицательный характер.

     Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

     Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов  деятельности, возбуждение заинтересованности, воспитание чувства ответственности  в решении тех или иных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов /В Пер. с англ. А.

Валеева и Р.А. Валеевой. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.

 2. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». – Л.: Медицина, 1988.

3. Берн  Э. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. – М., Прогресс. 1995.

4.  Береслав  Г.М. Психология эмоций. – М:  Смысл; Издательский центр

«Академия», 2004.

5. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Московского  ун-та, 1989.

6. Китаев-Смык  Л.А. Психология стресса. –  М., 1983.

7. Костина  ЛМ. Методы диагностики тревожности.  – СПб.: Речь.2002.

8. Кочубей  Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.– М, 1988.

9. Макшанцева  Л.В. Тревожность и возможности  ее снижения у детей /

Психологическая наука и образование – 1988-№2.

10. Манере  Д. Социальная психология / Перев.  с англ. – СПб, 1997.

11.  Немов  Р.С. Психология: Учебник для студентов  высш. пед. Учеб.

Заведений. В 2-х  кн. Кн.2. Психология образования. – М., 1994.

12. Немов  Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008.

13. Обухова  Л.Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996.

14. Овчарова  Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М: Сфера, 1996.

15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая

природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

16.  Прихожан  А.М Психологический справочник, или как обрести

уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

17. Психология страха: Популярная энциклопедия. – М., 1999.

18. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. «Дошкольное   воспитание», 1996.

19. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы

исследования  тревоги/ стресс и тревога в спорте. – М., 1983.

20. Фрейд  А. Теория и практика детского  психоанализа: В 2т. - М.: Апрель- Пресс, 1999.

21. Хорни  К. Собр. соч. в 3 томах. –  М.: Смысл, 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности