Особенности проявления тревожности в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;

4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список использованной литературы…………………………………..……45

Работа содержит 1 файл

Тревожность КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

         Тревожность проявляется и в  психофизиологической сфере. В  ряде работ раскрывается связь  тревожности с особенностями  нервной системы, с энергетикой  организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний. В некоторых работах в качестве причины тревожности рассматриваются социальные проблемы личности, связанные с нарушениями в общении. Причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Так, в исследовании В.А. Пинчук показано, что: «...тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции – потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности – с другой» [21;с 48]. То, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности, отмечается и другими авторами.

         На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦИС). Рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику.

         Анализ публикаций позволяет  выявить основные негативные  стороны высокого уровня личностной  тревожности: 1) Личность с высоким  уровнем тревожности склонна  воспринимать окружающий мир,  как заключающий в себе угрозу  и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. А.М. Прихожан считает, что: «Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности». 2) Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний. Исследованиями доказано, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы. 3) Высокий уровень тревожности отрицательно влияет на результат деятельности. 4) Тревожность в числе некоторых индивидуально-психологических особенностей личности оказывает существенное влияние на профессиональную направленность.

         Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся  высоким уровнем тревожности, избегают ориентации на профессии, связанные с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек – природа» «человек – художественный образ». 5) Тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля. Если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемым уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок деятельности – адекватное отношение и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляли раздражительность нетерпеливость, вступали в полемику с экспериментатором или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивности деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Это отмечается в анализе поведения, как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования в ряде авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию в человеке уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения. 

1.3. Методы исследования  тревожности

         Первой проверенной методикой измерения тревожности стала методика Тейлора и Спенса. Это методика была разработана ими в начале 50-х гг. в университете штата Айова. Она была составлена из 50 пунктов знаменитого уже тогда Миннесотского многомерного личностного теста (ММРI). Эти пункты (утверждения) была отобраны экспериментами из 200 пунктов ММРI, как имеющие отношения тревожности и обладающие наиболее высокой содержательной валидностью. Шкала (ТМАS) многие годы была очень популярна и сейчас используется в  различных методах для диагностики тревожности. Как отмечал Спилбергер: «эта методика первично была предназначена не для измерения тревожности, а для измерения индивидуальных различий в мотивации или уровне  побуждения так, как эти понятия трактовались в теории побуждения основанного на эмоциях Спенса и Тейлора». При этом предполагалось, что различие в уровне тревожности при выполнении учебных задач будет отражать различия в уровне побуждения, что, подтвердило конструктную  валидносгь (ТМАS). В дальнейшем было обнаружено, что индивиды с высокими показателями; по данной шкале реагируют более высоким уровнем тревожности в стрессовых ситуациях, не  в ситуациях отсутствия стресса.

         На следующем этапе эмпирического  изучения тревожности существенный  вклад внесли Кеттел с сотрудниками, впервые использовав, мультивариативную технику для измерения изучения тревожности. Они просмотрели огромное количество опросников, рейтинговых шкал у физиологических показателей, предположительно относящихся к тревожности. Проведя анализ, обнаружились две различных фактора тревожности: тревожность–черта и тревожность – состояние. Кеттел Байер разработали 40-пунктный опросник шкалы тревожности, для оперативного измерения индивидуальных различий по тревожности – черте, который позже был переработан и стал называться по названию института, основанного Кеттелом. Примерно в то же время Цукерманом и его сотрудниками был разработан Список Эмоциональных Прилагательных. Он состоял из 21 прилагательного, которые описывают наличие переживаний тревожности или ее отсутствия (спокойствие, радость) и оценивались по 5-бальной Ликертовской шкале как ситуативно (здесь и сейчас), так и в качестве черты. В последствие этот список был расширен до 34 прилагательных для оценки ряда других эмоциональных состояний.

         Тогда же создается 32-пунктная шкала общей тревожности для детей, из которой на основе факторного анализа выделяется подшкала содержащая пункты о страхах личного вреда, и  содержащая  страхи болезни, отделения и потери родителей. Эта шкала хорошо себя зарекомендовала (высокая надежность и конструктная валидность) во всех возрастных группах с 7 до 15 лет.

    Но, пожалуй, наибольшую популярность приобрела  методика самого Чарльза Спилбергера  и его коллег. Которая при всей своей простоте оказалась наиболее надежным клиническим и исследовательским инструментом измерения тревожности, опирающимся как на представления Фрейда, так и на данные Кеттела и Байера, а также на собственные исследования Спилбергера.

         В этой методике тревожно-эмоциональное состояние понимается как неприятное, сознательно воспринимаемое чувство напряжения, опасения, нервозности, и беспокойства, связанное с активизацией вегетативной нервной системы. В свою очередь, тревожность – черта обладает характеристиками личностной диспозиции, которая предполагает индивидуальные вариации в склонности воспринимать широкий круг ситуаций как опасные и угрожающие. Предполагается при этом, что индивиды с высоким уровнем тревожности – как черты будут реагировать на воспринимаемые угрозы более частыми и интенсивным подъемом в тревожность – как состояние, по сравнению с индивидами с низким показателем по тревожности как черте.

    Методика  Спилбергера хорошо известна благодаря  русскоязычной версии, разработанной  Ю.Л. Хяиным. Однако до сих пор публикуемые  в российской печати версии могут отличаться друг от друга лишь содержанием вопросов, или инструкциями, или способом обработки полученных результатов. Следует отметить работу В.С. Мерлана, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями – физиологическим и психологическим. Особый интерес представляет исследование В.А. Бакаева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости (Бакаев, 1970). Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус.

         Многими отечественными и зарубежными  психологами были разработаны  методы для определения тревожности  у детей. Например: шкала для  психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (УН) является методикой, предназначенной для выявления степени выраженности невротизации. Методика разработана в 1974 г. сотрудниками лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. Бехтерева и рассчитана на людей в возрасте от 16 лет и старше.

         Методика изучения школьной тревожности  Б. Филипса предназначена для  изучения уровня и характера  тревожности, связанной со школой  у детей с 8 до 14 лет (состоит  из 58 вопросов). Проективная методика изучения тревожности детей (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен) позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7 лет, может проводиться только индивидуально. В ней используются стимульные карточки, разработанные для мальчиков и девочек.

         Особо изучается действие устойчивой  тревожности в так называемых оценочных ситуациях (тестовая тревожность). Значимость и специфически сложность подобных ситуаций, их непосредственная связь с представлением о себе делает их наиболее «тревогенными». Эта проблема подробно изучается в работах И.Х. Сарасона, в которых в частности, показано, что «Тревожность перед экзаменами отражает общую оценочную тревожность индивида» [4;с.49]. В одном из исследований, было показано, что результат тестов и экзаменов у детей с высоким уровнем тревожности хуже, чем у не тревожных, причем с возрастом эта тенденция усиливается.

         Характер тревоги может выявляться  с помощью экспериментальной  беседы. Детям и подросткам (от 5до 15) предлагается четыре картинки  из стандартных наборов, схематически  демонстрирующие мимику при переживаниях  различных эмоций: радости, страха, тревоги, гнева. Они должны назвать изображение эмоции (в случае затруднения это делает сам экспериментатор) и рассказать, объяснить, что, значит, переживать эти эмоции. Работа проводится с каждым индивидуально. Сегодня практически ни одно исследование не может обойтись без опросных методов, так как именно они дают неограниченный объем информации. Причем эта информация достаточно просто поддается количественной обработке и анализу. Так, например, Б. Рюбаш подчеркивает что: «надежные данные с тревожности детей могут быть получены путем опроса родителей воспитателей, учителей, но для этого требуется точность формулировок и хорошая обученность проводящего обследование и эксперта, оценивающего полученные данные». Важное место   занимают так называемые повествования. Они могут иметь характер:

    1) автобиографических историй о  случаях переживания сильных  эмоций

    (страха, гнева, тревожности и т.д.)

    2)  проективных рассказов по картинкам  (типа ТАТ-тест тематической апперцепции).

    3)  полупроективных рассказов («Как бы вы себя чувствовали? Что бы вам хотелось сделать в данной ситуации?»).

    4) свободных интерпретаций описания  состояний других людей.

         И конечно следует отметить  наблюдение, как метод изучения  тревожности. Специфика этого  метода такова, что получаемые с его помощью данные распределяются по заранее созданным категориям, которые затем могут сравниваться. Главное преимущество такого метода состоит в том, что исследователь может изучать причины тревожности в реальном времени, а недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая за испытуемым и так и не дождаться проявления его тревожности.

         Большинство исследователей тревожности  согласны в том, что проблема  тревожности как проблема собственно  психологическая  и в научном, и в клиническом плане – была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах Зигмунда Фрейда.

         Значение, которое Фрейд придавал  тревожности может быть, наиболее  ярко выражено в его лекции 1917 года: «...несомненно, что проблема  тревожности (страха) – узловой  пункт, в котором сходятся самые  различные и самые важные вопросы,  тайна, решения которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь».  Он очень скрупулезно подходил к анализу данного явления. Неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой  3. Фрейда по проблемам тревожности считается: книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх». До сих пор практически не одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу.

Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности