Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа
Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;
2) выделить некоторые методы исследования тревожности;
3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;
4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое исследование проявления тревожности
в учебной деятельности………………………………………………...............6
1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11
1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15
1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20
1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28
1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39
Заключение……………………..……………………………….………………43
Список использованной литературы…………………………………..……45
Тревожность проявляется и в
психофизиологической сфере. В
ряде работ раскрывается связь
тревожности с особенностями
нервной системы, с
На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦИС). Рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику.
Анализ публикаций позволяет
выявить основные негативные
стороны высокого уровня
Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся
высоким уровнем тревожности, избегают
ориентации на профессии, связанные с
техникой и знаковыми системами, предпочитая
профессии типа «человек – природа» «человек
– художественный образ». 5) Тревожность
по-разному сказывается на устойчивости
поведения и проявлении навыков его самоконтроля.
Если при низком уровне тревожности отмечается
сохранение испытуемым уверенности в
своих силах, отсутствие нервозности,
а в случае ошибок деятельности – адекватное
отношение и стремление исправить их,
то испытуемые с высоким уровнем тревожности
проявляли раздражительность нетерпеливость,
вступали в полемику с экспериментатором
или, признавая свой неуспех, стремились
объяснить его внешними причинами. Помимо
отрицательного влияния на здоровье, поведение
и продуктивности деятельности, высокий
уровень тревожности неблагоприятно сказывается
на качестве социального функционирования
личности. Так, тревожность рассматривается
как источник агрессивного поведения.
Это отмечается в анализе поведения, как
детей, так и взрослых. Кроме того, исследования
в ряде авторов показали, что тревожность
ведет к отсутствию в человеке уверенности
в своих возможностях в общении, связана
с отрицательным социальным статусом,
формирует конфликтные отношения.
1.3. Методы исследования тревожности
Первой проверенной методикой измерения тревожности стала методика Тейлора и Спенса. Это методика была разработана ими в начале 50-х гг. в университете штата Айова. Она была составлена из 50 пунктов знаменитого уже тогда Миннесотского многомерного личностного теста (ММРI). Эти пункты (утверждения) была отобраны экспериментами из 200 пунктов ММРI, как имеющие отношения тревожности и обладающие наиболее высокой содержательной валидностью. Шкала (ТМАS) многие годы была очень популярна и сейчас используется в различных методах для диагностики тревожности. Как отмечал Спилбергер: «эта методика первично была предназначена не для измерения тревожности, а для измерения индивидуальных различий в мотивации или уровне побуждения так, как эти понятия трактовались в теории побуждения основанного на эмоциях Спенса и Тейлора». При этом предполагалось, что различие в уровне тревожности при выполнении учебных задач будет отражать различия в уровне побуждения, что, подтвердило конструктную валидносгь (ТМАS). В дальнейшем было обнаружено, что индивиды с высокими показателями; по данной шкале реагируют более высоким уровнем тревожности в стрессовых ситуациях, не в ситуациях отсутствия стресса.
На следующем этапе
Тогда же создается 32-пунктная шкала общей тревожности для детей, из которой на основе факторного анализа выделяется подшкала содержащая пункты о страхах личного вреда, и содержащая страхи болезни, отделения и потери родителей. Эта шкала хорошо себя зарекомендовала (высокая надежность и конструктная валидность) во всех возрастных группах с 7 до 15 лет.
Но, пожалуй, наибольшую популярность приобрела методика самого Чарльза Спилбергера и его коллег. Которая при всей своей простоте оказалась наиболее надежным клиническим и исследовательским инструментом измерения тревожности, опирающимся как на представления Фрейда, так и на данные Кеттела и Байера, а также на собственные исследования Спилбергера.
В этой методике тревожно-
Методика Спилбергера хорошо известна благодаря русскоязычной версии, разработанной Ю.Л. Хяиным. Однако до сих пор публикуемые в российской печати версии могут отличаться друг от друга лишь содержанием вопросов, или инструкциями, или способом обработки полученных результатов. Следует отметить работу В.С. Мерлана, изучавшего вопрос симптомокомплекса тревожности. Испытание тревожности В.В. Белоус проводил двумя путями – физиологическим и психологическим. Особый интерес представляет исследование В.А. Бакаева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости (Бакаев, 1970). Уровень тревожности у испытуемых измерялся теми же методиками, которыми пользовался В.В. Белоус.
Многими отечественными и
Методика изучения школьной
Особо изучается действие
Характер тревоги может
1) автобиографических историй о случаях переживания сильных эмоций
(страха, гнева, тревожности и т.д.)
2)
проективных рассказов по
3) полупроективных рассказов («Как бы вы себя чувствовали? Что бы вам хотелось сделать в данной ситуации?»).
4)
свободных интерпретаций
И конечно следует отметить наблюдение, как метод изучения тревожности. Специфика этого метода такова, что получаемые с его помощью данные распределяются по заранее созданным категориям, которые затем могут сравниваться. Главное преимущество такого метода состоит в том, что исследователь может изучать причины тревожности в реальном времени, а недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая за испытуемым и так и не дождаться проявления его тревожности.
Большинство исследователей
Значение, которое Фрейд придавал
тревожности может быть, наиболее
ярко выражено в его лекции
1917 года: «...несомненно, что проблема
тревожности (страха) – узловой
пункт, в котором сходятся
Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности