Особенности проявления тревожности в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;

4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список использованной литературы…………………………………..……45

Работа содержит 1 файл

Тревожность КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

         Тревожность часто сопровождается  физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, грызение ногтей, дрожь рук, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появляются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. Например, перед экзаменом у пациента может быть понос и он может полностью сознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к: мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начинает понимать, что испытывал тревогу. Хотя физические проявления эмоций особенно заметно выражены в тревоге, они характерны не только для нее, но и для, например страха.

         Тревожность, как и страх, является  эмоциональной реакцией на опасность.  В отличие от страха тревожность  характеризуется, прежде всего,  расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, как при землетрясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты. Тревога, как отмечал К. Тольдштейн: «...вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности». Различные индивиды считают своими жизненно важными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации и в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные – например жизнь, свобода, дети, – однако лишь от условий жизни данного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения. Как справедливо подчеркивал Фрейд: «...тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощности перед надвигающейся опасностью» [18;с.163]. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетрясения, или внутренними, такими, как слабость, трусость, безынициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способности или готовности индивида бороться с опасностью

         Несмотря на свою отрицательную  окраску, страх (как и тревога)  выполняет разнообразные функции  в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. С эволюционно-биологической точки зрения страх может усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту.

         Таким образом, можно сделать  вывод о том, что тревожность  основана на реакции страха, а  страх является врожденной реакцией  на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

         Исследования, показывают, что тревога,  зарождается у ребенка примерно  в семимесячном возрасте. С точки  зрения М. Кляйн: «Тревожность  зарождается в младенчестве и  связанна с необходимостью установить контакт с объектами внешнего мира, к которым относится, по сути, все за пределами тела матери».[4;с.60] В качестве источника тревожности рассматривается травма рождения. Некоторые исследователи ставят силу этой травмы в зависимость от факторов внутриутробного развития, особенностей конституции ребенка, а также от характеристик постнатального развития, прежде всего, приступов крика, плача и т.п.

         Содержание тревоги и страхов  у детей и подростков неоднократно  изучалось в психологии, а так  же в социологии, педагогике, медицине. В исследованиях выделен ряд тревог и ряд страхов, типичных для детей разного возраста, и хотя отмечаются культурные, национальные различия, одновременно можно обнаружить и определенное сходство. Для дошкольников – это страх темноты, сказочные персонажи (волк, колдун, баба-яга....), воображаемые существа. Для младших школьников – боязнь оценки со стороны взрослых. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, болезни, смерти родителей. Можно обнаружить и определенные половые различия в источниках тревоги, которые оказываются более выраженными в подростковом и раннем юношеском возрастах.

         А. Юхаров изучал содержания  тревоги и страха у детей  от 3 до 15 детей. По материалам  этой работы в младшем школьном  возрасте в наибольшей степени оказался выраженным страх (тревожность), связанный со школой, причем он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать на занятия, что было наиболее характерно для девочек, У мальчиков в младшем школьном возрасте наиболее выраженным оказался страх физического насилия.

    Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной  это: «...неправильное воспитание и неблагоприятные  отношения ребенка с родителями, особенно с матерью». Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. В доброжелательных семьях дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Тревожность возрастает и после развода родителей. Не способствует внутреннему спокойствию ребенка и авторитарный тип родительского воспитания. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельность.

         Для маленького ребёнка семья  – это целый мир, в котором он живёт, действует,  делает открытия,  учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом» ребенок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

         Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова  считают, что тревожность развивается  вследствие наличия у ребенка  внутреннего конфликта, который  может быть вызван:

    1) Противоречивыми   требованиями   предъявляемыми   родителями,   либо родителями и школой (дет.  садом).

    2) Неадекватными требованиями родителей  (чаще завышенными).

    3) Негативными требованиями,  которые  унижают ребенка,  ставят его   в зависимое положение.

         Тревожных детей отличает чрезмерное  беспокойство, причем, иногда они  боятся не самого события, а  его предчувствия. Часто они ожидают  самого худшего. Такие дети  и впрямь думают, что хуже других  во  всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.  Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Они ищут одобрение и поощрение взрослых во всех делах. Повышенный уровень тревожности у ребенка свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с таким уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как слабому, неумелому. Это порождает общую модель действий, согласно которой формируется комплекс неполноценности, неуверенности в себе и своих возможностях. Дня них характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, ощущение сухости во рту; кома в горле, слабости в ногах. Уже к 4-5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение. Тревожность может быть сопряжена с нервозом или с другим психическим расстройством. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

         А. Адлер выдвигает три условия,  которые могут привести к возникновению  у ребенка неправильной позиции  и стиля жизни. Эти условия  следующие: 1) Органическая, физическая  неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другим,  приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой стили индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью. Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с  недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.

         2) К таким же результатам может  привести и избалованность. Возникновение  привычки все получать, ничего  не давая в обмен.  Легко  доступное превосходство, не связанное  с преодолением трудностей становится  стилем жизни. В этом случае  все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям Общество рассматривается такими детьми как враждебное. 3)Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, и не верит в возможность преодолеть их. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезным людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

         Умение любить других требует  развития и тренировки. В этом Адлер видит роль членов семьи и, прежде всего, матери и отца

         Тревога далеко не всегда выступает  в явной форме, поскольку является  довольно тягостным состоянием. И как только она возникает,  в душе ребенка включается  целый набор механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю и внутреннюю картину тревоги. Самый простой из психологических механизмов срабатывает практически мгновенно: лучше бояться чего, чем неизвестно чего-то. Так, возникают детские страхи. Страх – "первая производная" тревоги. Его преимущество - в его определенности, в том, что он всегда оставляет какое свободное пространство. Если, например, я боюсь собак, я могу гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. В случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истинной причиной тревоги, породившей этот страх. Ребенок может панически бояться школы, но в основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором очень трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается: Чем старше дети, тем реже, проявление страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги.

        Прибежищем многих детей, их  спасением от тревоги является  мир фантазий. В фантазиях ребенок  разрешает свои неразрешимые  конфликты, в мечтах находят  удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сам; по себе, фантазия – замечательное качество, присущее детям. Позволяющие человеку выходить в своих мыслях за пределы действительности, строил свой внутренний мир, нескованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако фантазии не должны быть полностью оторваны от реальности, между ними должна был постоянная взаимная связь. Фантазии тревожных детей, как правило, лишены  этого свойства. Мечта не продолжает жизнь, а скорее, противопоставляет себя ей. В жизни я не умею бегать – в мечтах завоевываю приз на районных  соревнованиях; я – не общительный, у меня мало друзей – в мечтах  являюсь лидером огромной компании и совершаю героические поступки, вызывающие у всех восхищения. Такой уход в свой иллюзорный мир недостаточно надежен – рано или поздно требование большого мир ворвутся в мир ребенка и нужны, будут более веские эффективные методы: зашиты от тревоги.

    Тревожные дети нередко приходят к простому умозаключению – чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению: Эрика Берна; «...они пытаются передать свою тревогу другим, поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности. Тревогу бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае, унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. Его речи и манеры небрежны, одежда имеет оттенок бесстыдства и излишней «раскомплексованности». И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы  избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.

      Распознать тревожных детей можно,  например, с помощью рисование.  Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей даже называют скромными, застенчивыми. Существуют так же критерии определения тревожности у ребенка, например по П. Бейкеру и М. Аворду: 1)Постоянное беспокойство. 2) Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо. З) Мышечное напряжение. 4)Раздражительность. 5)Нарушение сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его жизни.

         Работа с тревожным ребенком  сопряжена с определенными трудностями  и, как правило, занимает достаточно  длительное время. Необходимо  найти подход к тревожному  ребенку, правильно подобрать  методы снижения тревожности  и помочь достичь нужного результата. 

1.5. Методы и рекомендация  для снижения тревожности у детей

         В психологической практике в  настоящее время имеется достаточно  большой круг техник и приемов,  непосредственно направленных на  преодоление различных видов  тревожности, в том числе и предназначенных для работы с детьми.

         Специалисты рекомендуют проводить  работу с тревожными детьми  в трех направлениях: 1) Повышение самооценки – надо ежедневно проводить целенаправленную работу. 2) Обучение ребенка умению управлять собой в  конкретных, наиболее волнующих ситуациях – избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.

Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности