Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа
Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;
2) выделить некоторые методы исследования тревожности;
3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;
4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое исследование проявления тревожности
в учебной деятельности………………………………………………...............6
1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11
1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15
1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20
1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28
1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39
Заключение……………………..……………………………….………………43
Список использованной литературы…………………………………..……45
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
в
г. Люберцы
Курсовая
работа
на тему:
«Особенности
проявления тревожности
в учебной деятельности»
Дисциплина: Общая
психология
Специальность:
Психология
Научный руководитель:
Д. псх. н. Р.С. Немов Выполнила:
Студент группы
06/ПЗ-41
А.Н.Бех
Люберцы
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическое исследование проявления тревожности
в
учебной деятельности…………………………
1.1. Тревожный
ряд……………………………………………………………...
1.2. Виды
тревожности……………………………….………………
1.3. Методы
исследования тревожности………...……………………………..
1.4. Тревожность
и страх у детей… …………………………………
1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39
Заключение……………………..…………………………
Список
использованной литературы…………………………………..……45
Введение
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «агшегу», что в переводе на русский, как «беспокойство», «тревога». Неудивительно, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало и они носят достаточно фрагментальный характер.
И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на не разработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность самого термина тревожность занимают значительное место. При ее обсуждении неоднократно ставился вопрос о том, действительно ли тревожность представляет собой нечто единое или этим термином обозначается совокупность внешне сходных, но, по существу, совершенно разнородных явлений.
Список вопросов, которые являются очень важными как с научной, так и с практической точки зрения, где мнения исследователей значительно расходятся, очень обширен. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, являются проблемы соотношения, во-первых, тревожности и страха и, во-вторых, тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом или сферой жизни. И, наконец, один из главных вопросов – о сути тревожности как устойчивого образования, его причинах и формах.
Вопрос о причинах устойчивой тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование или как свойство темперамента.
В своей работе мне бы хотелось подробней проанализировать проблему тревожности и страха. Анализ современных психологических исследований тревожности и страха приводит к заключению, что они исходят в основном из трех источников: классической теории эмоций, психоанализа и теории научения. Согласно взглядам классиков теорий научения и представителей ее более современных ответвлений, тревожность и страх – очень близкие явления. На протяжении всей человеческой истории объекты, вызывающие страх и тревогу, претерпевают значительные изменения, их круг расширяется, прибавляется страх перед самим собой, перед достижениями науки и техники и многим другим.
И, конечно, считаю необходимым затронуть тему тревожности у детей. Так как, в настоящее время, увеличилось число тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психологическое самоощущение детей поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога и агрессия.
Я считаю, что исследование тревожности очень актуально в наше время. Понятие тревожность должно занимать важное место в психологических теориях и исследованиях. Необходимо выявить причины тревожности и страха. Это позволит нам избежать многих комплексов, порой не понимания со стороны окружающих.
Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;
2) выделить некоторые методы исследования тревожности;
3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;
4) рассмотреть
методы и приемы для снижения
тревожности у детей.
1. Теоретическое исследование проявления тревожности в учебной деятельности
В
настоящее время изучению состояния
тревоги посвящается большое
количество работ. Для достаточно полного
их анализа принципиальное значение
имеет уточнение некоторых
Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В.М, Лазарус Р., Прихожан А.М, Спилбергер Ч.Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, расположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами. Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко: «...это удобно, поскольку данный термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях».[19; с. 44]. Поэтому Спилбергер подчеркивает, что: «...достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах».[21; с. 12].
Основной причиной многозначности и неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных единиц; тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога, состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов».[13; с. 554]. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость в своей аргументации. «Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, как мобилизатор резервов психики». Такой подход к состоянию тревоги осуществлялся и А.Е. Ольшанниковой. Определяя функцию состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности». [19; с. 24].
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю.Л. Ханин отмечает, что: «Тревога как состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью осознаваемых, неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается наличием выраженной активизацией нервной вегетативной системы».[21; с. 174].
Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И.П. Павлов считал, что: «Состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности динамического стереотипа. При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние».[12; с. 68]. Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе которой формируется ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции.
Состояние
тревоги может также
Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей: необходимостью выбора между различными образами действия. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события и причины психологического характера. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние. В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта.
Тревога является существенным элементом процесса психической адаптации, которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, включая как эмоциональный, так и когнитивный, психовегетативный и двигательный.
Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности