Особенности проявления тревожности в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;

4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список использованной литературы…………………………………..……45

Работа содержит 1 файл

Тревожность КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

в г. Люберцы 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на тему:

«Особенности  проявления тревожности  в учебной деятельности» 
 

Дисциплина: Общая психология 

Специальность: Психология 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Д. псх. н. Р.С. Немов     Выполнила:

                    Студент группы

                    06/ПЗ-41

                    А.Н.Бех 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Люберцы 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный  ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность  и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список  использованной литературы…………………………………..……45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Среди наиболее актуальных проблем, возникающих  в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные  с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «агшегу», что в переводе на русский, как «беспокойство», «тревога». Неудивительно, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии. Количество публикаций по данной проблеме с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. Необходимо, правда, отметить, что все это в большей степени относится к западной науке. В отечественной литературе исследований по проблемам тревожности довольно мало и они носят достаточно фрагментальный характер.

    И все же, несмотря на значительное количество работ, указания на не разработанность и неопределенность проблемы, многозначность и неясность самого термина тревожность занимают значительное место. При ее обсуждении неоднократно ставился вопрос о том, действительно ли тревожность представляет собой нечто единое или этим термином обозначается совокупность внешне сходных, но, по существу, совершенно разнородных явлений.

    Список  вопросов, которые являются очень  важными как с научной, так  и с практической точки зрения, где мнения исследователей значительно расходятся, очень обширен. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, являются проблемы соотношения, во-первых, тревожности и страха и, во-вторых, тревожности как переживания, не связанного с каким-либо конкретным объектом или сферой жизни. И, наконец, один из главных вопросов – о сути тревожности как устойчивого образования, его причинах и формах.

    Вопрос  о причинах устойчивой тревожности  является центральным и вместе с  тем наименее исследованным в  изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование или как свойство темперамента.

    В своей работе мне бы хотелось подробней  проанализировать проблему тревожности  и страха. Анализ современных психологических исследований тревожности и страха приводит к заключению, что они исходят в основном из трех источников: классической теории эмоций, психоанализа и теории научения. Согласно взглядам классиков теорий научения и представителей ее более современных ответвлений, тревожность и страх – очень близкие явления. На протяжении всей человеческой истории объекты, вызывающие страх и тревогу, претерпевают значительные изменения, их круг расширяется, прибавляется страх перед самим собой, перед достижениями науки и техники и многим другим.

    И, конечно, считаю необходимым затронуть тему тревожности у детей. Так как, в настоящее время, увеличилось число тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Психологическое самоощущение детей поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога и агрессия.

    Я считаю, что исследование тревожности  очень актуально в наше время. Понятие тревожность должно занимать важное место в психологических теориях и исследованиях. Необходимо выявить причины тревожности и страха. Это позволит нам избежать многих комплексов, порой не понимания со стороны окружающих.

    Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить  некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть  понятия тревожность и страх  с разных позиций;

4) рассмотреть  методы и приемы для снижения  тревожности у детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретическое исследование проявления тревожности в учебной деятельности

    В настоящее время изучению состояния  тревоги посвящается большое  количество работ. Для достаточно полного  их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых теоретических  и методологических положений. Как  показано многими исследователями, прежде всего, важно четкое концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Многозначность в понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин, «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей; и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности. И свойства личности, которые даются через описание внешних и: внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.

    Свои  определения понятию «тревога»  давали Астапов В.М, Лазарус Р., Прихожан А.М, Спилбергер Ч.Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, расположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами. Одним из следствий неоднозначности трактовки понятия «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что некоторые авторы, особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н.И. Наенко: «...это удобно, поскольку данный термин свободен от отрицательных ассоциаций и указывает на необходимость изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях».[19; с. 44]. Поэтому Спилбергер подчеркивает, что: «...достичь согласия в определении данного понятия достаточно сложно, в частности из-за того, что исследователи тревоги часто используют различные термины в своих работах».[21; с. 12].

    Основной  причиной многозначности и неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных единиц; тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога, состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов».[13; с. 554]. Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность своего материала и слабость в своей аргументации. «Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, как мобилизатор резервов психики». Такой подход к состоянию тревоги осуществлялся и А.Е. Ольшанниковой. Определяя функцию состояния тревоги следующим образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности». [19; с. 24].

    Однако  чаще всего тревогу рассматривают  как негативное состояние, связывая ее с переживаниями стресса. Так, Ю.Л. Ханин отмечает, что: «Тревога как  состояние – это реакция на различные (чаще всего социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью осознаваемых, неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается наличием выраженной активизацией нервной вегетативной системы».[21; с. 174].

    Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени  как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание  тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях. Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением условий жизни. Еще И.П. Павлов считал, что: «Состояние тревоги вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности динамического стереотипа. При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и тревожное состояние».[12; с. 68]. Сюда нужно отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе которой формируется ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции.

    Состояние тревоги может также порождаться  отсрочкой, задержкой в появлении  ожидаемого объекта или действия. Чаще данное состояние возникает  при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного, может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. По мнению Б.Г. Ананьева: «Разнообразие теоретических подходов и терминологическая неоднородность в использовании понятий не исключают возможность разработки единой концептуальной системы анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального назначения». [19; с. 31]. Многими авторами указываются следующие функции тревоги; функция поиска и обнаружения источников угрозы, функция оценки сложившейся ситуации, управляющая, регулирующая и антиципирующая функции.

    Психологические причины тревоги могут быть вызваны  внутренним конфликтом, связанным с  неверным представлением о собственном  образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей: необходимостью выбора между различными образами действия. Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с неверным представлением об исходе предстоящего события и причины психологического характера. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с  неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние. В ряде работ описывается немотивированная тревожность, характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает состояние тревоги и аффекта.

    Тревога является существенным элементом процесса психической адаптации, которая определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Проявления тревоги отмечаются на различных уровнях психофизиологической организации, включая как эмоциональный, так и когнитивный, психовегетативный и двигательный.

Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности