Особенности проявления тревожности в учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение понятия «тревожность», рассмотрение понятий «тревожность» и «страх». В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научную литературу по теме исследования тревожности;

2) выделить некоторые методы исследования тревожности;

3) рассмотреть понятия тревожность и страх с разных позиций;

4) рассмотреть методы и приемы для снижения тревожности у детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическое исследование проявления тревожности

в учебной деятельности………………………………………………...............6

1.1. Тревожный ряд……………………………………………………………...11

1.2. Виды тревожности……………………………….………………………….15

1.3. Методы исследования тревожности………...……………………………..20

1.4. Тревожность и страх у детей… …………………………………………....28

1.5. Методы и рекомендации для снижения тревожности у детей…………...39

Заключение……………………..……………………………….………………43

Список использованной литературы…………………………………..……45

Работа содержит 1 файл

Тревожность КУРСОВАЯ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    Тревога связана с восприятием угрозы, что обусловливает ее сигнальное, биологическое значение в качестве сигнала возможного неблагополучия и опасности. Целесообразность тревоги зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение тревожности проявляется при умеренной выраженности тревожной реакции; в то же время тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения. Аналогичные соотношения существуют и во временном аспекте: если в острой стрессовой ситуации тревожность является адаптивным процессом, по сути, способом мобилизации защитных механизмов, то в условиях хронической психической напряженности тревожность трактуется уже как дезадаптивный процесс, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии. Как указывает Ц.Н. Короленко: физиологической форме синдрома психоэмоционального напряжения тревог сочетается с активацией, при патологической – с депрессией и апатией» [17; с. 99]. Н.Д. Левитов рассматривал тревогу как: «... проявление эмоциональной неустойчивости, связанное с переживаниями опасения нарушения покоя». [4; с. 118] Считается, что тревога лежит в основе любого психического нарушения. По выражению К. Хорони: «Тревожность является тем мотором, который запускает невротический процесс и поддерживает его течением. [1; с. 180].

    Тревожность закономерным образом возникает, как  в тех случаях, когда индивид  сталкивается с критическим, неодобрительным отношением окружающих, в частности воспринимаемым как угроза своему «Я», так и тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность и неэффективность на повседневной жизни. В то же самое время тревога представляет особо существенный элемент психической адаптации. Тревога, по интенсивности и  длительности неадекватной ситуации, препятствует формировании: адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции, и возникновению вторичных (осознанных или неосознаваемых) проявлений которые наряду с тревогой определяют психическое состояние субъекта, а в случае развития клинически выраженных нарушений психической адаптации: – картину этих нарушений. Таким образом, тревога лежит в основе Любви (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. 

    1.1. Тревожный ряд 

    Тревога развивается по определенным закономерностям, описываемым по Ф.Б. Березину динамическим рядом состояний (тревожный ряд) в порядке нарастания тяжести: ощущение внутренней напряженности =>  гиперестезические реакции => собственно тревога => страх => ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы => тревожно-боязливое возбуждение. Тревога, обозначаемая как ощущение неопределенной угрозы, характер и (или) время возникновения которой не поддаются предсказыванию.

         Важным  в организации эмоционального  поведения является гипоталамус,  представляющий собой достаточно  высокий уровень интегративной  деятельности мозга. В нем практически  нет зон, раздражение которых  вызвало бы вегетативные эффекты без параллельного возникновения эмоциональных реакций с чем может быть связана особая роль гипоталамуса среди лимбических структур, контролирующих тревогу и страх. Эта особая роль гипоталамуса объясняется также тем обстоятельством, что структуры других уровней мозга, включающиеся в эмоциональное возбуждение, находятся в морфологической и функциональной зависимости от эмоциогенных зон гипоталамуса. А раздражение этих зон можно использовать для получения экспериментальных моделей эмоционального стресса. Исследование тревоги и ее динамики при гипоталамических нарушениях у человека, предоставляет возможность деталъно проанализировать характер и динамику наблюдающихся аффективных состояний. Такое изучение позволило сформулировать представления о существовании тревожного ряда, который оказался неспецифичным для гипоталамических расстройств и представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации. Тревожный ряд включает несколько аффективных феноменов, закономерно сменяющих друг друга по мере возникновения к нарастанию тревоги.

    Ощущение  внутренней напряженности. Это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги. Создавая напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности – и тягостный душевный дискомфорт, это ощущение не имеет в то же время оттенка угрозы, а служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений. Именно этот уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение, поскольку ощущение внутренней напряженности способствует интенсификации и модификации активности, включению механизмов адаптации и при этом может не сопровождаться нарушениями интеграции поведения.

    Гиперестезические реакции. При нарастании тревоги они сменяют ощущение внутренней напряженности или присоединяются к нему. При проявлении гиперестезических реакций ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, привлекают внимание, а при большой их выраженности придают таким стимулам отрицательную эмоциональную окраску, что может лежать в основе недифференцированного реагирования, описываемого в частности, как раздражительность. С возникновением гиперестезических реакций может быть связан описываемый П.В. Симоновым переход от поведения, тонко специализированного, к реагированию по типу доминанты Ухтомского, в результате которого множество событий внешней среды становится значимым для субъекта.

    Собственно  тревога. Это центральный элемент рассматриваемого ряда, который проявляется ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности (немотивированная; свободно плавающая тревога). Как уже отмечалось, характерный признак тревоги – невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Неосозноваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием или бедностью информации, позволяющей в необходимой мере анализировать ситуацию, с неадекватностью ее логической переработки или несознаванием факторов, вызывающих тревогу» в результате включения психологических защит. Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации. В последнем случае структурированность ситуации может быть результатом несовместимости информации о причинах тревоги с установками субъекта.

    Страх, неосознаваемостъ причин тревоги, отсутствие связи ее с определенным объектом, невозможность конкретизировать ощущаемую угрозу делают невозможным и какую-либо деятельность, направленную на предотвращение и устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Опасность связывается с вероятностью наступления конкретных обстоятельств, с ожиданием соприкосновения с объектами, которые расцениваются как угрожающие. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх. Хотя объекты, с которыми связывается страх, необязательно имеют отношение к действительным причинам тревоги, конкретизация тревоги создает у субъекта представление о том, что угроза может быть устранена с помощью определенных действий. Такое представление не зависит от соответствия объекта, вызывающего страх, и реальных причин тревоги. Для его формирования необходимо только ощущение связи угрозы с конкретной ситуацией. Так, при гипоталамических нарушениях формирование страха одиночества, толпы, страха перед поездками на городском транспорте позволяло ослабить интенсивность расстройств  тревожного ряда за счет ограничительного поведения, дающего возможность избегать подобных ситуаций. Хотя такое поведение не затрагивало причины тревожных расстройств, тогда как до этого при ощущении неопределенной угрозы формирование поведения, уменьшающего тревогу, было невозможно. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы. Нарастание интенсивности тревожных расстройств, приводит субъекта к представлению о невозможности избежать угрозы, даже если она связывается с конкретным объектом, е определенной ситуацией. Так, страх перед возможным возникновением тяжелого соматического заболевания при появлении ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы сменяется ужасом перед неминуемой и близкой гибелью. Возможность возникновения ощущения неотвратимости надвигающейся катастрофы зависит только от интенсивности тревоги. При нарастании интенсивности тревоги это ощущение может возникнуть на базе любого страха (например, уже упоминавшегося страха перед поездками на городском транспорте, на базе фобий одиночества или толпы). Неотвратимой может представляться даже неопределенная угроза. В этом случае развитие тревожных расстройств достигает степени неотвратимости надвигающейся катастрофы, минуя стадию страха.

    Тревожно-боязливое  возбуждение. Потребность в двигательной разрядке при ощущении неотвратимости надвигающейся катастрофы, панические поиски помощи проявляются в тревожно-боязливом возбуждении, которое представляет собой наиболее выраженное из расстройств, тревожного ряда. При тревожно-боязливом возбуждении, вызываемом тревогой, дезорганизация деятельности исчезает.

         Как правило, между стабильностью  состояния и выраженностью тревожных  расстройств существует обратная  зависимость: наиболее стабильного состояния, характеризующиеся внутренней напряженностью, наименее стабильны те, картина которых определяется ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы и тревожно-боязливым возбуждением. От выраженности тревоги и интенсивности ее нарастания зависит полнота представленности  элементов тревожного ряда. При малой интенсивности тревоги ее проявления могут ограничиваться ощущением внутренней напряженности, при стремительном нарастании интенсивности могут не улавливаться начальные элементы ряда, при постепенном развитии и достаточной выраженности могут прослеживаться все элементы ряда. Таким образом, все феноменологические проявления тревоги могут отмечаться при участии одних и тех же гипоталамических структур, возникать в этом случае независимо от личностных особенностей, сменять друг друга при изменении тяжести тревожных расстройств. Все это свидетельствует в пользу представлений о единой природе тревоги. 

1.2.    Виды тревожности

         В структуре феномена тревожности  принято выделять две составляющие:

    1) Личностную тревожность как черту характера, обусловливающую готовность к тревожным реакциям и связанную с невротизмом и внушаемостью.

    2)  Ситуационную тревожность или актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный момент.

         А.М. Прихожан пишет, что: «Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента».[19;с.47] По определению Р.С. Немова, «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях».[20;с.62]. Л.А. Китаев-Смык отмечает, что: «...широкое распространение подучило использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности; "тревожности характера" и "ситуативной: тревожности». Таким образом, необходимо рассматривать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Ситуативная тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является  вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции,  недостаточной сформулированности самосознания.

       Под личностной тревожностью  понимается относительно устойчивая  индивидуальная характеристика  – склонность и тенденция воспринимать  достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Ситуативная тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванными конкретной ситуацией и сопровождаемыми активизацией нервной вегетативной системы. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями ситуации характер. Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства. Так, по мнению В.М. Астапова, «Тревожность имеет непосредственное отношение к патопсихологическим нарушениям, при которых наблюдаются постоянный поиск источника опасности и нахождение угрозы в других людях (вред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения)». [19; с.22] Это хорошо иллюстрируется на примере мнительных людей. Эти люди часто остро и обычно неадекватно объективному положению беспокоятся о своем здоровье, постоянно переживают тревогу, преувеличивая возможность заболеть или серьезность имеющегося у них заболевания. Иногда состояние тревоги вызывается антиципацией воображаемой неприятности или угрозы. Мнительность появляется не только в связи с возможностью заболеть, но и в связи с возможностью какой-либо другой, часто воображаемой неприятности.

         Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства. В социальной сфере, где тревожность оказывает влияние на эффективность в общении. На социально-психологические показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, на взаимоотношения с товарищами, порождая конфликты.

    Исторический  аспект анализа тревожности позволяет рассмотреть причины данного свойства личности, которые также могут лежать на социальном, психологическом и психофизиологическом уровнях. В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность.

Информация о работе Особенности проявления тревожности в учебной деятельности