Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы, в зависимости от особенностей выполнения профессиональной деятельности..
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС;
2. Произвести отбор сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС в экспериментальную группу в зависимости от особенностей профессиональной деятельности;
3. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания, осуществить анализ полученных результатов;
4. Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы………………………………………………………………...6
1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии……………………6
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………….10
1.3. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………………………….14
2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы…………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...20
2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………………...…22
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС………………………………………………………………………………….26
3.1. Профилактика синдрома профессионального выгорания ……………………..26
3.2. Система профилактики профессионального выгорания………………………27
3.3. Методы и приемы саморегуляции, концепция «заботы о себе»…………30
Заключение………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

3. Личностная  отстранённость (деперсонализация)

Ответы «да» на утверждения: 11(5), 23(3), 35(3), 47(5), 59(5), 71(2), 83(10).

4. Психосоматические  и психовегетативные нарушения

Ответы «да» на утверждения: 12(3), 24(2), 36(5), 48(3), 60(2), 72(10), 84(5).

 

Интерпретация:

Предложенная  методика даёт подробную картину  синдрома «эмоционального выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Показатель  выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и  менее баллов – не сложившийся симптом,

10 -15 баллов – складывающийся симптом,

16 и  более – сложившийся.

Симптомы с  показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального выгорания».

Дальнейший  шаг в интерпретации результатов  опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой их них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приёмы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и  менее баллов – фаза не сформировалась;

 37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и  более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым  содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнёрам.

 

 

Фаза  «Напряжение»

Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим»  механизмом в формировании эмоционального «выгорания». Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

1. Симптом  «переживания психотравмирующих  обстоятельств»

Проявляется усиливающимся  осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом  «неудовлетворённости собой»

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают её вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом  «загнанности в клетку» 

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Проявляется в чувстве безысходности, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом  «тревоги и депрессии»

Обнаруживается  в связи с профессиональной деятельностью  в особо осложнённых обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному «выгоранию» как средству психологической защиты.  Чувству неудовлетворённости работой и собой порождают мощные переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

 

Фаза  «Резистенция»

Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.

1. Симптом  «неадекватного избирательного  эмоционального реагирования»

Несомненный признак  «выгорания», когда профессионал перестаёт  улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идёт о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнёрами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнёру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом  «эмоционально-нравственной дезориентации»

Проявляется в  том, что у профессионала эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину. При этом  в эмоционально сложных ситуациях звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом  «расширения сферы экономии эмоций» 

Такое проявление эмоционального «выгорания» имеет  место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне области профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе специалист так устаёт от контактов, разговоров, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального «выгорания».

4. Симптом  «редукции профессиональных обязанностей»

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое  общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

 

Фаза  «Истощение»

Данная фаза характеризуется более или менее  выраженным падением общего энергетического  тонуса и ослаблением нервной  системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом  «эмоционального дефицита»

 К профессионалу  приходит ощущение, что эмоционально  он уже не может помогать  субъектам своей деятельности. Не  в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом  «эмоциональной отстранённости»

Личность почти  полностью исключает эмоции из сферы  профессиональной деятельности. Профессионала почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнёрам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом  «личностной отстранённости или  деперсонализации»

Проявляется в  широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием для профессиональной деятельности.

4. Симптом  «психосоматических и психовегетативных  нарушений»

Как следует  из названия, симптом проявляется  на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется на уровне условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита («выгорание») самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

      Группа №1. Сотрудники ФПС, осуществляющие деятельность непосредственно на местах ЧС и аварий (Таблица №1).

Таблица №1

Испытуемый

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворенность собой

Загнанность в клетку

Тревога и депрессия

Неадекватное избрательное эмоциональное  реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Эмоциональный дефицит

Эмоциональная отстраненность

деперсонализация

Психосоматические и психовегетативные  нарушения

1

12

8

1

2

13

15

6

16

13

17

1

1

2

21

9

1

4

24

20

3

25

22

26

1

3

3

7

9

5

1

12

15

7

11

8

12

3

1

4

12

10

3

4

13

17

5

16

13

17

2

2

5

14

5

1

3

26

16

3

18

15

19

1

2

6

25

5

1

2

19

20

3

29

26

30

1

1

7

11

5

6

5

20

16

6

15

12

16

4

4

8

9

7

2

2

13

15

4

13

10

14

2

1

9

16

11

2

2

15

18

4

20

17

21

2

1

10

15

10

1

4

29

10

3

19

16

20

1

3

11

22

10

1

5

18

21

2

26

23

27

1

3

12

9

8

4

4

16

14

5

13

10

14

2

3

13

8

3

4

3

11

16

8

12

9

13

2

2

14

20

6

7

2

25

10

6

24

21

25

3

1

15

9

7

4

1

16

15

6

13

10

14

1

1

Среднее

 по

группе

14

8

3

3

18

16

5

18

15

19

2

2


 

      Группа №2. Сотрудники ФПС, осуществляющие управленческую деятельность (Таблица №2).

Таблица №2

Испытуемый

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворенность собой

Загнанность в клетку

Тревога и депрессия

Неадекватное избрательное эмоциональное  реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Эмоциональный дефицит

Эмоциональная отстраненность

деперсонализация

Психосоматические и психовегетативные  нарушения

1

13

9

7

2

20

17

5

29

26

24

8

1

2

24

7

8

2

29

26

2

30

30

28

9

1

3

12

10

8

6

24

21

6

27

30

28

9

5

4

13

5

9

4

23

20

4

30

28

26

10

3

5

26

14

4

2

30

27

2

30

30

28

5

1

6

19

8

4

2

27

24

2

26

29

27

5

1

7

20

8

4

7

28

25

5

30

30

27

5

6

8

13

7

6

3

19

26

3

30

26

23

7

2

9

15

11

10

3

22

19

3

30

27

24

11

2

10

29

14

9

2

30

27

2

30

30

27

10

1

11

18

12

9

1

24

21

1

30

28

25

10

1

12

16

9

7

4

26

23

4

29

28

25

8

4

13

11

12

2

5

21

18

7

29

29

26

3

4

14

25

10

5

8

30

27

5

30

30

27

6

7

15

16

13

6

5

22

19

5

30

29

26

7

4

Среднее

 по

группе

18

10

7

4

25

22

4

29

29

27

8

3

Информация о работе Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС