Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы, в зависимости от особенностей выполнения профессиональной деятельности..
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС;
2. Произвести отбор сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС в экспериментальную группу в зависимости от особенностей профессиональной деятельности;
3. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания, осуществить анализ полученных результатов;
4. Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы………………………………………………………………...6
1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии……………………6
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………….10
1.3. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………………………….14
2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы…………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...20
2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………………...…22
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС………………………………………………………………………………….26
3.1. Профилактика синдрома профессионального выгорания ……………………..26
3.2. Система профилактики профессионального выгорания………………………27
3.3. Методы и приемы саморегуляции, концепция «заботы о себе»…………30
Заключение………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

Профессиональная деятельность способствует развитию такого типа личности, у которого преобладают чисто мужские, маскулинные качества, связанные с развитием активности, мотивации достижения, выбором ситуаций, в которых можно реализовать физическую и социальную активность. Для них характерна активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, высокая поисковая мотивация, уверенность и быстрота в принятии решений. Профессиональная деятельность способствует формированию типа личности, в котором маскулинные черты связаны с поиском ситуаций, направленных на реализацию жизненная активности человека [11].

Таким образом, для работы пожарным-спасателем необходим целый  комплекс профессионально важных качеств, как индивидуально-динамических (быстрота реакции, эмоциональная стабильность и т. д.), так и личностных: смелость, готовность к риску, решительность и т. д. В то же время профессиональная деятельность сотрудников пожарно-спасательных служб приводит к развитию их профессионально важных качеств: развитию личностных (стрессоустойчивость; мужественность; социальная интроверсия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

    1.  Организация и методы исследования

 

Цель эмпирического исследования: изучение особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Предмет исследования: профессиональное выгорание у сотрудников пожарно-спасательной службы  МЧС.

 Объект исследования: особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы  МЧС.

Гипотеза: У сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС осуществляющих деятельность непосредственно на местах ЧС и аварий более выражены симптомы профессионального выгорания, чем у сотрудников занятых управленческой деятельностью.

С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение задач эмпирического исследования:

    1. Произвести отбор сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС в экспериментальную группу;
    2. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания, по средствам диагностического теста В.В. Бойко (Приложение №1), провести анализ полученных результатов и интерпретировать полученные данные;

Эмпирическое исследование проводилось на базе пожарно-спасательной службы МЧС г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 15 чел. - пожарных-спасателей, стаж работы которых в данной организации более трех лет. Возраст испытуемых - 25 -38 лет. Также в исследовании принимали участие 15 чел.- сотрудников Управления пожаротушения и организации аварийно-спасательных работ МЧС России по городу Санкт-Петербургу, стаж которых более 10 лет. Возраст испытуемых 35-45 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты исследования и их интерпретация

 

     В ходе применения методики по диагностике профессионального выгорания (В.В. Бойко) к нашим испытуемым, были получены следующие результаты

(см. Приложение  №2)

     Интерпретация  результатов:

     Предложенная методика дает подробную картину синдрома «профессионального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не  сложившийся симптом,

10 - 15 баллов - складывающийся  симптом,

16 и более - сложившийся.

    Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «профессионального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные -реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37 - 60 баллов - фаза в  стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

 Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать объемную характеристику испытуемых групп и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Осветим следующие вопросы:

- какие симптомы доминируют;

- какими сложившимися  и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

- какой симптом (какие  симптомы) более всего отягощают  эмоциональное состояние личности;

- в каких направлениях  надо влиять на производственную  обстановку, чтобы снизить нервное  напряжение;

- какие признаки и  аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

     Для подведения итогов, обратимся к таблице №1.

 

 

 

Таблица №1

Испытуемая группа

Фаза напряжения

Фаза резистенции

Фаза истощения

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворенность собой

Загнанность в клетку

Тревога и депрессия

Неадекватное избрательное эмоциональное  реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Расширение сферы экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей

Эмоциональный дефицит

Эмоциональная отстраненность

деперсонализация

Психосоматические и психовегетативные  нарушения

1

14

8

3

3

18

16

5

18

15

19

2

2

складывающийся

Не сложившийся

Не сложившийся

Не сложившийся

сложившийся

сложившийся

Не сложившийся

сложившийся

сложившийся

сложившийся

Не сложившийся

Не сложившийся

Не сформирована

формируется

формируется

2

18

10

7

4

25

22

4

29

29

27

8

3

сложившийся

складывающийся

Не сложившийся

Не сложившийся

сложившийся

сложившийся

Не сложившийся

сложившийся

сложившийся

сложившийся

Не сложившийся

Не сложившийся

формируется

сформирована

сформирована


На основании  таблицы №1, можно сделать вывод:

- в группе  №1 доминируют симптомы фазы «резистенции» и фазы «истощения», а в группе №2 доминируют симптомы всех трех фаз;

- как в первой, так и во второй группе в  фазе «истощения» доминируют  такие симптомы, как «эмоциональный  дефицит» и «эмоциональная отстраненность»;

          - выявленная фаза «истощение» объясняется совокупностью факторов профессиональной деятельности и субъективных факторов;

          Вывод: Гипотеза не подтвердилась. Сотрудники, осуществляющие управленческую деятельность в системе ФПС, более подвержены возникновению профессионального выгорания, чем сотрудники ФПС осуществляющие деятельность непосредственно на местах ЧС и аварий. Причиной такого результата является тот факт, что сотрудники ФПС осуществляющие деятельность непосредственно на местах ЧС и аварий в большей степени видят результат своей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС

3.1. Профилактика синдрома профессионального выгорания

При чтении литературы, посвященной проблеме синдрома выгорания, может возникнуть впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Однако это далеко не так.

     В меньшей степени подвержены выгоранию те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов [1].

Реже  выгорание встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» организационной культуры.

Риск  выгорания снижается при высокой  профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала - один из эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания.

 

 

3.2. Система профилактики профессионального выгорания

 

Риск  развития профессионального выгорания определяется «зоной стабильности», исходную область зоны стабильности определяют следующие факторы [2]:

1. Тип  высшей нервной деятельности (темперамент).

2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям, физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации, психических заболеваний родителей.

  1. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте - частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье являются факторами, уменьшающими зону стабильности;

     Наличие семейных традиций является еще одним фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профессионально важные качества и систему ценностей, принятую лучшей частью российского офицерства.

Именно  перечисленные факторы определяют исходную зону стабильности. Чем больше негативных факторов отмечается, тем меньше исходная зона стабильности и тем больше специалист подвержен воздействию факторов риска, способствующих развитию синдрома выгорания.

Таким образом, можно выделить основные направления профилактики синдрома профессионального выгорания. Они связаны либо со снижением последствий воздействия фактора, либо со снижением индивидуальной чувствительности к фактору риска, либо с непосредственным воздействием на этот фактор (таблица 2).

 

 

 

Таблица №2

Система профилактики синдрома выгорания

Фактор риска развития синдрома выгорания

Мероприятия по профилактике

Кто осуществляет

Группа объективных факторов риска

Условия труда Ответственность  за жизнь и здоровье людей Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов Эмоционально насыщенные межличностные контакты Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность

Профессиональная подготовка

Учебные заведения МЧС России

Психологическая подготовка

Психолог

Психологическая саморегуляция

Самостоятельно

Дибрифинг

Психолог

Группа социально-психологических  факторов

Социальная

защищенность

специалистов

Социальная

защищенность

специалистов

Социальная

защищенность

специалистов

 

 

Формирование позитивного образа специалиста у населения

Формирование позитивного образа специалиста у населения

Формирование позитивного образа специалиста у населения

 

 

Четкая организация и планирование труда

Четкая организация и планирование труда

Четкая организация и планирование труда

Организационное консультирование

Организационное консультирование

Организационное консультирование

Группа субъективных факторов риска

Диспансеризация

Здоровый образ жизни

Диспансеризация

Диспансеризация

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни

Дибрифинг

Дибрифинг

Дибрифинг

Проф. психологический отбор

Проф. психологический отбор

Проф. психологический отбор

Психологическое консультирование

Психологическая подготовка

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция

Психологическая саморегуляция

Информация о работе Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС