Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы, в зависимости от особенностей выполнения профессиональной деятельности..
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС;
2. Произвести отбор сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС в экспериментальную группу в зависимости от особенностей профессиональной деятельности;
3. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания, осуществить анализ полученных результатов;
4. Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы………………………………………………………………...6
1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии……………………6
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………….10
1.3. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………………………….14
2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы…………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...20
2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………………...…22
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС………………………………………………………………………………….26
3.1. Профилактика синдрома профессионального выгорания ……………………..26
3.2. Система профилактики профессионального выгорания………………………27
3.3. Методы и приемы саморегуляции, концепция «заботы о себе»…………30
Заключение………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Методика  «Диагностика профессионального выгорания»

(В.  В. Бойко)

 

Профессиональное «выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Профессиональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром.

Инструкция: Читайте утверждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идёт речь о партнёрах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности с которыми вы ежедневно работаете.

         Опросник

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я  доволен своей профессией не  меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся  в выборе карьеры или профиля деятельности (занимаю не своё место).

4. Меня беспокоит  то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно,  медленнее).

5. Теплота взаимодействия  с партнёрами очень зависит  от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня, как профессионала, мало зависит благополучие партнёров.

7. Когда я  прихожу с работы домой, то  некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я  чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнёра (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется,  что эмоционально я не могу  дать партнёрам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа  притупляет эмоции.

11. Я откровенно  устал от человеческих проблем,  с которыми приходиться иметь  дело на работе.

12. Бывает, я  плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний,  связанных с работой.

13. Взаимодействие  с партнёрами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа с  людьми приносит всё меньше  удовлетворения.

15. Я бы сменил  место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто  расстраивает то, что я не могу  должным образом оказать партнёру  профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда  удаётся предотвратить влияние  плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень  огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнёрам.

19. Я настолько  устаю на работе, что дома стараюсь  общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки  времени, усталости или напряжения  часто уделяю внимание партнёру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно  воспринимаю обоснованные претензии  партнёров.

23.Общение с  партнёрами побудило меня сторониться  людей.

24. При воспоминании  о некоторых коллегах по работе  или партнёрах у меня портиться настроение.

25. Конфликты  или разногласия с коллегами  отнимают много сил и эмоций.

26. Мне всё  труднее устанавливать или поддерживать  контакты с деловыми партнёрами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной.

28. У меня  часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё, как надо, не сократят ли и т.п.

29. Если партнёр  мне не приятен, я стараюсь  ограничить время общения с  ним или меньше уделять ему  внимания.

30. В общении  на работе я придерживаюсь  принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно  рассказываю домашним о своей  работе.

32. Бывают дни,  когда моё эмоциональное состояние  плохо сказывается на результатах  работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я  чувствую, что надо проявить к  партнёру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень  переживаю за свою работу.

35. Партнёрам  по работе отдаёшь внимания  и заботы больше, чем получаешь  от признательности.

36. При мысли  о работе мне обычно становится  не по себе, начинает колоть  в области сердца, повышается  давление, появляется головная боль.

37. У меня  хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным  руководителем.

38. Я часто  радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее  время (или как всегда) меня  преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые  стороны (факты) моей работы  вызывают глубокое разочарование,  повергают в уныние.

41. Бывают дни,  когда контакты с партнёрами  складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю  деловых партнёров (субъектов  деятельности) на «хороших» и  «плохих».

43. Усталость  от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение  с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно  проявляю интерес к личности  партнёра помимо того, что касается дела.

45. Обычно я  прихожу на работу отдохнувшим,  со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда  ловлю себя на том, что работаю  с партнёрами автоматически, без  души.

47. По работе  встречаются настолько неприятные  люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения  с неприятными партнёрами у  меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе  я испытываю постоянные физические  или психологические перегрузки.

50. Успехи в  работе вдохновляют меня.

51. Ситуация  на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял  покой из-за работы.

53. На протяжении  последнего года была жалоба (были  жалобы) в мой адрес со стороны  партнёра(ов).

54. Мне удаётся  беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнёрами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто  с работы приношу домой отрицательные  эмоции.

56. Я часто  работаю через силу.

57. Прежде я  был более отзывчивым и внимательным  к партнёрам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».

59. Иногда иду  на работу с тяжёлым чувством  – как всё надоело, никого  бы не видеть и не слышать.

60. После напряжённого  рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент  партнёров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне  кажется, что результаты моей  работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы  мне повезло с работой, я  был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии  из-за того, что на работе у  меня серьёзные проблемы.

65. Иногда я  поступаю со своими партнёрами  так, как не хотел бы, чтобы  поступали со мной.

66. Я осуждаю  партнёров, которые рассчитывают  на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего  после рабочего дня у меня  нет сил заниматься домашними  делами.

68. Обычно я  тороплю время: скорей бы рабочий  день кончился.

69. Состояния,  просьбы, потребности партнёров  обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с  людьми, я обычно как бы ставлю  экран, защищающий от чужих  страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнёрами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить  силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило,  мой рабочий день проходит  спокойно и легко.

74. Мои требования  к выполняемой работе выше, чем  то, чего я достигаю в силу  обстоятельств.

75. Моя карьера  сложилась удачно.

76. Я очень  нервничаю из-за всего, что  связано с работой.

77. Некоторых  из своих постоянных партнёров  я не хотел бы видеть и  слышать.

78. Я одобряю  коллег, которые полностью посвящают  себя людям (партнёрам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость  на работе обычно мало сказывается  (никак не сказывается) в общении  с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется  случай, я уделяю партнёру меньше  внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто  подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему  (почти ко всему), что происходит  на работе, я утратил интерес,  живое чувство.

83. Работа с  людьми плохо повлияла на меня  как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с  людьми явно подрывает моё здоровье.

Регистрационный бланк

ФИО_______________________________________________________________

Возраст___________Пол_______Дата обследования ______________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

шкала 1 «Напряжение»     шкала 2 «Резистенция»     шкала 3 «Истощение»

1         2          3         4        1         2        3          4            1          2          3         4


 

Обработка результатов:

Каждый вариант  ответа предварительно оценен компетентными  судьями тем или иным числом баллов – оказывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включённые в симптом, имеют разное значение в определённой его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее доказательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчёты

1. определяется  сумма баллов раздельно для  каждого из 12 симптомов «выгорания»;

2. подсчитывается  сумма показателей симптомов  для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3. находится  итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключ

Фаза  «Напряжение»

1. Переживание  психотравмирующих обстоятельств

Ответы «да» на утверждения: 1(2), 13(3), 25(2), 49(10), 61(5);

Ответы «нет»  на утверждения: 37(3), 73(5).

2. Неудовлетворённость собой

Ответы «да» на утверждения: 14(2), 26(2), 62(5), 74(3);

Ответы «нет»  на утверждения: 2(3), 38(10), 50(5),

 3. «Загнанность в клетку»

Ответы «да» на утверждения: 3(10), 15(5), 27(2), 39(2), 51(5), 63(1);

Ответ «нет»  на утверждения: 75(5).

4. Тревога и депрессия

 Ответы «да»  на утверждения: 4(2), 16(3), 28(5), 40(5), 52(10), 64(2), 76(3).

 

Фаза  «Резистенция»

1. Неадекватное  избирательное эмоциональное реагирование

Ответы «да» на утверждения: 5(5), 29(10), 41(2), 53(2), 65(3), 77(5);

Ответ «нет»  на утверждения: 17(3).

2. Эмоционально  – нравственная дезориентация

Ответы «да» на утверждения: 6(10), 30(3), 42(5), 54(2), 66(2);

Ответы «нет»  на утверждения: 18(3), 78(5).

3. Расширение  сферы экономии эмоций

Ответы «да» на утверждения: 7(2), 19(10), 43(5), 55(3), 67(3);

Ответы «нет»  на утверждения: 31(2), 79(5).

4. Редукция  профессиональных обязанностей

Ответы «да» на утверждения: 8(5), 20(5), 32(2), 56(3), 68(3), 80(10);

Ответ «нет»  на утверждения: 44(2).

 

Фаза  «Истощение»

1. Эмоциональный  дефицит

Ответы «да» на утверждения: 9(3), 21(2), 33(5), 57(3), 81(2);

Ответы «нет»  на утверждения: 45(5), 69(10).

2. Эмоциональная  отстранённость 

Ответы «да» на утверждения: 10(2), 22(3), 46(3), 58(5),70(5), 82(10);

Ответ «нет»  на утверждения: 34(2).

Информация о работе Особенности профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС