Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель: изучение особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы, в зависимости от особенностей выполнения профессиональной деятельности..
С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС;
2. Произвести отбор сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС в экспериментальную группу в зависимости от особенностей профессиональной деятельности;
3. Провести эмпирическое исследование на предмет выявления профессионального выгорания, осуществить анализ полученных результатов;
4. Сформулировать рекомендации по профилактике профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы………………………………………………………………...6
1.1. Понятие профессионального выгорания в психологии……………………6
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………….10
1.3. Профессионально важные качества сотрудников пожарно-спасательной службы……………………………………………………………………….14
2. Эмпирическое исследование особенностей профессионального выгорания у сотрудников пожарно-спасательной службы…………………………………..20
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...20
2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………………...…22
3. Профилактика синдрома профессионального выгорания у сотрудников МЧС………………………………………………………………………………….26
3.1. Профилактика синдрома профессионального выгорания ……………………..26
3.2. Система профилактики профессионального выгорания………………………27
3.3. Методы и приемы саморегуляции, концепция «заботы о себе»…………30
Заключение………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………….38
Приложение №1
Методика «Диагностика профессионального выгорания»
(В. В. Бойко)
Профессиональное «выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Профессиональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром.
Инструкция: Читайте утверждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идёт речь о партнёрах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности с которыми вы ежедневно работаете.
Опросник
1. Организационные
недостатки на работе
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе карьеры или профиля деятельности (занимаю не своё место).
4. Меня беспокоит
то, что я стал хуже работать
(менее продуктивно,
5. Теплота взаимодействия с партнёрами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
6. От меня, как профессионала, мало зависит благополучие партнёров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я
чувствую усталость или
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнёрам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно
устал от человеческих проблем,
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнёрами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит всё меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто
расстраивает то, что я не могу
должным образом оказать
17. Мне всегда удаётся предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнёрам.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки
времени, усталости или
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно
воспринимаю обоснованные
23.Общение с
партнёрами побудило меня
24. При воспоминании
о некоторых коллегах по
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне всё
труднее устанавливать или
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать всё, как надо, не сократят ли и т.п.
29. Если партнёр мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни,
когда моё эмоциональное
33. Порой я
чувствую, что надо проявить к
партнёру эмоциональную
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнёрам по работе отдаёшь внимания и заботы больше, чем получаешь от признательности.
36. При мысли
о работе мне обычно
37. У меня
хорошие (вполне
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые
стороны (факты) моей работы
вызывают глубокое
41. Бывают дни, когда контакты с партнёрами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнёров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43. Усталость
от работы приводит к тому,
что я стараюсь сократить
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнёра помимо того, что касается дела.
45. Обычно я
прихожу на работу отдохнувшим,
46. Я иногда
ловлю себя на том, что
47. По работе
встречаются настолько
48. После общения
с неприятными партнёрами у
меня бывает ухудшение физическ
49. На работе
я испытываю постоянные
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация
на работе, в которой я оказался,
кажется безысходной (почти без
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнёра(ов).
54. Мне удаётся беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнёрами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто
с работы приношу домой
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я
был более отзывчивым и
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «не трать нервы, береги здоровье».
59. Иногда иду на работу с тяжёлым чувством – как всё надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряжённого
рабочего дня я чувствую
61. Контингент партнёров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьёзные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнёрами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю
партнёров, которые
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я
тороплю время: скорей бы
69. Состояния,
просьбы, потребности
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнёрами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнёров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнёрам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость
на работе обычно мало
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнёру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает моё здоровье.
Регистрационный бланк
ФИО___________________________
Возраст___________Пол_______
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
шкала 1 «Напряжение» шкала 2 «Резистенция» шкала 3 «Истощение» 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 |
Обработка результатов:
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – оказывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включённые в симптом, имеют разное значение в определённой его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее доказательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчёты
1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;
2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;
3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Ключ
Фаза «Напряжение»
1. Переживание
психотравмирующих
Ответы «да» на утверждения: 1(2), 13(3), 25(2), 49(10), 61(5);
Ответы «нет» на утверждения: 37(3), 73(5).
2. Неудовлетворённость собой
Ответы «да» на утверждения: 14(2), 26(2), 62(5), 74(3);
Ответы «нет» на утверждения: 2(3), 38(10), 50(5),
3. «Загнанность в клетку»
Ответы «да» на утверждения: 3(10), 15(5), 27(2), 39(2), 51(5), 63(1);
Ответ «нет» на утверждения: 75(5).
4. Тревога и депрессия
Ответы «да» на утверждения: 4(2), 16(3), 28(5), 40(5), 52(10), 64(2), 76(3).
Фаза «Резистенция»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
Ответы «да» на утверждения: 5(5), 29(10), 41(2), 53(2), 65(3), 77(5);
Ответ «нет» на утверждения: 17(3).
2. Эмоционально – нравственная дезориентация
Ответы «да» на утверждения: 6(10), 30(3), 42(5), 54(2), 66(2);
Ответы «нет» на утверждения: 18(3), 78(5).
3. Расширение сферы экономии эмоций
Ответы «да» на утверждения: 7(2), 19(10), 43(5), 55(3), 67(3);
Ответы «нет» на утверждения: 31(2), 79(5).
4. Редукция профессиональных обязанностей
Ответы «да» на утверждения: 8(5), 20(5), 32(2), 56(3), 68(3), 80(10);
Ответ «нет» на утверждения: 44(2).
Фаза «Истощение»
1. Эмоциональный дефицит
Ответы «да» на утверждения: 9(3), 21(2), 33(5), 57(3), 81(2);
Ответы «нет» на утверждения: 45(5), 69(10).
2. Эмоциональная отстранённость
Ответы «да» на утверждения: 10(2), 22(3), 46(3), 58(5),70(5), 82(10);
Ответ «нет» на утверждения: 34(2).