Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:13, курсовая работа
Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок, и каждый день промедления в своевременной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Например, при правильном и своевременно поставленном диагнозе вместо глухоты у ребенка может развиться лишь частичное снижение слуха (тугоухость) или даже при сохраняющейся степени тяжести слухового дефекта ребенок будет способен выйти на более полный уровень компенсации и самореализации себя как личности.
Введение.............................................................................................................3
1. Теоретическое обоснование проблемы особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.....................................................................6
1.1. Специальная психология об отклоняющемся развитии.........................6
1.2. Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР... ………………………………………………………………………………..12
1. 3. Психология детей старшего дошкольного возраста............................17
2. Исследование мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР..............................................................................................................................20
2. 1. Методики по исследованию мышления у детей с ЗПР........................20
2. 2. Проведение исследования мышления у детей с ЗПР. Анализ
результатов.......................................................................................................22
Заключение.......................................................................................................28
Используемая литература...........................................
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается во время решения задач, предполагающих использование наглядно - действенного, наглядно -образного и словесно - логического видов мышления. При этом менее всего у них отстает наглядно - действенное мышление. Зона ближайшего развития этих детей - в организации различных видов помощи, в формировании понятийного словаря и словарного запаса.
Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов является убедительным обоснованием формирования специально организованной психолого - педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Необходимо проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
9
Используемая литература:
1. Агавелян О. К «Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития». - Челябинск, 1999.
2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. «Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии». - М., 1992.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.
4. Годфруа Ж. «Что такое психология». - М., 1992. - Т. 2.
5. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей». -М., 1985.
6. Лурия А. Р. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». -М.,1973.
7. Пожар Л. «Психология аномальных детей и подростков -патопсихология».-М., 1996.
8. Усанова О.Н. «Дети с проблемами психического развития». - М., 1995.
9. Дмитриева Е. Е. «Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР // Дефектология». - 1988. - № 1.
10. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей». - М., 1993.
11. Компенсирующее обучение в России: Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. - М., 1997.
12. Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. «Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР // Дефектология». - 1989. - № 1.
13. Кучма В. Р., Платонова А. Г. «Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России». - М., 1997.
14. Лубовский В. И «Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)». - М., 1978.
9
15. Лубовский В. И. «Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей / / Дефектология». - 1971. - № 6
16. Переслени Л. И. «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников». - М., 1996.
17. Переслени Л. И, Слободяник Н. П. «Опыт использования теста Г.Витцлака при обследовании детей, поступающих в школу // Детский практический психолог». - 1996. - № 1,2.
18. Петрова В. Г., Белякова И. В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» - М., 1998.
19. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М.Дульнева и А.РЛурия. - М., 1973.
20. Рубинштейн С. Я. «Психология умственно отсталого школьника». - 1986.
21. Слепович Е. С. «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития». - М., 1990.
22. Тржесоглава 3. «Легкая дисфункция мозга в детском возрасте». -1986.
23. Ульенкова У. В. «Шестилетние дети с задержкой психического развития». - М., 1990.
24. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М., 1996.
25. Боскис Р. М. «Учителю о детях с нарушениями слуха». - М., 1988.
26. Венгер А.А. Выгодская ГЛ., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». - М., 1972.
27. Психология глухих детей / Под ред. И. Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В.ЯшковоЙ. - М., 1971.
28. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И. М. Гилевич, К. Г. Коровина. М., 1986.
[1] Вплоть до последнего времени наиболее употребляемым был термин «аномальные дети»; в настоящее время появились проекты государственных стандартов с использованием термина «лица с ограниченными возможностями здоровья». Поиск новых терминов связан с общей гуманизацией образования.
[2] Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. - М., 1997. - с. 33.
[3] Основы специальной психологии: учеб пособие для студ. / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.7.
[4] Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -; - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.С. 34.
[5] Психолого - педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, T.A. Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -; - е изд., стер. - M.: Издательский центр «Академия», 2007.С. 34.
[6] Основы специальной психологии: учеб пособие для студ. / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.18.
[7] Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6т. - М., 1983. - т.5, с.156.
[8] Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. - М., 1973, с.178
[9] Лубовский В.И. Общие закономерности развития психики аномальных детей. - М.,1998. с. 67.
[10] Основы специальной психологии: учеб пособие для студ. / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.18.
[11] Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.,1996 с. 78..
[12] Основы специальной психологии: учеб пособие для студ. / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.69.
[13] Основы специальной психологии: учеб пособие для студ. / Л. В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. -4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007, с.18.
[14] Психолого - педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамная, T.A. Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. -; - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.С 59.
Информация о работе Особенности мышления детей с ЗПР 6-7 лет