Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить особенности личностного развития у детей с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение
I глава. Описание личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.2. Игра и общение в развитии личности ребенка.
1.3. Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи.
1.4. Пути коррекции личностной сферы дошкольника.
Вывод по 1 главе.
II глава. Диагностика методов исследования развития личности ребенка с общим недоразвитием речи.
2.1 Описание выборки и этапов исследования.
2.2 Описание методик.
2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по 2 главе.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по соц. педагогике..doc

— 307.50 Кб (Скачать)

          У всех обследованных нами детей отмечаются такие черты характера как не уверенность в себе, подчинение в игре другим детям и выполнение второстепенных ролей. Эмоциональной сфера не представляет, каких либо серьезных отклонений от нормы. Двух  исследуемых детей не достаточно развиты игровые навыки и умения. Дети  стараются ограничить круг своего общения рамками семьи, что отражается на не сформированности  форм коммуникации, на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры как деятельности.

     В диалогическое взаимодействие  дети практически не вступают. Инициативные высказывания испытуемых носят характер побуждений, сообщений, вопросов. Характер инициации детерминирует  ответ партнера. Такой вид деятельности не стимулирует собеседника к общению. На поставленные вопросы отвечают односложно, либо при помощи простых распространенных и нераспространенных предложений. На занятиях  дети пассивны .   Родители, а также воспитатели  отметили у   детей недостаточно сформированную познавательную активность ,внимание и память, низкую способность к рассказыванию  и чтению. Эти недостатки сказываются на формировании словаря ребенка. В прямой зависимости от степени недоразвития языковых средств оказалась сниженнаяречевая активность испытуемых.

 

      Вывод по главе 2.

Во второй главе  мы рассмотрели игру и общение  в развитии личности ребёнка. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, Она даёт возможность ребёнку отождествлять себя со взрослыми и проецирует его деятельность во взрослую жизнь, неся в себе социальные нормы, способствует развитию нравственных мотивов поведения, возникновению внутренней «этической инстанции».

В сюжетно-ролевой  игре развивается диалогическая  и монологическая речь ребёнка; и  каким образом отставание в развитии речи ребёнка сказывается на игровой  и, соответственно, коммуникативной  деятельности ребёнка.

Так же были рассмотрены пути коррекции  и профилактики отставания в развитии личности дошкольника в периоды возрастных кризисов (кризисы возрастного развития ,коррекция эмоционального развития, профилактика невротического развития, эмоционального неблагополучия; коррекция мотивационно-потребностной сферы; коррекция поведения; коррекция и развитие  индивидуально-типологических свойств и качеств личности.)

А так же профилактическая работа с родителями.

      Во  второй главе были использованы диагностические  методы, позволяют выявить личностные нарушения у детей с общем недоразвитием речи (для обследования была выбрана именно такая группа)

Для проведения исследования были использованы следующие методы: анкетирование родителей и воспитателей, проекционные графические методики «Кактус»: «Рисунок семьи»,»День Рождения»; тест на определение уровня притязаний ребёнка и определения его самооценки.

      В результате исследований мы выявили, что  дети с отставанием развития речи имеют проблемы в коммуникативной  сфере общения; у них недостаточно для своего возраста развиты игровые навыки и умения, вследствие чего их психическое развитие соответствует развитию детей более раннего возраста.

      Важна ранняя диагностика и  коррекция  речевых нарушений, которые, в свою очередь, ведут к серьёзным проблемам развития личности ребёнка в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе мы   попытались выявить  специфику личностного  развития ребёнка с ОНР, через особенности  его коммуникативной и игровой  деятельности.

       В первой часть работы была  предпринята попытка исследования личности в целом, её развития в онтогенезе. Мы рассмотрели проблему становления личности через самосознание ( Л.С. Вы готский, Л.И.Божович ), а так же влияние ведущей деятельности разного возраста на становление личности ребёнка.

     Отдельное внимание отведено специфике развития личности ребёнка в кризисные периоды её становления. Кризисный момент развития личности ребёнка характерен появлением новообразования на стыке двух возрастов. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребёнка, включает эффективные компонент, неся в себе побудительную силу, является как бы обобщенным результатом, итогом всего психического ребёнка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка соответствующего возраста.  При отсутствии деривации со стороны взрослых в данный период   личность ребёнка развиваться гармонично.

     Так же мы рассмотрели особенности развития личности ребёнка с ОНР. Отставание в развитии личности у таких детей  обусловлено трудностями общения; речевого контакта с окружающими людьми.

     Мы  рассмотрели игру и общение в  развитии личности ребёнка. Сюжетно-ролевая  игра является ведущей деятельностью, Она даёт возможность ребёнку  отождествлять себя со взрослыми  и проецирует его деятельность во взрослую жизнь, неся в себе социальные нормы, способствует развитию нравственных мотивов поведения, возникновению внутренней «этической инстанции».

     В сюжетно-ролевой  игре развивается диалогическая  и монологическая речь ребёнка, и  каким образом отставание в развитии речи ребёнка сказывается на игровой и, соответственно, коммуникативной деятельности ребёнка.

     Так же были рассмотрены пути коррекции  и профилактики отставания в развитии личности дошкольника в периоды  возрастных кризисов (кризисы возрастного  развития, коррекция эмоционального развития, профилактика невротического развития, эмоционального неблагополучия; коррекция мотивационно-потребностной сферы; коррекция поведения; коррекция и развитие  индивидуально-типологических свойств и качеств личности.)

А так же профилактическая работа с родителями.

      Во  второй главе были использованы диагностические  методы, позволяют выявить личностные нарушения у детей с общем  недоразвитием речи (для обследования была выбрана именно такая группа).Для  проведения исследования были использованы следующие методы: анкетирование родителей и воспитателей, проекционные графические методики «Кактус»: «Рисунок семьи»,»День Рождения»; тест на определение уровня притязаний ребёнка и определения его самооценки.

      В результате исследований мы выявили, что дети с отставанием развития речи имеют проблемы в коммуникативной сфере общения; у них недостаточно для своего возраста развиты игровые навыки и умения, вследствие чего их психическое развитие соответствует развитию детей более раннего возраста.

      Важна ранняя диагностика и  коррекция  речевых нарушений, которые, в свою очередь, ведут к серьёзным проблемам  развития личности ребёнка в целом.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. В.Секачев. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников М.Инсттитут Общегуманитарных исследований–2002г
  2. Дефектолог 2001г. №1 Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи
  3.  

Приложение 1.

АНКЕТА  № 1 ( для родителей) 

1. Общие сведения  о семье  

  1. Фамилия , имя ребенка ______________________________________________
  2. Дата рождения_____________________________________________________
  3. Ф.И.О. отца, профессия _____________________________________________

    _____________________________________________________________________

  1. Ф.И.О. матери , профессия __________________________________________

    _____________________________________________________________________

  1. Какой ребенок по счету в семье ( возраст сестры , брата) ? ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как протекали беременность и роды ? _________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Было ли что-то необычное или проблематичное в  раннем развитии ребенка?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Развитие ребенка идет замедленно, нормально, ускоренно (подчеркните)
  3. Какие болезни перенес ребенок ?______________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной     (хронические  заболевания, физические помехи, прошлые          госпитализации)?___________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Есть ли аллергия у ребенка  на пищевые продукты, медикаменты и пр. ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз, время снятия с учета _____________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

2. Эмоциональное   развитие ребенка 

  1. Часто ли ребенок  плачет ? ( да, нет) __________________________________
  2. Какое обычно состояние у ребенка? (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.) ______________________________________________________________
  3. Как долго ребенок  остается расстроенным  ____________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чего боится  ребенок? ______________________________________________

    _____________________________________________________________________

  1. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным? ______________________

    _____________________________________________________________________

  1. Быстро ли устает  ребенок ? _________________________________________
  2. На кого в семье похож характером ребенок ? ___________________________

    _____________________________________________________________________

  1. Как ребенок относиться к незнакомым взрослым ? ______________________

    _____________________________________________________________________

  1. Как ребенок относится к детям? ______________________________________
  2. Как ребенок относиться к животным ? ________________________________

   _____________________________________________________________________ 

3. Особенности воспитания  ребенка в семье, его склонности, интересы. 

  1. Посещал ли ребенок детский сад, лицей, группы развития и др.? Укажите с какого возраста ___________________________________________________
  2. Какие игрушки, игры , материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся? _______________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто чаще воспитывает ребенка? _______________________________-_____________________________________________________________
  2. Есть ли трудности у ребенка (подчеркните) : в одевании, в засыпании ( спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете? __________________________________
  3. Соблюдается  ли режим в семье  ( подъем, кормление, прогулка, сон) ?

    ______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к  ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда единодушны, нет) _____________________________________________
  2. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье?  (поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения)

Информация о работе Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи