Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить особенности личностного развития у детей с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение
I глава. Описание личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.2. Игра и общение в развитии личности ребенка.
1.3. Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи.
1.4. Пути коррекции личностной сферы дошкольника.
Вывод по 1 главе.
II глава. Диагностика методов исследования развития личности ребенка с общим недоразвитием речи.
2.1 Описание выборки и этапов исследования.
2.2 Описание методик.
2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по 2 главе.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по соц. педагогике..doc

— 307.50 Кб (Скачать)

         Отвечая на анкету  родительских оценок и притязаний ( приложение № 7) мама отметила развитие таких психических процессов и способностей ребенка, как познавательная активность, внимание и усидчивость, память, способности к математике, к рассказыванию, к изодеятельности и организаторские способности на оценку удовлетворительно , остальные пункты представленные в вопроснике на оценку хорошо. Завышенных требований к ребенку не предъявляет .

   Анкета  для воспитателей. (приложение № 2)

   В анкете для воспитателей обращает на себя внимание тот факт, что у  ребёнка в  развита тенденция  к подчинению другим детям в совместных играх. Хотя ребёнок стремится к общению с другими детьми, у него более развита манипулятивная деятельность, нежели речевые навыки в сюжетно-ролевой игре.

  Воспитатель, так же, как и мать, отмечает склонность ребёнка к предметно-манипулятивной деятельности, чем к сюжетно-ролевой игре.  Методика определения самооценки (выполнено ребёнком) (приложение № 3)

      Самооценка  ребенка не занижена , из чего можно  сделать вывод, что трудности  в общении с людьми и занимаемое ребёнком подчинённое положение  в группе обусловлено недостаточным речевым развитием.  Анализируя данные теста  на определение уровня притязаний ребенка (приложение № 4 ) мы делаем вывод о том что уровень притязаний у ребенка завышен, ребенок не критично оценивает свои  возможности, при возникновении трудностей  отказывается выполнять задания.

  Анализируя данные этих анкет, можно сделать вывод, что трудности с речью выражаются в снижении потребности в общении (Диалогическая и монологическая речь), в неуверенности в себе.

     Эти затруднения оказали отрицательное влияние н установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры, на формирование сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности данного возраста .

       В ходе выполнения графических методик «Рисунок семьи» (приложение № 5), «Кактус» ( приложение № 6), а так же социометрической пробы «день рождения» ( приложение № 7 ) были полученные следующие данные .

     «Рисунок  семьи»

     В семье ребенка низкий уровень  эмоциональных связей. Более близкие  в эмоциональном плане ребенку  бабушка и мама, с папой и братом возможны конфликтные отношения. Возможно, ребенок испытывает травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости. Ребенок испытывает трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми.

     « Кактус»

     Ребенку свойственна неуверенность в себе, зависимость, интровертированность. Ребенок стремиться к домашней защите, ему необходимо чувство семейной  общности. Ребенок чувствует себя  одиноким обобщенным от  семьи. В характере преобладает женское начало.

     «  День рождения»

     Ребенок желает общаться с близкими ему людьми в ограниченном кругу. Значимая среда  в общении семья. Половое преобладание в окружении ребенка мужчины, но ребенку присуще женское начало, это объясняется эмоциональной  близостью ребенка с мамой  и бабушкой.

     Сопоставив  полученные данные, а так же данные  родительских оценок и притязаний в  отношении ребенка можно сделать  вывод , что ребенок чувствует  себя  комфортно с мамой .Она  ценит в нем доброту, общительность,  послушание , ласку, не предъявляет  к ребенку завышенных требований и реально оценивает способности своего ребенка. Ребенок  старается ограничить круг своего общения рамками семьи , что отражается на не сформированности  форм коммуникации, на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры как деятельности. 

    Маша. Х. ( 6 лет )

   Анкета  для родителей. (мать) (приложение № 8 )

     Ребёнок воспитывается в полной семье, единственный ребенок .

По словам матери обследуемого, беременность и  роды протекали без патологии, в  раннем развитии ребёнка имела место мышечно-моторная дистония, диатезы. Развитие протекает нормально, хроническое заболевание- бронхит, аллергии (диатез). Состоит на учете у  невропатолога (ММД, гиперактивность).

      Эмоциональная сфера ребёнка, по словам матери, также  без патологии. Ребёнок спокойный, эмоционально устойчив, не агрессивен ; патологических страхов нет .

      Ребёнок с  4 лет посещает детский сад. На вопрос ,кто дома занимается воспитанием  ребенка  мама ответила, что никто, затем сказала что  наверное она. Испытывает трудности с засыпанием, в еде, в уборке игрушек.  Режим дня в семье не соблюдается. В вопросах воспитания ребенка в семье возникают разногласия.  Ребенок слушается только маму. По дому ребенок не помогает.

      Успешнее  других ребёнку удаются  индивидуальные, а не  коллективные виды деятельности ( рисование, сооружение из кубиков, конструктор,, менее успешно – коллективные , требующие речевого общения  ( придумывание совместных игр, рассказывание сказок) . Книги ребенка не интересуют.

      Также у ребенка отмечаются  следующие проблемы : писает в постель, ломает игрушки.

   Анкета  для воспитателей. (приложение №9)

   В анкете для воспитателей обращает на себя внимание тот факт, что у  ребёнок не очень общительный ,  в  развита тенденция к подчинению другим детям в совместных играх. Хотя ребёнок стремится к общению с другими детьми, у него более развита манипулятивная деятельность, нежели речевые навыки в сюжетно-ролевой игре.

  Воспитатель, так же, как и мать, отмечает склонность ребёнка к предметно-манипулятивной деятельности, чем к сюжетно-ролевой игре, что более характерно для 3-х летнего возраста. Игровые навыки и умения развиты средне.

      По  словам  воспитателя, ребенок не очень уверен в себе.

       Методика определения самооценки (выполнено ребёнком) (приложение №10)

      Самооценка ребенка не занижена, из чего можно сделать вывод, что трудности в общении с людьми и занимаемое ребёнком подчинённое положение в группе обусловлено недостаточным речевым развитием. Но ребенок не защищен психологически и эмоционально  не благополучен, что видно из его оценок поставленных себе с точки зрения мамы.

   Анализируя  данные теста  на определение уровня притязаний ребенка (приложение № 11 ) мы делаем вывод о том что уровень притязаний у ребенка не высокий ( при выполнении теста выбрал самые легкие задания) , ребенок  критично оценивает свои  возможности, при возникновении трудностей  отказывается выполнять задания.

  Анализируя данные этих анкет, можно сделать вывод, что трудности с речью выражаются в снижении потребности в общении со сверстниками, а также  недостатке внимания  со стороны родителей. 

     Эти затруднения оказали отрицательное  влияние  установление и поддержание  контактов со сверстниками во время  игры, на формирование сюжетно-ролевой  игры, как ведущей деятельности данного  возраста .

       В ходе выполнения графических методик «Рисунок семьи» (приложение № 12), «Кактус» (приложение № 13), а так же социометрической пробы «день рождения» (приложение №14) были полученные следующие данные.

     «Рисунок  семьи»

     Ребенок испытывает травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости; в семье отмечается чувство неприятия. Ребенок ощущает  отверженность со стороны  семьи, не удовлетворенность  психических потребностей. Ребенок ищет  человека способного  удовлетворить его потребность в эмоциональных контактах. В семье просматривается низкий уровень эмоциональных связей. Ребенок ищет эмоциональной связи с отцом.

     « Кактус»

     Ребенку свойственна неуверенность в  себе, зависимость, интровертированность. Ребенок стремиться к домашней защите, ему необходимо чувство семейной  общности. Ребенку свойственна импульсивность, подавленная агрессия.

     «  День рождения»

     Ребенок желает общаться с близкими ему людьми в ограниченном кругу. Значимая среда  в общении семья. Половое преобладание в окружении ребенка не наблюдается , но ребенку присуще мужское начало .Эмоциональное предпочтение в общении ребенок отдает папе . Количественное преобладание детей (друзья).

     Сопоставив  полученные данные , а так же данные анкеты родительских оценок и притязаний  ( приложение № 15 ) в отношении ребенка можно увидеть что , мама реально оценивает способности ребенка не предъявляет к нему завышенных требований. Оценки самой мамы и оценки мамой с точки зрения ребенка практически совпадают, однако, они не совпадают с его собственной самооценкой. Это ведет к внутриличностным проблемам ребенка. Ребенок испытывает дефицит эмоционального общения в семье. Не очень общителен со сверстниками.   Ребенок старается ограничить круг своего общения рамками семьи, что отражается на не сформированности  форм коммуникации, на установление и поддержание контактов со сверстниками во время игры как деятельности.

    Ирина. М. (6 лет)

Анкета для  родителей.   (приложение № 16 )

Ребёнок воспитывается  в полной семье, есть старшая сестра 10 лет.

  Эмоциональная сфера ребёнка, спокойная, эмоционально устойчивое, не агрессивна; к детям относиться дружелюбно; взрослых нестесняется, практически не плачет,;  патологических страхов не замечено ;

      Ребёнок с 2х лет посещает детский сад.  В самообслуживании трудностей нет, режим дня соблюдается, отмечаются трудности в засыпании.

      Успешнее  других ребёнку удаются  индивидуальные, коллективные виды деятельности (рисование, сооружение из кубиков, конструктор), менее  успешно – коллективные, требующие  речевого общения  ( придумывание совместных игр, рассказывание сказок) .

   Анкета  для воспитателей. (приложение №17)

   В анкете для воспитателей обращает на себя внимание тот факт, что у  ребёнка в  развита тенденция  к  лидерству. В большинстве случаев  предпочитает играть с детьми, а не  один. Конфликты с детьми возникают редко. В равной мере бывает послушным и непослушным. Любит делать все самостоятельно, даже если не умеет. Трудовые поручения взрослых  выполняет охотно. Очень уверенный в себе ребенок. Игровые навыки и умения развиты хорошо. В свободное время предпочитает рисовать или играть в куклы. В сюжетно ролевые игры практически играет, у него более развита манипулятивная деятельность. Со взрослыми открытый  идет на контакт. На поставленные вопросы отвечает односложно, на занятиях активен,. Практически всегда  отвечает. Речевые высказывания носят характер сообщений, имеющих своей целью привлечь внимание партнера. В диалогическое взаимодействие практически вступает всегда. Любит слушать  чтение художественной литературы.

   Отвечая на анкету  родительских оценок и притязаний ( приложение №18) мама отметила развитие психических процессов на оценку отлично. Завышенных требований к ребенку не предъявляет .

   .Методика определения самооценки (выполнено ребёнком) (приложение № 19)

      Самооценка  ребенка не занижена.

При выполнении  теста на определение уровня притязаний (приложение № 20 ) ребенка было выявлено : ребенок начал выполнение задания с более простого варианта лабиринта после прохождения лабиринтов более сложного уровня и столкнувшись с трудностями ребенок стал их преодолевать. Анализируя данные этих анкет, можно сделать вывод, что трудности с речью невыражаются.

     В ходе выполнения графических методик  «Рисунок семьи» (приложение №21), «Кактус» (приложение № 22), а так же социометрической пробы «день рождения» ( приложение № 23) были полученные следующие данные .

     «Рисунок  семьи»

     В семье ребенка низкий уровень  эмоциональных связей. Отсутствие  эмоционального благополучия в семье. Возможно, ребенок испытывает   чувство отверженности, покинутости, незначительности своего «Я» в семье, требует по отношению к себе опеки. Отсутствие рук указывает на бессилие, чрезмерный контроль со стороны. Мама является  наиболее эмоционально близким человеком для ребенка . Ребенку не хватает внимания со стороны родственников  на что указывает информация полученная вербальным путем.

     « Кактус»

     Ребенок хорошо шел на контакт. С удовольствием  нарисовала кактус. Кактус она изобразил  в рамке в горшке. И нарисовала не один. А три маленьких.

     Анализируя  результаты проведенного эксперимента  можно сделать вывод  о высокой познавательной активности     ребенка, о высоком уровне  словарного запаса..

     Ребенку свойственна уверенность в себе, зависимость, интровертированность.     Ребенок нечувствует себя  одиноким .

     «  День рождения»

     Ребенок желает общаться с друзьями больше чем со своей семьей Значимая среда  в общении друзья. Половое преобладание в окружении ребенка женщины, но ребенку присуще женское  начало.

     Сопоставив  полученные , что ребенок  старается ограничить круг своего общения рамками с друзьями, что отражается на не сформированности  форм коммуникации, на установление и поддержание контактов со своей семьей.

Информация о работе Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи