Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить особенности личностного развития у детей с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение
I глава. Описание личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.1. Развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.
1.2. Игра и общение в развитии личности ребенка.
1.3. Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи.
1.4. Пути коррекции личностной сферы дошкольника.
Вывод по 1 главе.
II глава. Диагностика методов исследования развития личности ребенка с общим недоразвитием речи.
2.1 Описание выборки и этапов исследования.
2.2 Описание методик.
2.3 Анализ результатов исследования.
Вывод по 2 главе.
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по соц. педагогике..doc

— 307.50 Кб (Скачать)

    Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов  ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа консультанта должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и попытаться изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях ошибочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формированию у них «воспитательной компетентности». Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполняет ряд функций:

    - раскрывает перед родителями  проблемное альтернативное поле;

    - обеспечивает мотивационную готовность  родителей к участию в совместной  работе с психологом по выработке  конкретных рекомендаций и их реализацию;

    - делает поиск целей и средств  коррекции более разумным и  «осознанным»;

    - позволяет распространить некоторые  рекомендации на сферу профилактики  отклонений в развитии.

    Практическим  итогом проведения консультации должна стать выработка рекомендаций по преодолению и предупреждению отклонений и негативных тенденций в развитии ребенка. Важно, чтобы сами родители стали активными участника и авторами сформулированных рекомендаций. Только в этом случае можно рассматривать на правильный выбор воспитании детей. Вместе с тем ведущая деятельность здесь принадлежит психологу, обладающему необходимой профессиональной компетенцией для принятия верного решения и выбора пути ее выполнения.

 

Вывод по первой главе.

В первой главе  была предпринята попытка исследования личности детей с общим недоразвитием речи. 

Мы рассмотрели  проблему становления личности через  самосознание, а так же влияние  ведущей деятельности разного возраста на становление личности ребёнка  с общим недоразвитием речи.

Отдельное внимание отведено специфике развития личности ребёнка в кризисные периоды её становления. Кризисный момент развития личности ребёнка характерен появлением новообразования на стыке двух возрастов. Каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребёнка, включает эффективные компонент, неся в себе побудительную силу, является как бы обобщенным результатом, итогом всего психического ребёнка в соответствующий период, становится исходным для формировании личности ребенка соответствующего возраста.  При отсутствии деривации со стороны взрослых в данный период   личность ребёнка развиваться гармонично.

Так же мы рассмотрели  особенности развития личности ребёнка  с ОНР. Отставание в развитии личности у таких детей обусловлено  трудностями общения; речевого контакта с окружающими людьми.

 

II   ГЛАВА Диагностика методов исследования  развития личности ребенка с ОНР.

2.1 Описание  выборки и этапов исследования.

     Исследование  проводилось в детском саду № 8 в городе Волжске. В исследовании приняло участие 3 человека, из которых 2 девочки и 1 мальчиков в возрасте 6 лет.

Можно выделить следующие три этапа исследования:

1. Подготовительный  этап, на котором был проведен  анализ литературы, подбор методик  для исследования, подготовка раздаточного  материала, выбор группы исследуемых.

2. Непосредственное  проведение исследования, сбор данных.

3.Анализ результатов. 

2.2 Описание методик.

Для диагностики мы использовали  материалы, представленные  в книге М.А.Панфиловой «Иглотерапия общения».

Диагностический этап

Анализируемые факторы Методы
1. Диагностика  межличностных конфликтов
  • Беременность, роды;
  • Физическое развитие ребенка до 1 года;
  • Соматический статус;
  • Семейный статус (мать, отец, братья, сестры);
  • Проблемы ребенка (нарушение сна, еды, проблемы в самообслуживании, упрямство, навязчивые движения, тики);
  • Семейная атмосфера (стиль воспитания, единство требований, режим дня, эмоциональные привязанности)
  • Темперамент ребенка;
  • Напряженность;
  • Активность;
  • Чувствительность;
  • Импульсивность;
  • Адаптация в коллективе
Анкета № 1 ( для родителей)

Анкета № 2 ( для воспитателей)

  • Эмоциональное восприятие членов семьи;
  • Эмоциональное восприятие себя во внутрисемейном общении;
  • Наличие потребности в общении;
  • Конфронтация в семье;
  • Проявление эгоцентризма;
  • Сотрудничество в семье;
  • Половая идентификация
  • Предпочитаемые половые и возрастные группы общения
Тест « Рисунок  семьи»

Социометрическая  проба « День рождения»

2. Диагностика  внутриличностных проблем ребенка
  • Притязания ребенка (адекватные, низкие, высокие) ;
  • Эмоциональные стимулы (реакции на «успех»);
  • Фрустрированные реакции («неудача»)
  • Общая удовлетворенность собой;
  • Частные  характеристики самооценки;
  • Оценка способностей и возможностей ребенка воспитателями и родителями;
  • Родительские притязания
Тест  на определение  уровня притязаний ребенка; 

Методика  определения самооценки дошкольника; 

Методика  родительских оценок и притязаний

3.Диагностика  реальных психологических возможностей  ребенка
  • Характеристика развития эмоциональных процессов ребенка;
  • Наличие тревоги, страха, агрессии;
    Особенности агрессивного поведения (вербальная, физическая, внутренняя, внешняя)
Графическая методика «кактус»
 

Описание  диагностических методов

1. Диагностика межличностных  конфликтов

А) Анкета № 1 (для родителей)

Цель 1-й части , в которую входит 12 вопросов- сбор анамнеза и общих сведений о ребенке и составе семьи.

2-я часть  включает в себя 10 вопросов , касающихся  эмоционального развития ребенка,  его привязанностей.

3-я часть  содержит подборку из 14 вопросов  для ознакомления с особенностями  воспитания ребенка в семье, его интересами и проблемами. 

Б) Анкета № 2 (для воспитателей)

Из  20 вопросов , предлагаемых в анкете Т.А.Репиной, мы  использовали 20 вопросов, которые  соответствуют цели нашей работы. Восемь вопросов ( 2-6, 10,7) определяют наличие  конфликтности в общении ребенка со сверстниками, 12 вопросов  дают представление о сформированности навыков общения ребенка со взрослым и сверстниками.

      Анкета  дается воспитателям в форме готовых  вариантов ответов. Полученные данные систематизируются в специальную  таблицу. 

В) Тест «Рисунок семьи» ( Интерпретация Г.Т. Хоментаускас)

Анализ данного  рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах  ребенка. Ребенку предлагается : лист белой бумаги   , 6 цветных карандашей ( черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик . Дается инструкция: «Нарисуй , пожалуйста , свою семью». Слово « семья» не объясняется, чтобы не  искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается :

а)последовательность рисования деталей;

б)паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д.) эмоциональные  реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация : «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или  скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный ? Почему?»

Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три  части  которые соответствуют  трем выводам в конце работы.

Г) 1)Социометрическая проба « День рождения»

      Этот  тест предназначен для детей дошкольного  и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым .Тест проводится в форме игры.

2)Диагностика   внутриличностных проблем ребенка.

А) Тест на определение  уровня притязаний ребенка.

Для исследования динамики и уровня притязаний использовались лабиринты из материалов  теста  Векслера. Лабиринты расположены  по возрастанию трудности решения. Ребенок выбирает в каждой попытке  задачу любого уровня трудности.

Цель  определить уровень притязаний ребенка. Время  решения задачи ограничено. Только в последней  попытке время  не ограничивается, ребенку дается возможность решить задачу, чтобы  у него осталось положительное впечатление  об эксперименте и экспериментаторе.

      В протоколе фиксируются прямые высказывания ребенка, номер попытки, уровень  сложности, динамика выбора, реакция  на успех и неудачу.

Б )Методика определения  самооценки дошкольника

      Ребенку предлагаются шесть лесенок из пяти ступенек ( методика В.Г. Шур), где  верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место « среди людей»  по уровням, соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность- «счастье» и частные самооценки- «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

     После выполнения этого задания ребенок  отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы.

      Методика  используется для сопоставления  ее результатов с оценкой данного  ребенка со стороны семьи .

В) Методика родительских оценок и притязаний

      Анкета  позволяет использовать ее для сравнительной  характеристики оценочного отношения родителей (воспитателей) личности ребенка, анализировать расхождения в оценках воспитателей, родителей, самого ребенка.

      Специальная таблица отражает результаты оценок и самооценки ребенка.

      Анкета  состоит из 16 пунктов, которые называют психические процессы и способности ребенка. Родителям и воспитателям предлагается оценить по пятибалльной системе выраженность у ребенка определенных способностей и психических процессов.

В конце анкеты оценочные балы суммируются. Анализ суммы и оценок по каждому пункту дает необходимую информацию.

      Для диагностики притязаний, родителям  ребенка предлагается в этой анкете ручкой другого цвета проставить желаемые баллы, т.е. родители должны отразить свои пожелания в анкетной таблице  по каждому  пункту. Таким образом в данной методике наглядно предстанет разница между родительскими оценками детей и родительскими притязаниями на их развитие. 

3). Диагностика  реальных психологических возможностей  ребенка

Диагностика эмоциональных  процессов

Графическая методика «Кактус» ( М.А.Панфилова)

     Графическая методика « Кактус» предназначена  для  работы с детьми старше  трех лет. Благодаря этой методике можно  увидеть состояние эмоциональной  сферы малыша, отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и  т.п.

      При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй  кактус – такой, какой ты себе представляешь».

      Вопросы и дополнительные  объяснения не допускаются.

      После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию.

2.3 Анализ результатов..

    Денис. С. ( 6 лет.)

Анкета для  родителей. (мать) (приложение № 1 )

     Ребёнок воспитывается в полной семье, есть старший брат 12 лет.

По словам матери обследуемого, беременность и  роды протекали без патологии, в  раннем развитии ребёнка патологии  не наблюдалось. Развитие протекает  нормально, хронических заболеваний, аллергии, психопатий  нет.

      Эмоциональная сфера ребёнка, по словам матери, также без патологии. Ребёнок спокойный, эмоционально устойчив, не агрессивен ; патологических страхов нет. Любит животных – дома есть собаки, попугай, кот.

      Ребёнок с 1.года 6месяцев  посещает детский  сад. Воспитанием дома чаще занимается мать. В самообслуживании трудностей нет, режим дня соблюдается. Принимает участие в домашних делах.

      Успешнее  других ребёнку удаются индивидуальные, а не  коллективные виды деятельности ( рисование, сооружение из кубиков, конструктор), менее успешно – коллективные , требующие речевого общения  ( придумывание совместных игр, рассказывание сказок) .

Информация о работе Особенности личностного развития детей с общим недоразвитием речи