Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.

3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

Содержание

- 3

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе

как один из компонентов психологической готовности

старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования

коммуникативной готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе - 20



Заключение. - 35

Литература. - 36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
 

                                                   Заключение.

Мы рассмотрели  тему курсовой работы «Формирование  у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе» и убедились, что она актуальна на сегодняшний день потому , что коммуникативная готовность является одним из звеньев общей психологической готовности ребенка к школе.

Данной  проблеме необходимо уделять внимание психологу, потому что от этого зависит , как ребенок войдет в другой «мир», как будут складываться у старшего дошкольника отношение с учителями, со сверстниками. Для этого важно использовать игру как одно из ведущих направлений к формированию коммуникативных навыков и коммуникативной готовности к школе.

Кроме этого, важно уделять внимание развитию познавательных процессов: мышлению и  речи, ведь от этого зависит общение  старшего дошкольника с окружающими. Психолог должен профессионально определить, является ли общение у ребенка затруднительным и если является, необходимо проводить коррекционную работу, чтобы своевременно искоренить все причины затруднения и направить ребенка на продуктивное формирование коммуникативных навыков и как следствие коммуникативной готовности к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

1.Аруманова  А.Г. Речь и речевое общение  детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2.Бодалев  А.А. Психология общения. Избранные  психологические труды.М.:Воронеж, 1996.

3. Венгер  Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., Знание,1994.

4.Выготский  Л.В. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996

5.Гамезо  М.В., Орлова Л.М. Возрастная и  педагогическая психология. М.: МГОПУ, 1999.

6.Куликовская  И.Э. Педагогические условия становления  целостной картины мира у дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2002

7.Лисина  М.И., Психология самосознания у  дошкольников.- Кишинев:    Штиинце, 1993.

8.Лисина  М.И. Общение, личность и психика  ребенка М.: МОДЭК,1997

9.Мартьянова  Г.Ю. Практическая психология. Старший дошкольник. Диагностика предпосылок учебной деятельности. М.:Альфа,1996.

10. Мухина  В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение,1975.

11. Мухина  В.С. Возрастная психология М.: Академия,2000

12. Мухина  М.И. Детская психология. М.:Апрель  Пресс, 1999

13. Потребность  в общении у  детей дошкольного  возраста как педагогическая  проблема. Магнитогорск:МГПИ,1995  под  редакцией Рузской А.Г.

14. Станкин  М.И. Психология общения. Курс  лекций. М.:МГСУ,1996.

15. Развитие  общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика,1997 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          6. Рекомендации психологу.

  1. Изучить и проанализировать уровень познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста .
  2. Определить уровень готовности ребенка к школе.
  3. Использовать игровую деятельность для формирования коммуникативной готовности к обучению.
  4. Проводить психопросвещение с педагогами и родителями по данной проблеме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Заключение.

Мы рассмотрели  тему курсовой работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе» и убедились, что она актуальна на сегодняшний день потому , что коммуникативная готовность является одним из звеньев общей психологической готовности ребенка к школе.

Данной  проблеме необходимо уделять внимание психологу, потому что от этого зависит , как ребенок войдет в другой «мир», как будут складываться у  старшего дошкольника отношение  с учителями, со сверстниками. Для  этого важно использовать игру как  одно из ведущих направлений к формированию коммуникативных навыков и коммуникативной готовности к школе.

Кроме этого, важно уделять внимание развитию познавательных процессов: мышлению и  речи, ведь от этого зависит общение  старшего дошкольника с окружающими. Психолог должен профессионально определить, является ли общение у ребенка затруднительным и если является, необходимо проводить коррекционную работу, чтобы своевременно искоренить все причины затруднения и направить ребенка на продуктивное формирование коммуникативных навыков и как следствие коммуникативной готовности к школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Литература.

1.Аруманова  А.Г. Речь и речевое общение  детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2.Бодалев  А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.М.:Воронеж, 1996.

3. Венгер  Л.А., Марцинковская Т.Д. Готов  ли ваш ребенок к школе. - М., Знание,1994.

4.Выготский  Л.В. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996

5.Гализо  М.В., Орлова Л.М. Возрастная и  педагогическая психология. М.: МГОПУ, 1999.

6.Галигузова  Л.Н., Смирнова Е.О. МЮ: Интор ,1996

7.Лисина  М.И., Силвестру А.И. Психология  самосознания у дошкольников.- Кишинев:    Штиинце, 1993.

8.Мартьянова  Г.Ю. Практическая психология. Старший  дошкольник. Диагностика предпосылок учебной деятельности. М.:Альфа,1996.

9. Мухина  В.С. Психология дошкольника. - М., Просвещение,1975.

10. Потребность  в общении у  детей дошкольного  возраста как педагогическая  проблема. Магнитогорск:МГПИ,1995  под  редакцией Рузской А.Г.

11. Станкин  М.И. Психология общения. Курс лекций. М.:МГСУ,1996.

12. Развитие  общения дошкольников со сверстниками. М.: Педагогика,1997 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Следует отметить, что начиная  со старшего дошкольного возраста  дети становятся способными удерживать  внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес ( игры-головоломки, задание учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. Произвольное внимание формируется в старшем дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Но важно знать, что истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что психолог включает ребенка в новые виды деятельности, но помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания – речь. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции психолога, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие школьники. 

        Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том , что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и , следовательно , меньше материала для воображения.

         В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета,  существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

         Ребенок начинает контролировать  и определять характер своего  воображения- воссоздающего или  творческого. При этом он сам  контролирует движение образов воображения.

          К старшему дошкольному возрасту  формируется произвольное воображение  в процессе развития продуктивных  видов деятельности, когда дети  овладевают умением строить и  воплощать в конструкции определенный  замысел.

         Отметим, что мышление ребенка дошкольного возраста остается наглядно-образным, слова для него выражают представление о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые  ими  обозначаются. Но некоторые понятия могут быть усвоены с помощью логического мышления и детьми старшего дошкольного возраста в условиях обучения.

         Таким образом, мы видим, что  у ребенка формируется логическое  мышление, которое базируется на  основе образного и дает возможность  решения более широкого круга  задач, усвоение научных знаний.

         Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведение того, что он раньше делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом он не сможет воспроизвести необходимое.

       Несмотря на существенное достижение  в овладении произвольным запоминанием  господствующим видом памяти  даже к старшему дошкольному  возрасту остается память непроизвольная.

        Хотя старший дошкольник к  произвольному запоминанию и  воспроизведению обращается в  редких случаях, тогда когда  соответсвующие задачи возникают  в их деятельности или когда  этого требуют взрослые.

Восприятие.  

        В старшем дошкольном возрасте в связи с овладением продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребенок познает специфику обследуемого предмета.

        Совершенствование действий    восприятия ребенка – дошкольника  имеет в своей основе известную закономерность – преобразование внешних ориентировочных действий в действие восприятия. Главное новообразование в старшем дошкольном возрасте является то, что ребенок умеет расчленять на составляющие части сложную форму предмета, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Таким образом, формируются моделирующие действия восприятия. Последовательно осматривая (или ощупывая) предмет , ребенок расчленяет его на отдельные части и признаки, соответствующие усвоенным эталонам, прослеживает их связь. Складывающийся в результате образ предмета представляет собой внутреннюю модель его целостной сложной формы.

         Об изменении действий восприятия  на протяжении дошкольного возраста  можно судить, наблюдая за тем,  как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами.

        К 7 годам можно наблюдать вполне  систематическое планомерное рассматривание  предметов. Дети не нуждаются  в том, чтобы держать предмет  в руках, они вполне успешно  описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

                  Таким образом, у детей старшего  дошкольного возраста действия  восприятия становятся достаточно  организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное  представление о предмете.   
 

       1.2. Коммуникативная готовность ребенка к школе как один из компонентов психологической готовности старшего дошкольника к обучению.

         Для того, чтобы рассмотреть коммуникативную  готовность ребенка к школе,  психолог должен знать уровень  психологической готовности старшего дошкольника к  обучению.

Информация о работе Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе