Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.

3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

Содержание

- 3

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе

как один из компонентов психологической готовности

старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования

коммуникативной готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе - 20



Заключение. - 35

Литература. - 36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

         Ребенок начинает контролировать  и определять характер своего  воображения- воссоздающего или  творческого. При этом он сам  контролирует движение образов  воображения.

          К старшему дошкольному возрасту  формируется произвольное воображение  в процессе развития продуктивных видов деятельности, когда дети овладевают умением строить и воплощать в конструкции определенный  замысел.

      Мышление  –  это процесс познания человеком  действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:

      - наглядно-действенное (познание  с помощью манипулирования предметами (игрушками);

      - наглядно-образное (познание с помощью  представлений предметов явлений);

      - словесно-логическое (познание с  помощью понятий, слов, рассуждений).

      К шести-семи годам начинается более  интенсивное формирование словесно-логического  мышления, которое связано с использованием   и преобразованием понятий.

Достижение  высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только  высокой активности умственной деятельности, но  и обобщенных знаний об общих и существенных  признаках предметов и явлений действительности,  которые закреплены в словах. Мышление неразрывно связано с речью. Отметим, что мышление ребенка дошкольного возраста остается наглядно-образным, слова для него выражают представление о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые  ими  обозначаются. Но некоторые понятия могут быть усвоены с помощью логического мышления и детьми старшего дошкольного возраста в условиях обучения.

         Таким образом, мы видим, что  у ребенка формируется логическое  мышление, которое базируется на  основе образного и дает возможность  решения более широкого круга  задач, усвоение научных знаний.

      Роль  памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Для развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста характерно движение от образного к словесно-логической. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведение того, что он раньше делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом он не сможет воспроизвести необходимое.

       Несмотря на существенное достижение  в овладении произвольным запоминанием  господствующим видом памяти  даже к старшему дошкольному  возрасту остается память непроизвольная. Хотя старший дошкольник к произвольному запоминанию и воспроизведению обращается в редких случаях, тогда когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.

        В старшем дошкольном возрасте в связи с овладением продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребенок познает специфику обследуемого предмета.

        Совершенствование действий    восприятия ребенка – дошкольника  имеет в своей основе известную закономерность – преобразование внешних ориентировочных действий в действие восприятия. Главное новообразование в старшем дошкольном возрасте является то, что ребенок умеет расчленять на составляющие части сложную форму предмета, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Таким образом, формируются моделирующие действия восприятия. Последовательно осматривая (или ощупывая) предмет, ребенок расчленяет его на отдельные части и признаки, соответствующие усвоенным эталонам, прослеживает их связь. Складывающийся в результате образ предмета представляет собой внутреннюю модель его целостной сложной формы.

         Об изменении действий восприятия  на протяжении дошкольного возраста  можно судить, наблюдая за тем,  как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми для них предметами.

        К 7 годам можно наблюдать вполне  систематическое планомерное рассматривание  предметов. Дети не нуждаются  в том, чтобы держать предмет  в руках, они вполне успешно  описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

                  Таким образом, у детей старшего  дошкольного возраста действия  восприятия становятся достаточно  организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное  представление о предмете. 

   Вывод: рассмотренные особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста показали значимость (актуальность) работы практического психолога по формированию коммуникативной готовности детей к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир поставленных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциям, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

   Мы  видим неудержимое, стремительное  развитие познавательных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Коммуникативная готовность ребенка к школе как один из компонентов психологической готовности старшего дошкольника к обучению.

         Для того, чтобы рассмотреть коммуникативную  готовность ребенка к школе, психолог должен знать уровень психологической готовности старшего дошкольника к  обучению.

        Рассмотрим, что входит в психологическую  готовность ребенка к школе. 

Готовность включает следующие компоненты:

  1.Личностный  – проявляется в самоактуализации.

  2.Мотивационно-волевой,  который предполагает отношение  к учебной деятельности как  к общественно значимому делу  и стремление к приобретению  знаний. Предпосылка возникновения  этих мотивов - общее желание  детей поступить в школу и  развитие любознательности.

3.Умственный - достижение достаточно высокого  уровня развития познавательных  процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное  запоминание, наглядно-образное  мышление, первые шаги к овладению  логическим мышлением).

4.Коммуникативный - наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

5.Речевой  - овладение грамматикой и лексикой  языка, определенная степень осознанности  речи, становление форм (внешняя  - внутренняя, диалогическая - монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

        Рассмотрим каждый из компонентов  психологической готовности ребенка:

    1. Личностная готовность.

Личностная  готовность проявляется в самоактуализации.

Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное - с любовью и восторгом.

Для девочек  самоактуализация еще в раннем детстве  выступает в виде привлекательности, для мальчиков - в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у старших дошкольников складываются основные структуры личности:

(1) притязания личности;

(2) Я-концепция;

(3) перспективы  личности;

(4) иерархия  побуждений.

1. Притязания личности (эффективность и привлекательность).

Уровень притязаний формируется путем успехов  и неудач. У детей он чрезвычайно  высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или  сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия психолога - сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих  силах, а не способности.

Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".

Позиция неуверенности: "Я нахожусь под  влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".

2. Формирование  Я-концепции.

Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

1. Оценочный.  Самооценки в собственном виде  еще нет, ребенку трудно оценить  себя без внешней опорной шкалы,  например, методики Дембо. Ребенок  не может оценить такие свои  качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

2. Когнитивный.  Имеется в виду способность  составить описание самого себя.

3. Эмоциональный.  Восприятие себя связано с  неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.

3. Перспективы  личности у ребенка связаны  с его образом взрослости. Если  образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

4.Формирование  иерархии побуждений, иерархии мотивов.

     К 6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

    1. Мотивационно-волевая готовность.

       Мотивация ( лат. motivatio ) – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентирование на достижение цели. Она играет немало важную роль в готовности старшего дошкольника к обучению, так как без мотива к обучению нет деятельности, мотив помогает войти ребенку в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.

     Важная сторона психологической  готовности к школе- достаточный  уровень волевого развития ребенка.  У разных детей этот уровень  оказывается различным, но типичной  чертой , отличающей семилетних детей, является соподчиненность мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же , придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований , предъявляемых школой и учителем. Мотив поведения – те усвоенные старшим дошкольником правила поведения по отношению к другим и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Информация о работе Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе