Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа
Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.
3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.
- 3
I.Особенности развития познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе
как один из компонентов психологической готовности
старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования
коммуникативной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе - 20
Заключение. - 35
Литература. - 36
Ребенок начинает
К старшему дошкольному
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
-
наглядно-действенное (
-
наглядно-образное (познание с помощью
представлений предметов
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
К
шести-семи годам начинается более
интенсивное формирование словесно-логического
мышления, которое связано с
Достижение высшей стадии логического мышления – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Мышление неразрывно связано с речью. Отметим, что мышление ребенка дошкольного возраста остается наглядно-образным, слова для него выражают представление о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются. Но некоторые понятия могут быть усвоены с помощью логического мышления и детьми старшего дошкольного возраста в условиях обучения.
Таким образом, мы видим, что
у ребенка формируется
Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Для развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста характерно движение от образного к словесно-логической. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведение того, что он раньше делал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом он не сможет воспроизвести необходимое.
Несмотря на существенное
В старшем дошкольном возрасте в связи с овладением продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребенок познает специфику обследуемого предмета.
Совершенствование действий
восприятия ребенка –
Об изменении действий
К 7 годам можно наблюдать вполне
систематическое планомерное
Таким образом, у детей
Вывод: рассмотренные особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста показали значимость (актуальность) работы практического психолога по формированию коммуникативной готовности детей к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир поставленных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциям, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
Мы
видим неудержимое, стремительное
развитие познавательных процессов.
1.2. Коммуникативная готовность ребенка к школе как один из компонентов психологической готовности старшего дошкольника к обучению.
Для того, чтобы рассмотреть
Рассмотрим, что входит в психологическую готовность ребенка к школе.
Готовность включает следующие компоненты:
1.Личностный
– проявляется в
2.Мотивационно-волевой,
который предполагает
3.Умственный
- достижение достаточно
4.Коммуникативный - наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
5.Речевой
- овладение грамматикой и
Рассмотрим каждый из
Личностная
готовность проявляется в самоактуализации
Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное - с любовью и восторгом.
Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков - в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.
Под влиянием этих двух факторов у старших дошкольников складываются основные структуры личности:
(1) притязания личности;
(2) Я-концепция;
(3) перспективы личности;
(4) иерархия побуждений.
1. Притязания личности (эффективность и привлекательность).
Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.
Стратегия психолога - сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.
Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".
Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".
2. Формирование Я-концепции.
Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.
1. Оценочный.
Самооценки в собственном виде
еще нет, ребенку трудно
2. Когнитивный.
Имеется в виду способность
составить описание самого
3. Эмоциональный. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.
3. Перспективы личности у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.
4.Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов.
К 6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.
Мотивация ( лат. motivatio ) – система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентирование на достижение цели. Она играет немало важную роль в готовности старшего дошкольника к обучению, так как без мотива к обучению нет деятельности, мотив помогает войти ребенку в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.
Важная сторона