Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.

3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

Содержание

- 3

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе

как один из компонентов психологической готовности

старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования

коммуникативной готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе - 20



Заключение. - 35

Литература. - 36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

в) использование  в УВП игровой деятельности как ведущей.

3) ориентирована  на развитие следующих основных компонентов коммуникативной готовности: вербального, перцептивного, интеракционного, которые, прежде всего, обеспечивают успешность общения с окружающим миром, любой деятельности, включая учебную. Таким образом, рассматривая моделирование как метод формирования коммуникативной  готовности мы убедились, что важно рассматривать различные сферы бытия ребенка и конечно рассматривать формирование коммуникативного навыка, которое формируется в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрим игру как ведущую деятельность ребенка для образования коммуникативных навыков.

Игра  как ведущая деятельность дошкольника  и путь к формированию коммуникативного навыка.

Игра  – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: От предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов  деятельности:

В среднем  и старшем дошкольном возрасте сюжетно  – ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными и возникает т.н. символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Род игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно или лишь обозначается словами. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Показатели  развитого игрового интереса.

Содержание.

1. Длительная  заинтересованность ребенка игрой,  развитием сюжета и исполнением  роли.

2. Желание  ребенка принимать на себя  определенную роль.

3. Наличие  любимой роли.

4. Нежелание  заканчивать игру.

5. Активное  исполнение ребенком всех видов  работ (лепки, рисования).

6. Желание  делиться со сверстниками и  взрослыми своими впечатлениями  после окончания игры.

А. С. Макаренко  о том, что "игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель  формирует взаимоотношение детей  к игре. Одним из крупнейших отечественных  педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

Огромная  роль в развитии и воспитании ребенка  принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным  средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Игра  наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д. Б. Элоконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение  игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский  называет игру "девятым валом  детского развития".

В игре как в грядущей деятельности дошкольника  осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая  поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением  эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Игра  значений и речевая деятельность интуиция, фантазия, мышление. Игровая  деятельность строится, таким образом, который в результате возникает  воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра  – творческий процесс.

Первичное творчество, как считает А. Маслоу, опирается на неведомое, его всегда можно наблюдать в здоровом ребенке. Это творчество является характерным для тех, кто способен играться, мечтать, смеяться, и лентяйничать, кто может быть спонтанным открытым для несознательных желаний и импульсивных.

Пока  ребенок не играет, он не воображает игровую ситуацию, и фантазия не работает.

Только  в процессе игры предмет как будто  распадается на вещественные свойства и игровой смысл.

Известно  множество «техник» фантазий. Среди  них – комбинирование соединение известных элементов, в новых комбинаций, которые постоянно наблюдаются в детских играх.

Следует назвать также акцентирование –  подчеркивание отдельных черт явления (которое открывается). Преувеличение  или надменное преуменьшение помогает ребенку в игровом или сказочному сюжете сделать игровое ударение на каком – либо субъективно очень важном. Акцентированное отражение определенного персонажа или отдельной ситуации, содействует  обобщению, типизации, поскольку некоторые черты упрощаются, совсем выпадают, случайные черты отбрасываются.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной потому что мотивом есть не отражение  какого – то конкретного явление, а самого действия, как личного  отношения.

В игре ребенок не наследует, не передает особое, характерное, он всегда типизирует.

Интуиция  стимулирует фантазирование, а фантазии воспринимают развитие творческого  мышления.

У каждого  активно – действующего человека живет неискоренимая потребность  переходить от чувственного познания мира к рациональному, где мышление, механизмом которого является опосредственность.

Мышление является процессом опосредованного познание вещей и явлений, осмысливание связей и отношений между ними.

Во всех чувственных явлениях ребенок стремится  в меру своих сил найти соответствующий смысл, и его не заканчивающийся «как? почему? зачем?» направлены на открытие тайн своего существование.

То новое, что возникает ежедневно перед  ребенком, является для него загадкой.

Мышление  становится обобщением результатом  наблюдений, обобщением ориентированной деятельности.

Человек не успокаивается до тех пор, пока загадочному, неведомому явлению, которое  волнует уже самим своим существованием, не будет предавать определенное значение, которое в начале происходит в игре.

Игра  концентрирует в себе все тенденции развития, и ребенок играючись, как бы возносится над обычным уровнем своего мышления, своего поведения.

Мышление  дает возможность знать про то, что непосредственно невозможно наблюдать.

Оно создает  фундамент для творческих предпосылок. Поиски значений смысла не успокаивает, человек стремится что-нибудь сделать с отрытым осмысленным явлением, предметом. Рациональная, абстрактное он стремится представить наглядно дать ему, чувственного воплощения.

Чувственно  – речевая игра значения вновь возвращает творческий процесс, к интуиции и творческая спираль переходу от интуиции к фантазии, а потом к мышлению, и дальше раскручивается неистекаемо.

Особое  место занимают игры, которые создаются  самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра  – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание  взрослым в игре связано с работой  воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле  игры и поиске средств в его  реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие  отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими  в настоящий момент.

По этому  игра – всегда импровизация.

Игра  – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать  действия и поступки своих товарищей  и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Особое  значение для развития детей в возрасте 6-7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра  представляет собой форму активного  отражения ребенком окружающей  его жизни людей.

2. Отличительной  особенность игры является и  сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая  деятельность, имеет общественный  характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра  является формой творческого  отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои  игры много собственных выдумок,  фантазии, комбинирования.

Информация о работе Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе