Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.

3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

Содержание

- 3

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе

как один из компонентов психологической готовности

старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования

коммуникативной готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе - 20



Заключение. - 35

Литература. - 36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

     МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.  ШОЛОХОВА

Филиал  МГОПУ им. М.А. ШОЛОХОВА

  в г. Балабаново 
 
 

      Курсовая  работа. 

Особенности формирования у детей  старшего дошкольного  возраста коммуникативной готовности к обучению в школе. 
 

 

                                                                     Выполнила  студентка

                                                                                      5/сокр./курса

                                                                                  Корнаухова Е.А.

                                                                     факультет:

                                                                     педагогики и психологии:

                                                                     отделение:заочное

                                                                   Научный руководитель:                                                                                                                                                                                                                       

                                                                   Канд.педагогических  наук

                                                                                Гусарова С.В.

                                           
 
 
 

Балабаново
 

2004 г. 

                                                          Содержание.

                                                                               

                                                                                                                                   стр. 
 

Введение.                                                                                                                    - 3 

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего  дошкольного возраста.                                                                             - 5

    1.    Новообразование в развитии познавательных  процессов у детей

                        старшего дошкольного возраста.                                                    - 5

    1.    Коммуникативная готовность ребенка к школе

        как один из компонентов психологической  готовности 

        старшего дошкольника к обучению                            .                   - 11 

    1. Психолого- педагогические методы формирования

        коммуникативной готовности детей  старшего 

        дошкольного  возраста к обучению  в школе                                  - 20

        

Заключение.                                                                                                            - 35

Литература.                                                                                                             - 36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение.

        Тема курсовой работы «Особенности  формирования у детей старшего  дошкольного возраста коммуникативной  готовности к обучению в школе»  актуальна на сегодняшний день: ведь коммуникативная готовность  старших дошкольников является одной из важных звеньев общей готовности ребенка к школе. Данной теме практическому психологу необходимо уделять внимание, так как существует недостаточная разработанность психолого-педагогических аспектов формирования полноценной готовности детей к школе. Данной проблемой психолог должен заниматься с детьми раннего дошкольного возраста, чтобы не возникало трудностей при переходе из детского сада к школе.

         Позитивно на процесс формирования  у детей коммуникативной готовности  к обучению в образовательном учреждении влияет интеграция системы обучения, воспитания старших дошкольников в контексте создания воспитательно-образовательных программ.

          Исследуемая проблема является пограничной и находится на стыке ряда наук: общей педагогики, дошкольной педагогики, детской психологии, школоведения. возрастной физиологии, философской антропологии и др.

Например, в детской психологии рассматриваются  вопросы развития познавательной сферы  дошкольника. Насколько она развита, настолько зависит уровень сформированности коммуникативной готовности к школе. Огромное значение имеет развитие мышление и речи дошкольника, его общение со сверстниками и взрослыми, поэтому психолог должен проводить соответствующие работы по созданию  программ, направленных на развитие данных познавательных процессов, что способствует формированию коммуникативной готовности.

Цель курсовой работы: изучить особенности формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Объект исследования:  особенности старшего дошкольника.

Предмет исследования: процесс формирования коммуникативной готовности детей к обучению в образовательном учреждении.

         Формирование коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в образовательном учреждении будет более эффективным, если учебно-воспитательный процесс в ДОУ организовать на педагогических условиях, предусматривающих:

1) организацию учебно-познавательной  деятельности старших дошкольников;

2) использование игровой деятельности  как ведущей в оптимизации приемов произвольной регуляции собственных отношений со взрослыми и сверстниками.

Цель, предмет изыскания предусматривают  решение следующих задач:

  1. Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотрение психологической готовности к обучению.

     3. Изучение методов формирования  у старших дошкольников коммуникативной  готовности к обучению в школе.

Методологической основой изучения явились:

а) идеи возрастной педагогики (М.В. Гамезо, Л.М.Орлова, В.С.Мухина):

б) теория игры и обучения в дошкольном возрасте (М.И.Лисина, Л.А.Бодалев)

  Таким образом, в работе мы  попытаемся проанализировать все  психологические аспекты (развитие  познавательных процессов, общение  старших дошкольников и использование  игры как предпосылка к созданию положительного развития коммуникативных навыков), влияющие на формирование коммуникативной готовности к школе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности развития познавательных процессов  у детей старшего дошкольного  возраста.
    1. Новообразования в развитии познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

       Развитие познавательных процессов  у детей старшего дошкольного  возраста влияет на готовность  ребенка к школе, в частности,  коммуникативную готовность к  обучению, поэтому практическому  психологу необходимо знать возрастные особенности детей и четко представлять особенности развития познавательных процессов в данном возрасте.

   Рассмотрим  особенности развития внимания у  дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том  числе и влияет на готовность к обучению, ведь одно из условий сформированности коммуникативных навыков – ориентация на слова и указания собеседника– психолога.

      Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно психологу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости развития коммуникативных навыков, необходимых для их дальнейшей жизни.

          Следует отметить, что начиная  со старшего дошкольного возраста  дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес ( игры-головоломки, задание учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста у детей начинает интенсивно развиваться способность к произвольному вниманию. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. Произвольное внимание формируется в старшем дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Но важно знать, что истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что психолог включает ребенка в новые виды деятельности, но помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, существует универсальное средство организации внимания – речь. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции психолога, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие школьники.

      Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на поставленной задаче, тем глубже он может проникнуть в  ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. 

      Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Существует  мнение, что воображение ребенка  богаче, чем воображение взрослого  человека. Это мнение основано на том , что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и , следовательно , меньше материала для воображения.

         В старшем дошкольном возрасте  воображение ребенка становится  управляемым. Формируются действия  воображения: замысел в форме  наглядной модели; образ воображаемого предмета,  существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

Информация о работе Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе