Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.

3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.

Содержание

- 3

I.Особенности развития познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей

старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе

как один из компонентов психологической готовности

старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования

коммуникативной готовности детей старшего

дошкольного возраста к обучению в школе - 20



Заключение. - 35

Литература. - 36

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
ify">       Старший дошкольник понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (я «хороший»), но и прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих. Необходимо отметить важное достижение этого возраста – преобладание чувства «я должен» над мотивом « я хочу». Таким образом, к концу дошкольного возраста особое значение занимает мотивационно-волевая готовность к учению в школе. 

     Особое значение в развитии  мотивов поведения имеют нравственные  мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм , связанных с помощью другим людям.

          Важно отметить, что в данном  возрасте между разными видами  мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них  приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, старший дошкольник в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, что, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие, демонстрировать превосходство над другими может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Здесь потребуется работа психолога, направленная на перестройку личности. Таким образом, к концу дошкольного возраста у ребенка мотивы должны выстрояться в систему.

        Итак, рассматривая мотивационно  – волевую готовность к обучению  в школе, мы убедились, что  это важная сторона психологической  готовности старшего дошкольника  к школе.

                                       3.Когнитивная готовность.

        Готовность ребенка к школе  включает несколько взаимосвязанных   сторон. Ребенку, поступающему в  1-ый класс, необходим известный  запас знаний об окружающем  мире: о предметах и их свойствах,  о явлениях живой и неживой  природы, о людях и других сторонах общественной жизни, то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в старшем дошкольном возрасте представлений. Говоря о произвольности познавательной деятельности, необходимо отметить, что она хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного   развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал. Требования к произвольности их познавательной деятельности возрастает постепенно, по мере того, как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.

        Мы знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими

существенные  закономерности явлений, относящихся  к разным областям деятельности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний.

        Для ребенка достаточно, если  психолог познакомит его с  теми областями и сторонами  явлений, которые служат предметом изучения разных наук. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий – дело будущего.

          В когнитивную готовность к  обучению входят определенные  качества восприятия и мышления  ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным и расчетным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом.

             Таким образом, старший дошкольник  должен уметь выделять существенное  в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное  и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы; развивать устойчивость произвольного внимания.

         Рассмотрев у детей старшего  дошкольного возраста когнитивную  готовность к обучению, мы убедились,  что центральным моментом является  переориентировка сознания ребенка с конечного результата на способы выполнения, что предполагает осознание своих действий, развитие произвольности и самоконтроля. 

                      4. Коммуникативная готовность.

              Для качественного осмысления  самой проблемы коммуникативной готовности детей к обучению в школе, нам необходимо более глубоко изучить само понятие “коммуникативная готовность”.

Анализируя  сущностную характеристику понятия  коммуникативной готовности детей  к обучению в школе нам важно  было рассмотреть ее в историческом ракурсе. Видный психолог Л.С. Выготский рассматривает готовность дошкольников к обучению в образовательном учреждении с позиции не только симптоматики, но и клиники, то есть ориентируется на выявление и созревших и созревающих функций и свойств, которые в школьном обучении получают дальнейшее свое развитие. Отметим при этом и то, что структура системы коммуникативной готовности детей, как сложное психологическое образование соответствует структуре тех функций, которые им надлежит выполнять в образовательном учреждении.

Л.А. Вагнер, изучая сущностную характеристику понятия  коммуникативной готовности детей  к обучению в школе, отметил ряд  психологических качеств, которыми они должны овладеть:

1)принятие  позиции школьника, 

2)овладение умениями учиться,

3)развитие  логического мышления.

Коммуникативная готовность детей к обучению в  школе является одним из важнейших  шагов психического развития в период дошкольного детства и залогом  успешного обучения в образовательном  учреждении

      Таким образом, в нашей курсовой работе коммуникативная готовность детей к школе определена как одно из проявлений гармоничного развития дошкольника. Она проявляется во взаимодействии со следующими компонентами:

а) эмоционально-положительным  отношением к предстоящей учебе в школе, которое адекватно мотивировано “ансамблем” мотивов (познавательных, нравственных, коммуникативных):

б) осознанием педагогического общения в системе  “учитель-ученик” и специфики  учебной деятельности в рамках которого она протекает;

в) практической включенностью дошкольников в совместную коммуникативную и учебно-познавательную деятельность.

    Мы рассмотрели понятие «коммуникативная готовность» в историческом ракурсе, а теперь рассмотрим сущность данного понятия.

        Мы выдвинули понятие о коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению, понимая под ним сформированность у старшего дошкольника внеситуативно – личностного общения.

       Внеситуативно – личностное общение  – высшая форма коммуникативной  деятельности. Ее роль состоит в освоении детьми правил поведения в социальном мире , в постижении некоторых его законов и взаимосвязей.

      В данной форме общения очень  важен личностный мотив – ведущий  в коммуникативной деятельности, где взрослый выступает перед  ребенком в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность, а конкретное социальное лицо, член общества. Взрослый получает в глазах старшего дошкольника свое собственное, независимое существование.

        Внутреннее преобразование личностных  мотивов общения у детей при  переходе от младенчества к  старшему дошкольному возрасту, наполнение их совершенно новым  материалом свидетельствуют о  том, что в них коммуникативная  потребность приобрела теперь новое содержание.

       Мы увидели, что действительно  для старших дошкольников характерно  стремление к доброжелательному  вниманию взрослых, а к взаимопониманию   и сопережеванию с ними.

       Новое содержание коммуникативной  потребности выражается в том, что ребенок не настаивает обязательно на похвале, гораздо важнее для него знать, а как нужно. Старший дошкольник не спешит спорить со взрослыми – он старается получше понять старших, найти причину.

       Важнейшее значение внеситуативно-  личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок  думает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как о ребенке. Кроме этого, понимание детьми с внеситуативно –личностной формой коммуникативной деятельности своей позиции видно из того, что они не отвлекаются, тщательно прослеживают все действия взрослого, не затевают разговоров на темы, не имеющие отношение к заданию. Таким образом, говоря о коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению, необходимо знать уровень сформированности у него внеситуативно – личностного общения , так как наиболее успешно дети усваивают новые знания, если владеют данной формой общения.

       Психолог должен развивать данный  уровень общения, ведь значение  внеситуативно – личностного  общения велико: оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место.

       Старший дошкольник научается  ориентироваться в социальной  сфере и устанавливает многообразные  сложные отношения с окружающими  людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества. Благодаря  достижениям детей во внеситуативно – личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринимать взрослого в роли учителя, а также определяется уровень коммуникативной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.

        Вывод: понятие «коммуникативная готовность» необходимо рассматривать в ракурсе развития общения.

        Развитие общения – смена качественно  – своеобразных целостных образований  , представляющих собой определенный  генетический уровень коммуникативной  деятельности и называемых нами  формами общения. Мы убедились, что для старшего дошкольника важна внеситуативно – личностная форма общения, так как это высшая для школьников форма общения.

        Кроме этого, необходимо отметить, что без постоянной поддержки  психолога, развитие общения детей  с окружающими замедляется или даже прекращается, поэтому активное вмешательство практического психолога способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отношение в их коммуникативной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Психолого-педагогические  методы формирования коммуникативной  готовности детей старшего дошкольного  возраста к обучению в школе.

 Моделирование  как метод формирования коммуникативной  готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Мы в  своей курсовой работе, разрабатывая условия более успешного формирования у старших дошкольников коммуникативной  готовности, к обучению в школе, прибегли к методу моделирования этого  процесса, как “методу познания, высшей формы общения и более наглядного представления”.

Моделирование дает возможность переноса результатов  полученных в ходе построения и исследования моделей на оригинал потому, что  модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий и гипотез, указывающих на рамки допустимых при моделировании упрощений. Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике.

Отличительной чертой  модели является ее организованность (упорядоченность) и развитая связь  между компонентами, что обуславливает  целостный характер данного образования, гармоничное единство и взаимодействие его частей.

При создании модели формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе можно исходить из того, что она должна:

1) отражать  развитие основных сфер бытия ребенка: сознания, деятельности, ценностных ориентаций;

2) осуществляться под влиянием следующих педагогических условий:

а) организации  учебно-познавательной деятельности детей на основе процесса диалогизации;

б) направленность психолого-педагогического воздействия на овладение детьми способами понимания внутреннего состояния УВП,

Информация о работе Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста коммуникативной готовности к обучению в школе