Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:02, курсовая работа
Цель, предмет изыскания предусматривают решение следующих задач:
1.Анализ проблемы в психолого-педагогической литературе.
2.Рассмотрение психологической готовности к обучению.
3. Изучение методов формирования у старших дошкольников коммуникативной готовности к обучению в школе.
- 3
I.Особенности развития познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста. - 5
Новообразование в развитии познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста. - 5
Коммуникативная готовность ребенка к школе
как один из компонентов психологической готовности
старшего дошкольника к обучению . - 11
Психолого- педагогические методы формирования
коммуникативной готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе - 20
Заключение. - 35
Литература. - 36
Особое значение в развитии
мотивов поведения имеют
Важно отметить, что в данном
возрасте между разными видами
мотивов складывается
Итак, рассматривая мотивационно
– волевую готовность к
3.Когнитивная готовность.
Готовность ребенка к школе
включает несколько
Мы знаем, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими
существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям деятельности. Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний.
Для ребенка достаточно, если психолог познакомит его с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук. Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных понятий – дело будущего.
В когнитивную готовность к
обучению входят определенные
качества восприятия и
Таким образом, старший
Рассмотрев у детей старшего
дошкольного возраста
4. Коммуникативная готовность.
Для качественного осмысления самой проблемы коммуникативной готовности детей к обучению в школе, нам необходимо более глубоко изучить само понятие “коммуникативная готовность”.
Анализируя сущностную характеристику понятия коммуникативной готовности детей к обучению в школе нам важно было рассмотреть ее в историческом ракурсе. Видный психолог Л.С. Выготский рассматривает готовность дошкольников к обучению в образовательном учреждении с позиции не только симптоматики, но и клиники, то есть ориентируется на выявление и созревших и созревающих функций и свойств, которые в школьном обучении получают дальнейшее свое развитие. Отметим при этом и то, что структура системы коммуникативной готовности детей, как сложное психологическое образование соответствует структуре тех функций, которые им надлежит выполнять в образовательном учреждении.
Л.А. Вагнер, изучая сущностную характеристику понятия коммуникативной готовности детей к обучению в школе, отметил ряд психологических качеств, которыми они должны овладеть:
1)принятие позиции школьника,
2)овладение умениями учиться,
3)развитие логического мышления.
Коммуникативная готовность детей к обучению в школе является одним из важнейших шагов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в образовательном учреждении
Таким образом, в нашей курсовой работе коммуникативная готовность детей к школе определена как одно из проявлений гармоничного развития дошкольника. Она проявляется во взаимодействии со следующими компонентами:
а) эмоционально-положительным отношением к предстоящей учебе в школе, которое адекватно мотивировано “ансамблем” мотивов (познавательных, нравственных, коммуникативных):
б) осознанием
педагогического общения в
в) практической
включенностью дошкольников в совместную
коммуникативную и учебно-
Мы рассмотрели понятие «коммуникативная готовность» в историческом ракурсе, а теперь рассмотрим сущность данного понятия.
Мы выдвинули понятие о коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению, понимая под ним сформированность у старшего дошкольника внеситуативно – личностного общения.
Внеситуативно – личностное
В данной форме общения очень
важен личностный мотив –
Внутреннее преобразование
Мы увидели, что действительно
для старших дошкольников
Новое содержание
Важнейшее значение
Психолог должен развивать
Старший дошкольник научается
ориентироваться в социальной
сфере и устанавливает
Вывод: понятие «коммуникативная готовность» необходимо рассматривать в ракурсе развития общения.
Развитие общения – смена
Кроме этого, необходимо
1.3 Психолого-педагогические
методы формирования
Моделирование
как метод формирования
Мы в
своей курсовой работе, разрабатывая
условия более успешного
Моделирование дает возможность переноса результатов полученных в ходе построения и исследования моделей на оригинал потому, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий и гипотез, указывающих на рамки допустимых при моделировании упрощений. Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике.
Отличительной чертой модели является ее организованность (упорядоченность) и развитая связь между компонентами, что обуславливает целостный характер данного образования, гармоничное единство и взаимодействие его частей.
При создании модели формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе можно исходить из того, что она должна:
1) отражать развитие основных сфер бытия ребенка: сознания, деятельности, ценностных ориентаций;
2) осуществляться под влиянием следующих педагогических условий:
а) организации учебно-познавательной деятельности детей на основе процесса диалогизации;
б) направленность психолого-педагогического воздействия на овладение детьми способами понимания внутреннего состояния УВП,