Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа
Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.
При анализе совпадений выставленных рангов с «коридором норм» оказалось, что в 9 случаях из 20 (45%) не совпало ни одно значение.
Также
как в случае с представлениями
о ПВК, внутри студенческой группы нет
единообразия мнений и представлений,
поскольку разброс рангов по одному
умению составляет до 19 пунктов из 20.
Это может говорить как о низкой профессиональной
подготовке самого студента, так и о чрезмерном
разнообразии представлений о сущности
профессии «школьный психолог» среди
преподавателей, что в свою очередь может
говорить о несовершенности организации
учебного процесса на факультете.
Методика личностного (семантического) дифференциала.
Студенческие показатели по трем факторам семантического дифференциала: оценка – 127, сила – 45, активность – 72 (см. рис.2). рис.2
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. В данном случае мы имеем самые высокие значения этого фактора. Это говорит о том, что студенты принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.
Фактор силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются испытуемыми. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.
Фактор активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. В данном случае, видна яркая направленность «на людей», что является необходимым требованием для школьного психолога.
Таким
образом, испытуемые представляет собой
группу экстравертированных студентов
с адекватной, возможно слегка завышенной
самооценкой, которые в то же время
не готовы отстаивать собственные убеждения,
их легко «сбить» с выбранного пути. Ярко
выраженная зависимость от внешних обстоятельств.
2.3. Выводы ко второй главе.
На основе 3 проведенных методик можно сделать следующие выводы:
Выводы.
1.
Профессиональное становление
2.
Кризисы профессионального
3.
Профессиональное самосознание
у студентов-психологов есть
4.
Мониторинг эффективности
5. Студенты-психологи 3 курса не обладают единообразными представлениями о личности профессионала, которые могли бы выступать в виде цели профессионального образования.
6. Отсутствуют признаки готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности без курирования коллег или преподавателя (игнорирование студентами субъектно-деятельностных качеств и организационно-деятельностных умений).
7. Испытуемые являются выраженными экстравертами, что отвечает требованиям профессии.
8. У студентов 3 курса наблюдается достаточно высокий уровень самооценки, принятие себя как личности, носителя позитивных, социально желательных характеристик.
9.
Профессиональная самооценка студентов-психологов
является завышенной и неадекватной.
Заключение.
Студенты-психологи 3 курса проходят кризис профессионального становления с низкими показателями эффективности, так как при высокой (неадекватной) самооценке наблюдается слабо сформированное понимание содержания профессии «школьный психолог», а также слабая подготовленность к самостоятельной деятельности.
Очевидно, что проведенная диагностика не является исчерпывающей. Но даже подобное исследование демонстрирует несовершенство компонента «развитие личности» в содержании профессионального обучения. К сожалению, на сегодняшний день считается достаточным удовлетворительно усваивать знания, учебную программу для того, чтобы считаться сформированным специалистом. Однако, как оказалось студенты, слабо представляют, что именно они могут сделать с помощью полученных знаний.
3 курс является предпоследним в обучении бакалавров школьных психологов. это переломный момент, чтобы определиться с предпочтением и интересом среди разнообразных отраслей психологии. Подобное, очень ответственное, решение требует глубокого понимания возможностей и требований к психологу-профессионалу. В данной ситуации у исследуемой группы студентов можно прогнозировать трудный и мало эффективный выход из условия проф. обучения.
Согласно вузовской структуре, подобные вопросы, касающиеся личностного аспекта развития студентов, должны решаться с помощью психологической службы вуза. Однако, на самом деле подобным мониторингом качества сформированности профессионального самосознания в том числе занимаются только студенты, разрабатывающие курсовые работы на близкие темы. Но и эти работы вполне могут стать исходным материалом для планомерного анализа степени профессиональной готовности студентов-психологов на разных этапах профессионального обучения.
Список использованной литературы:
1. Буякас
Т.М. Основания и условия
2. Вишняков
И.А. Акмеологические
3. Вишняков
И.А. Акмеологический
4. Зеер Э.Ф. Психология профессий./ Е-бург – 2003;
5. Зеер
Э.Ф., Сымалюк Э.Э. Кризисы
6. Иванова
Н.Л. Профессиональная
7. Иванова
Н.Л. Социальная идентичность
и профессиональное
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда./ Москва – 1988;
9. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России./ Москва – 1992;
10. Климов
Е.А. Психология профессионала.
11. Конева
Е.В. Применение учебных
12. Краснощеченко
И.П. Ценностные основания
13. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. /Калуга – 1994;
14. Маркова
А.К. Психология
15. Новейший психологический словарь.// под ред. В.Б.Шапаря. Ростов н/Д. – 2006;
16. Пряжников
Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психолоия
труда и человеческого
17. Психология самосознания: Хрестоматия./ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара – 2000;
18. Решетова
З.А. Психологические основы
19. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в вузе./ Москва – 2000;
20. Чудновский
В.Э. Смысл жизни и судьба./ Москва – 1997.
Приложение.
Приложение 1. Методика 1.
Список качеств
(жирным шрифтом выделены наиболее важные качества. В скобках после названия качества указана его важность: «++» - наиболее важное, «+» - средняя важность, « - « - неважное качество)
1. Субъектно-деятельностные:
1.1. Переживание (восприятие) профессиональный деятельности как образа жизни (++).
1.2.
Действенная мотивация
1.3.
Развитое профессиональное
1.4. Отвержение стереотипов (-).
2. Личностные – отношение к другому человеку:
2.1. Отношение к другому человеку как ценности, а не как к средству достижения своих целей (++).
2.2.
Наблюдательность при
2.3. Коммуникабельность (+).
2.4. Доброта (-).
3. Личностные – социально-психологическая позиция в форме «психолог ценит…»:
3.1. Высоко ценит самоорганизацию другого человека (++).
3.2.
Высоко ценит саморазвитие
3.3. Высоко ценит успешность в активности другого человека (+).
3.4. Высоко ценит индивидуальные особенности другого человека (-).
4. Личностные – индивидуально-психологические способности к профессиональной деятельности:
4.1. Организаторские способности (++).
4.2. Прогностичность по отношению к поведению другого человека (+).
4.3.
Коммуникативные способности (+
4.4. Исполнительность (-).