Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 447.50 Кб (Скачать)
stify">   Характерно, что первые 6 мест в этом списке принадлежат  умениям из группы либо диагностических, либо коммуникативных (см. Приложение2, методика2). Такие аспекты работы школьного психолога как прогнозирование  и организация деятельности собственной, клиента и группы людей  находится вне поля зрения студента. Следовательно, на сегодняшний день студент 3 курса не способен профессионально и эффективно действовать самостоятельно, без организации со стороны педагога, коллеги и т.д.

   При анализе совпадений выставленных рангов с «коридором норм» оказалось, что  в 9 случаях из 20 (45%) не совпало ни одно значение. 

    • 5% совпадений оказалось у 40% студентов;
    • 10% - у 10% студентов;
    • 15% - у 30%студентов;
    • 20% - у 10%студентов;
    • 25%совпадений – 10%студентов.

   Также как в случае с представлениями  о ПВК, внутри студенческой группы нет  единообразия мнений и представлений, поскольку разброс рангов по одному умению составляет до 19 пунктов из 20. Это может говорить как о низкой профессиональной подготовке самого студента, так и о чрезмерном разнообразии представлений о сущности профессии «школьный психолог» среди преподавателей, что в свою очередь может говорить о несовершенности организации учебного процесса на факультете. 
 

   Методика  личностного (семантического) дифференциала.

   Студенческие  показатели по трем факторам семантического дифференциала: оценка – 127, сила – 45, активность – 72 (см. рис.2). рис.2

      При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. В данном случае мы имеем самые высокие значения этого фактора. Это говорит о том, что студенты принимают себя как личность, склонны осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворены собой.

      Фактор  силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются испытуемыми. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

      Фактор  активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. В данном случае, видна яркая направленность «на людей», что является необходимым требованием для школьного психолога.

      Таким образом, испытуемые представляет собой  группу экстравертированных студентов  с адекватной, возможно слегка завышенной самооценкой, которые в то же время  не готовы отстаивать собственные убеждения, их легко «сбить» с выбранного пути. Ярко выраженная зависимость от внешних обстоятельств. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3. Выводы ко второй главе.

   На  основе 3 проведенных методик можно  сделать следующие выводы:

    1. студенты-психологи 3 курса не обладают единообразными представлениями о личности профессионала, которые могли бы выступать в виде цели профессионального образования;
    2. отсутствуют признаки готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности без курирования коллег или преподавателя (игнорирование студентами субъектно-деятельностных качеств и организационно-деятельностных умений);
    3. испытуемые являются выраженными экстравертами, что отвечает требованиям профессии;
    4. у студентов 3 курса наблюдается достаточно высокий уровень самооценки, принятие себя как личности, носителя позитивных, социально желательных характеристик;
    5. профессиональная самооценка студентов-психологов является завышенной и неадекватной;
    6. в виду отсутсвия единого представления о сущности профессии школьного психолога у студентов можно говорить о недостаточной сформированности соответственного единообразного представления у преподавателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

    1. Профессиональное становление включает  в себя определенные этапы  (кризисы профессионального становления), которые являются необходимыми для последующего развития профессионализма, также как кризисы возрастные являются неотъемлемым условием развития ребенка.

    2. Кризисы профессионального становления могут иметь  две возможности выхода – положительный и отрицательный. Признаком эффективно пройденного кризиса является сформированное устойчивое профессиональное самосознание.

    3. Профессиональное самосознание  у студентов-психологов есть сопоставление  образа «идеального психолога»  с представлением о собственной  значимости и компетентности в рамках данной специальности.

    4. Мониторинг эффективности прохождения  кризиса профессионального обучения  дает возможность обнаружить  недоработки и скорректировать  процесс формирования личности будущего специалиста.

    5. Студенты-психологи 3 курса не обладают единообразными представлениями о личности профессионала, которые могли бы выступать в виде цели профессионального образования.

    6. Отсутствуют признаки готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности без курирования коллег или преподавателя (игнорирование студентами субъектно-деятельностных качеств и организационно-деятельностных умений).

    7. Испытуемые являются выраженными экстравертами, что отвечает требованиям профессии.

    8. У студентов 3 курса наблюдается достаточно высокий уровень самооценки, принятие себя как личности, носителя позитивных, социально желательных характеристик.

    9. Профессиональная самооценка студентов-психологов является завышенной и неадекватной. 

Заключение.

   Студенты-психологи 3 курса проходят кризис профессионального становления с низкими показателями эффективности, так как при высокой (неадекватной) самооценке наблюдается слабо сформированное понимание  содержания профессии «школьный психолог», а также слабая подготовленность к самостоятельной деятельности.

   Очевидно, что проведенная диагностика  не является исчерпывающей. Но даже подобное исследование демонстрирует несовершенство компонента «развитие личности»  в содержании профессионального  обучения. К сожалению, на  сегодняшний  день считается достаточным удовлетворительно усваивать знания, учебную программу для того, чтобы считаться сформированным специалистом. Однако, как оказалось студенты, слабо представляют, что именно они могут сделать с помощью полученных знаний.

   3 курс является предпоследним в обучении бакалавров школьных психологов. это переломный момент, чтобы определиться с предпочтением и интересом среди разнообразных отраслей психологии. Подобное, очень ответственное, решение требует глубокого понимания возможностей и требований к психологу-профессионалу. В данной ситуации у исследуемой группы студентов можно прогнозировать трудный и мало эффективный выход из условия проф. обучения.

   Согласно  вузовской структуре, подобные вопросы, касающиеся личностного аспекта  развития студентов, должны решаться с помощью психологической службы вуза. Однако, на самом деле подобным мониторингом качества сформированности профессионального самосознания в том числе занимаются только студенты, разрабатывающие курсовые работы на близкие темы.  Но и эти работы вполне могут стать исходным материалом для планомерного анализа степени профессиональной готовности студентов-психологов на разных этапах профессионального обучения.

  Список использованной литературы:

1. Буякас  Т.М. Основания и условия профессионального  становления студентов-психологов.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2005. №2;

2. Вишняков  И.А. Акмеологические предпосылки  профессионализации школьного психолога./ Москва-2006;

3. Вишняков  И.А. Акмеологический мониторинг  процесса профессиональной подготовки школьного психолога в вузе./ Москва -2006;

4. Зеер  Э.Ф.  Психология профессий./ Е-бург  – 2003;

5. Зеер  Э.Ф., Сымалюк Э.Э. Кризисы профессионального  становления личности.// Психологический  журнал. 1997. Т.18. №6.

6. Иванова  Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях. //Вопросы психологии. 2008 №1;

7. Иванова   Н.Л. Социальная идентичность  и профессиональное становление  личности./ Ярославль – 2005;

8. Климов  Е.А. Введение в психологию  труда./ Москва – 1988;

9. Климов  Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России./ Москва – 1992;

10. Климов  Е.А. Психология профессионала./ Воронеж  – 1996;

11. Конева  Е.В. Применение учебных знаний  в профессиональной деятельности  на разных этапах становления  профессионала. // Психология субъекта профессиональной деятельности. / под ред. А.В.Карпова. М.; Ярославль: ЯрГУ – 2001;

12. Краснощеченко  И.П. Ценностные основания психологического  образования.// Психология в вузе. 2007. №3;

13. Ливехуд  Б. Кризисы жизни – шансы  жизни. /Калуга – 1994;

14. Маркова  А.К. Психология профессионализма./ Москва – 1996;

15. Новейший  психологический словарь.// под ред.  В.Б.Шапаря.  Ростов н/Д. – 2006;

16. Пряжников  Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психолоия  труда и человеческого достоинства./Москва, «Академия» - 2001;

17. Психология самосознания: Хрестоматия./ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. – Самара – 2000;

18. Решетова  З.А. Психологические основы профессионального  обучения./ Москва – 1996;

19. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в вузе./ Москва – 2000;

20. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба./ Москва – 1997. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение.

Приложение 1. Методика 1.

   Список  качеств 

   (жирным  шрифтом выделены  наиболее важные  качества. В скобках  после названия  качества указана  его важность: «++»  - наиболее важное, «+» - средняя важность, « - « - неважное качество)

   1. Субъектно-деятельностные:

   1.1. Переживание (восприятие) профессиональный деятельности как образа жизни (++).

   1.2. Действенная мотивация трудовой  деятельности по приобретенной  профессии (+).

   1.3. Развитое профессиональное самосознание (+).

   1.4. Отвержение стереотипов (-).

   2. Личностные –  отношение к другому  человеку:

   2.1. Отношение к другому  человеку как ценности, а не как к  средству достижения  своих целей (++).

   2.2. Наблюдательность при взаимодействии с другим человеком (+).

   2.3. Коммуникабельность (+).

   2.4. Доброта (-).

   3. Личностные –  социально-психологическая  позиция в форме  «психолог ценит…»:

   3.1. Высоко ценит самоорганизацию  другого человека (++).

   3.2. Высоко ценит саморазвитие другого  человека (+).

   3.3. Высоко ценит успешность в  активности другого человека (+).

   3.4. Высоко ценит индивидуальные  особенности другого человека (-).

   4. Личностные –  индивидуально-психологические  способности к  профессиональной  деятельности:

   4.1. Организаторские способности (++).

   4.2. Прогностичность по отношению  к поведению другого человека (+).

   4.3. Коммуникативные способности (+).

   4.4. Исполнительность (-).

Информация о работе Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения