Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа
Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.
Наконец, психолог все больше задумывается о своей миссии, о своем предназначении и призвании. Не только конкретные методы работы, но и вся профессиональная деятельность рассматриваются лишь как средства осуществления этой миссии. Здесь профессионал фактически перерастает традиционные рамки профессии и стремится уже не просто решать какие-то конкретные проблемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рассматривая даже самые «мелкие» и «незначительные» дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры. Как пишет В.Э.Чудновский «проблема смысла жизни – это прежде всего проблема «качества» жизни, а не ее масштаба»[20].
1.2. Психологические особенности кризиса профессионального обучения.
В.И.Слободчиков определяет специфику возраста как «смену режима индивидуальной жизни», как смену самости и единичности. Соответственно выделяются две группы кризисов: 1) кризисы «рождения» («так жить нельзя»); 2) кризисы развития («хочу быть, как ты»), поиск новых способов самоопределения[3].
Обозначая общую логику и основные кризисы развития взрослого человека, Б.Ливехуд также делает акцент на изменении ценностно-смысловой сферы личности. Он выделяет следующие основные фазы жизни: 1)душевное восприятие, рост (до 20 лет); 2) экспансивная фаза: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линией развития (20-40 лет); 3) социальная фаза, или фаза руководства: отдача своего опыта характеризуется опережением духовного развития и угасанием биологической линии развития[13].
Интересные рассуждения и типологию жизненных кризисов предлагает Э.Ф.Зеер [4] . Он ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: 1) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления. Это все возрастные кризисы. 2) ненормативные кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы); невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты). Это все жизненные кризисы.
Выделяются основные фазы кризисов профессионального развития. Еще Л.С.Выготский выделил три фазы возрастных кризисов: 1) предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития); 2) критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении); 3) посткритическую ( противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития). Э.Ф.Зеер отмечает, что на основании идей Л.С.Выготского можно выделять и анализировать собственно кризисы профессионального развития [4].
Э.Ф.Зеер предлагает следующую периодизацию кризисов профессионального развития [4]:
Зеер выделяет характерные черты кризиса проф. обучения:
Как известно, задача психолога не только диагностировать проблему, но и рпедложить адекватные способы выхода из сложившейся ситуации. Поэтому необходимо обратить внимания на предложенные Э.Ф.Зеер способы разрешения кризиса проф. обучения:
1.3. Проблемы развития профессинального самосознания.
Развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления профессионала. Не случайно С.М.Богословский, предложивший одно из самых удачных (по мнению Е.А.Климова) определений профессии, писал о том, что о профессии применительно к данному человеку можно говорить лишь тогда, когда данная профессиональная деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица»[8].
При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок терминам «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также таким терминам, как «самоотношение», «идентичность» и т.д.
Например, Р.Бернс, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой», при этом «описательная составляющая Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют «самооценкой» или «принятием себя»[16]. В целом Р.Бернс выделяет: 1) когнитивную составляющую Я-концепции; 2) оценочную составляющую и 3) поведенческую составляющую.
В.В.Столин. рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями человека как организма, индивида и личности». При этом «выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом, настоящем характеризует самосознание личности», - пишет Столин, и задает важный для психологии самосознания вопрос: «Какие же среди перечисленных образований самосознания являются ключевыми, выполняющими роль основных единиц самосознания на уровнях индивида и личности?»[16].
В качестве такой «единицы самосознания» В.В.Столин предлагает «не образы сами по себе, и не самооценки в когнитивной и эмоциональной формах, и не образы+самооценки», а «конфликтный личностный смысл, отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности». Это столкновение «осуществляется путем поступков, которые таким образом являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе». В свою очередь, «смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах», - рассуждает далее В.В.Столин о механизмах самосознания.
Рассматривая
понятие «самоотношение». С.Р.Пантилеев
во многом опирается на представления
В.В.Столина о самосознании как
о «конфликтном личностном смысле».
Самоотношение, по мнению С.Р.Пантилеева,
не является ни следствием знания о
себе, ни реакцией на определенные аспекты
образа «Я», наоборот, «знание о себе и
самоотношение есть следствие одних и
тех же общих причин, лежащих вне субъекта,
в его деятельности, - и лишь вторично,
в феноменологически превращенных формах,
отдельные самооценки могут восприниматься
самим субъектом как способные порождать
его истинное отношение к себе». Отсюда
«самоотношение может быть понято как
лежащее на поверхности сознания, как
непосредственно-
Понятие «идентичность», предложенное Э.Эриксоном, лучше позволяет понять сам процесс нахождения человеком самого себя («эго-идентичность») и своего места в окружающем мире («групповая идентичность»). По сравнению с взрослым человеком подросток еще не целостен, его терзают противоречия поиска осознания себя как самобытного существа и как представителя общества (или какой-то группы общества). «Кризис в жизни такого молодого человека может наступить именно тогда, когда он наполовину осознает, что фатально и излишне старался быть тем, чем на самом деле он не был, - пишет Э.Эриксон. – Чувство идентичности, в котором у большинства взрослых нет недостатка, предупреждает такие состояния паники. Быть взрослым означает, помимо прочего, способность видеть свою жизнь в контексте непрерывности как ретроспективно, так и в перспективе»[16].
И поскольку такие процессы достаточно сложны, общество не торопит молодого человека с этим, предоставляя ему своеобразный «психосоциальный мораторий». Но тогда трудно говорить и о полноценной идентичности, и тем более о сотоявшейся профессиональной идентичности. Как отмечает Пряжников, в последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное самосознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.
Рассматривая собственно профессиональное самосознание можно просто конкретизировать все, что говорилось о самосознании вообще применительно к конкретным видам деятельности. Но профессиональное самосознание имеет одну важную характеристику – это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающим себя в качестве полноценного члена данного общества. Иными словами, профессиональное самосознание – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности[16].
Обращаясь
к проблеме профессионального