Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Введение.

  Актуальность  темы. Необходимость в профессии школьного психолога отразила общую стратегию современного общества – как можно большее число работников сделать специалистами, то есть дать им профессиональное образование, специальную подготовку. Процесс профессиональной подготовки специалиста непрерывно изменяется, с целью повышения качества и эффективности подготовки.

  Одним из важнейших аспектов, позволяющим  выявить эффективность  подготовки, является проблема оценивания профессионализма. Проблема критериев профессионализации студентов-психологов является важной и актуальной, потому что  несоответствие параметров выпускника вуза и требований, предъявляемых к специалисту, встречается все чаще. Действительно, анализируя отметки, характеризующие успеваемость, то есть результаты освоения знаний, мы не можем полноценно охарактеризовать степень профессионализма в поведении специалиста психолога.

  С другой стороны, степень профессионализма напрямую связана с «удачностью» выбора профессии. Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.) Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вызывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества и коллег не всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того, чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Данный вопрос широко освещается в работах Н.С.Пряжникова, Е.А.Климова, А.К.Марковой, Э.Ф.Зеер и др.

  Получается, что неудачное профессиональное самоопределение, становление и  недостаточная самореализация могут  стать причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может  даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

   Цель  работы. Выявить особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения.

   Объект  исследования. Профессиональное становление студентов-психологов.

   Предмет исследования. Особенности професионального самосознания студентов-психологов.

   Гипотеза. Большинство студентов-психологов 3 курса успешно проходят кризис профессионального становления, обладая адекватной самооценкой и верно сформированными представлениями о сущности профессии «школьный психолог». 

   Задачи  работы.

    1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
    2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
    3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
    4. Анализ результатов исследования.
 
 
 
 
 

   Методы  работы.

   Для реализации поставленных задач был  использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего  исследования.

   Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ, опрос (анкетирование).

   В данной работе использовались три методики:

    1. методика ранжирования списка профессионально важных личностных качеств школьного психолога (И.В.Вишняков);
    2. методика ранжирования списка профессионально важных умений школьного психолога (И.В.Вишняков);
    3. методика личностного (семантического) дифференциала, адаптированного сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.

   Эмпирическая  база.

   Исследование  проводилось на базе ОмГПУ, факультет  психологии и педагогики. В исследовании принимали участие 10 студентов 3 курса специальности «Практическая психология в образовании».

   Практическая  значимость.

   Результаты  данного исследования могут быть использованы преподавателями практической психологии в процессе подготовки школьных психологов в вузе, с целью повышения качества профессионализации студентов в процессе обучения, а также – студентами и выпускниками для собственного профессионального совершенствования. 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Особенности профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса.

    1.1. Особенности профессинального становления студентов-психологов.

    Вопреки обыденным представлениям психологи  относятся к кризисам не просто с  пониманием, но и с уважением. Известное  высказывание Л.С.Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка», относится не только к возрастной психологии, но и к психологии становления профессионала.

    При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»: 1) кризис может способствовать личностному развитию; 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).

    Сам кризис – это своеобразный шанс для человека стать лучше, а для  профессионала – перейти на следующий  этап своего развития, ведь недаром  говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженным) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).

    Для будущего психолога проблема заключается  в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса  учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже более важным результатом всего обучения на психологическом факультете, чем все знания и умения вместе взятые.

    Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто использование энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, т.е. своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или построение для себя шансов профессионального развития, а не просто ожидание этих шансов.

    Кризисы профессионального становления  можно рассматривать и как  постоянные «разочарования» («кризисы разочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т.п. По сути, это тот самый шанс для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему. Как отмечают самые разные исследователи профессионального развития (Э.Ф.Зеер, Б.Ливехуд, Г.Шиши и др.), именно изменение «Я-концепции», смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления. На значение ценностно-мотивационной сферы как важной составляющей в становлении личности студентов-психологов указывает Т.М.Буякас, выделившая ценностные компоненты, необходимые для развития психолога-профессионала: саморазвитие и самореализация; личностное самоопределение (ответственность за себя, чувство независимости); профессиональное самоопределение (востребованность); полнота и радость жизни; социальные ценности: статус, имидж, карьера, успешность, высокий доход, принадлежность к определенному культурному кругу, комфортные условия труда; экзистенцианальные ценности: умение прощать, умение терпеть, умение доверять, умение любить, умение верить, умение быть счастливым и свободным [1].

    Основываясь на наблюдениях за студентами и уже  работающими специалистами, Пряжников условно выделяет следующие этапы профессионального развития психологов [16].

    Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период – это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией.

      Этап самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап – это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.

    Первые  разочарования, а  потом будут и  последующие. Это наиболее ответственные этапы, поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его, учитывая, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Важно, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.

    Начало  самостоятельного решения  некоторых психологических  проблем (теоретических  или практических) с использованием уже известных  технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).

    Первые  серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.

    Обращение к теоретическим  и методологическим основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

    Импровизация  и профессиональное творчество уже на основе обновленной  теоретической и  методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

    Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т.е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку им все видится в «розовом свете» и нет никаких разочарований).

    Нельзя  осуждать таких «застрявших» в своем  развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в  своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может и не продолжат – это их право выбора.

    Пряжников предлагает еще одну возможную линию  профессионального развития психологов. Главное здесь – постепенное перемещение основного акцента своей деятельности. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности[16].

    Первоначально это ориентация на традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов. Главное здесь – показать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», т.е. независимые от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтаcовывай факты» и т.п.).

    Постепенно  приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы – таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем, т.е. на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, т.е. психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависящей.

    На  третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться  в свое работе и на свою интуицию, и на свою мировоззренческую  (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту. Недаром Е.А.Климов писал, что методика – это «совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога…дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет»[8]. Но кроме традиционно понимаемого «профессионального мастерства», важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле его профессиональной деятельности, тем более что именно смысл является стержнем личностного и профессионального развития.

Информация о работе Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения