Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа
Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.
Введение.
Актуальность темы. Необходимость в профессии школьного психолога отразила общую стратегию современного общества – как можно большее число работников сделать специалистами, то есть дать им профессиональное образование, специальную подготовку. Процесс профессиональной подготовки специалиста непрерывно изменяется, с целью повышения качества и эффективности подготовки.
Одним из важнейших аспектов, позволяющим выявить эффективность подготовки, является проблема оценивания профессионализма. Проблема критериев профессионализации студентов-психологов является важной и актуальной, потому что несоответствие параметров выпускника вуза и требований, предъявляемых к специалисту, встречается все чаще. Действительно, анализируя отметки, характеризующие успеваемость, то есть результаты освоения знаний, мы не можем полноценно охарактеризовать степень профессионализма в поведении специалиста психолога.
С другой стороны, степень профессионализма напрямую связана с «удачностью» выбора профессии. Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.) Более того, даже представители так называемых творческих профессий, вызывающие восхищение, а иногда зависть окружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать свои творения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества и коллег не всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того, чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьезным страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Данный вопрос широко освещается в работах Н.С.Пряжникова, Е.А.Климова, А.К.Марковой, Э.Ф.Зеер и др.
Получается, что неудачное профессиональное самоопределение, становление и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.
Цель работы. Выявить особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения.
Объект исследования. Профессиональное становление студентов-психологов.
Предмет исследования. Особенности професионального самосознания студентов-психологов.
Гипотеза.
Большинство студентов-психологов 3 курса
успешно проходят кризис профессионального
становления, обладая адекватной самооценкой
и верно сформированными представлениями
о сущности профессии «школьный психолог».
Задачи работы.
Методы работы.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования.
Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ, опрос (анкетирование).
В данной работе использовались три методики:
Эмпирическая база.
Исследование проводилось на базе ОмГПУ, факультет психологии и педагогики. В исследовании принимали участие 10 студентов 3 курса специальности «Практическая психология в образовании».
Практическая значимость.
Результаты
данного исследования могут быть
использованы преподавателями практической
психологии в процессе подготовки школьных
психологов в вузе, с целью повышения качества
профессионализации студентов в процессе
обучения, а также – студентами и выпускниками
для собственного профессионального совершенствования.
Глава 1. Особенности профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса.
1.1. Особенности профессинального становления студентов-психологов.
Вопреки обыденным представлениям психологи относятся к кризисам не просто с пониманием, но и с уважением. Известное высказывание Л.С.Выготского о том, что «если бы кризисов не было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка», относится не только к возрастной психологии, но и к психологии становления профессионала.
При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»: 1) кризис может способствовать личностному развитию; 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально).
Сам кризис – это своеобразный шанс для человека стать лучше, а для профессионала – перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженным) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам).
Для
будущего психолога проблема заключается
в том, чтобы умело использовать
энергию своего кризиса (кризиса
учебно-профессионального
Еще
более интересным вариантом рассмотрения
кризиса профессионального
Кризисы
профессионального становления
можно рассматривать и как
постоянные «разочарования» («кризисы
разочарования») в различных аспектах
своего обучения и будущей работы.
Но самым болезненным «
Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, Пряжников условно выделяет следующие этапы профессионального развития психологов [16].
Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период – это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией.
Этап самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап – это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
Первые разочарования, а потом будут и последующие. Это наиболее ответственные этапы, поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его, учитывая, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Важно, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.
Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства.
Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т.е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».
Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т.е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку им все видится в «розовом свете» и нет никаких разочарований).
Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может и не продолжат – это их право выбора.
Пряжников предлагает еще одну возможную линию профессионального развития психологов. Главное здесь – постепенное перемещение основного акцента своей деятельности. Основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности[16].
Первоначально это ориентация на традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов. Главное здесь – показать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», т.е. независимые от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтаcовывай факты» и т.п.).
Постепенно приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключение внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы – таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем, т.е. на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, т.е. психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависящей.
На третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться в свое работе и на свою интуицию, и на свою мировоззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту. Недаром Е.А.Климов писал, что методика – это «совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога…дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет»[8]. Но кроме традиционно понимаемого «профессионального мастерства», важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле его профессиональной деятельности, тем более что именно смысл является стержнем личностного и профессионального развития.