Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа
Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.
Как отмечает Е.А.Климов, все названные выше регуляторы подводятся под категорию «субъективный образ».
«Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, - пишет далее Климов, - ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих»[10].
«Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля… одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Это также важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся»[10].
Многие
авторы, рассматривающие периодизации
профессионального развития (Б. Ливехуд,
А.К. Маркова, Г. Шихи), выделяют такой важный
критерий перехода к каждой последующей
стадии профессионального развития –
изменение «ценностного отношения к самому
себе» как представителю профессии и члену
общества вообще. Например, А.К.Маркова
в качестве высшего этапа развития профессионала
выделяет «этап творческого самоопределения
себя как личности профессионала», где
важную роль играют «самостроительство»
и «самосозидание»[8]. А это, в свою очередь,
предполагает развитое представление
о себе как о реальном профеcсионале и
как о желаемом профессионале, что чем-то
напоминает «Я реальное» и «Я идеальное»
у К.Роджерса.
Можно
также увязать профессиональное
самосознание с развитием профессионализма.
Среди прочих условий, влияющих на становление
профессионала, А.К.Маркова выделяет
и такие, как «адекватная самооценка
и готовность к дифференцированной
оценке своего уровня профессионализма»,
«представления человека о профессии,
критерии оценки человеком самой профессии,
профессионализма в ней, а также критерии
оценки профессионала в себе»[14]. Рассматривая
критерии профессионализма, А.К.Маркова
среди прочих выделяет и такие: стремление
развивать себя как профессионала; внутренний
локус профессионального контроля, т.е.
поиск причин успеха – неуспеха в себе
самом и внутри профессии; осознание в
полном объеме черт и признаков профессионала,
развитое профессиональное сознание,
целостное видение облика себя как будущего
профессионала; развитие себя средствами
профессии, самокомпенсация недостающих
качеств и др.
1.5. Выводы.
1.
Профессиональное становление
2.
Кризисы профессионального
3. Профессиональное самосознание у студентов-психологов есть сопоставление образа «идеального психолога» с представлением о собственной значимости и компетентности в рамках данной специальности.
4.
Мониторинг эффективности
Глава 2. Исследование профессионального самосознания в ситуации кризиса профессионального обучения..
2.1. Организация исследования.
Исследование проходило на базе ОмГПУ, факультет психологии и педагогики. Всего в исследовании приняло участие 10 студентов-психологов 3 курса в возрасте от 19 до 21 года.
Этапы проведения практической работы:
Как
следует из первой главы, эффективность
прохождения очередного кризиса
можно отслеживать через
В
такой ситуации просто необходимы методики,
которые, с одной стороны позволяют
определить степень сформированности
понимания необходимых
Методика 1: методика ранжирования списка профессионально важных личностных качеств школьного психолога (приложение 1; методика 1).
Методика 2: методика ранжирования списка профессионально важных умений школьного психолога (приложение 1; методика 2).
Методика 3: методика личностного (семантического) дифференциала в соотношении с профилем поведенческих качеств (приложение 1; методика 3).
Методика
1 позволяет выявить
Методика
2 позволяет выявить
Методика
3. Диагностируется степень
В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала Ч.Осгуда: 1) оценки, 2) силы, 3) активности.
Использовалась инструкция: вариант самооценки – «Оцените самих себя по отобранным чертам личности». При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, необходимо учитывать, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, дополняющие когнитивные и поведенческие компоненты образа психолога.
При
обработке результатов индивидуальные
показатели студентов, их представления
об «идеальном школьном психологе», полученные
в 1 и 2 методиках, сопоставляются с самооценкой,
полученной с помощью ЛД.
2.2. Анализ результатов диагностики профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса.
На основном этапе исследования с группой студентов в количестве 10 человек проводилось три методики. Рассмотрим результаты каждой методики в отдельности.
Методика ранжирования списка профессионально важных качеств.
В ранжировании ПВК школьного психолога по мнению студентов места распределились следуюшим образом (в скобках указана степень важности, согласно идеальному ранжированию: «++» - наиболее важное, «+» - средняя важность, «-« - не важное качество):
Важно
отметить, насколько точно студенты
попали в «коридор нормы», определенный
в методике для каждого качества.
При анализе результатов
рис.1
Подобное распределение показывает крайне низкое понимание студентами сути выбранной профессии.
Анализ рангов по группам качеств показал, что студенты отдают явное предпочтение группе индивидных качеств, а также индивидуально-психологическим особенностям. Субъектно-деятельностные качества и социально-психологическая позиция заняли последнее место по предпочтениям студентов. Это говорит о поверхностном ознакомлении с содержанием профессии школьного психолога и неготовностью студентов к самостоятельной деятельности, требующей адекватности и продуманной организации.
Важно
отметить, что внутри студенческой
группы нет единообразия представлений
о профессионально важных качествах
школьного психолога, поскольку разница
в рангах, выставленная одному и тому же
качеству, в отдельных случаях достигает
18 пунктов из 20.
Методика ранжирования списка профессионально важных умений.
Наибольшее предпочтение респонденты отдали следующим умениям (в скобках указана степень важности, согласно идеальному ранжированию, «++» - наиболее важное, «+» - средняя важность, «-« - не важное умение):
К – группа коммуникативных умений, Д – группа диагностических умений. Важно отметить, что на первых трех местах нет ни одного умения, степень важности которого была бы максимальной. Это говорит о неточном понимании сути содержания профессии «школьный психолог».