Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению профессионального становления студентов-психологов.
2. Выявление особеностей формирования профессионального самосознания студентов-психологов в условиях кризиса профессионального обучения.
3. Подбор диагностического материала и проведение исследование формирования проф. самосознания студентов-психологов 3 курса.
4. Анализ результатов исследования.

Работа содержит 1 файл

1 глава.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

    Как отмечает Е.А.Климов, все названные  выше регуляторы подводятся под категорию  «субъективный образ».

    «Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, - пишет далее Климов, - ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих»[10].

    «Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля… одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места, в частности в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии. Это также важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся»[10].

    Многие  авторы, рассматривающие периодизации профессионального развития (Б. Ливехуд, А.К. Маркова, Г. Шихи), выделяют такой важный критерий перехода к каждой последующей стадии профессионального развития – изменение «ценностного отношения к самому себе» как представителю профессии и члену общества вообще. Например, А.К.Маркова в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет «этап творческого самоопределения себя как личности профессионала», где важную роль играют «самостроительство» и «самосозидание»[8]. А это, в свою очередь, предполагает развитое представление о себе как о реальном профеcсионале и как о желаемом профессионале, что чем-то напоминает «Я реальное» и «Я идеальное» у К.Роджерса. 

    Можно также увязать профессиональное самосознание с развитием профессионализма. Среди прочих условий, влияющих на становление  профессионала, А.К.Маркова выделяет и такие, как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, профессионализма в ней, а также критерии оценки профессионала в себе»[14]. Рассматривая критерии профессионализма, А.К.Маркова среди прочих выделяет и такие: стремление развивать себя как профессионала; внутренний локус профессионального контроля, т.е. поиск причин успеха – неуспеха в себе самом и внутри профессии; осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика себя как будущего профессионала; развитие себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.5. Выводы.

    1. Профессиональное становление включает  в себя определенные этапы (кризисы профессионального становления), которые являются необходимыми для последующего развития профессионализма, также как кризисы возрастные являются неотъемлемым условием развития ребенка.

    2. Кризисы профессионального становления могут иметь две возможности выхода – положительный и отрицательный. Признаком эффективно пройденного кризиса является сформированное устойчивое профессиональное самосознание.

    3. Профессиональное самосознание у студентов-психологов есть сопоставление образа «идеального психолога» с представлением о собственной значимости и компетентности в рамках данной специальности.

    4. Мониторинг эффективности прохождения  кризиса профессионального обучения  дает возможность обнаружить недоработки и скорректировать процесс формирования личности будущего специалиста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование профессионального  самосознания в ситуации кризиса профессионального  обучения..

2.1. Организация исследования.

   Исследование  проходило на базе ОмГПУ, факультет  психологии и педагогики. Всего в исследовании приняло участие 10 студентов-психологов 3 курса в возрасте от 19 до 21 года.

   Этапы проведения практической работы:

    1. Проведение письменного опроса (январь 2010 года). Испытуемым предлагалось три методики одновременно.
    2. Анализ полученных результатов.

   Как следует из первой главы, эффективность  прохождения очередного кризиса  можно отслеживать через самосознание индивида, отражающее соотношение между  желанным, «идеальным» образом профессионала  и представлением о самом  себе на данный момент.

   В такой ситуации просто необходимы методики, которые, с одной стороны позволяют  определить степень сформированности понимания необходимых параметров психолога-профессионала, а с другой, отследить показатели собственно студента. Важно, что предложенные методики выявляют как осознаваемые, так и неосознаваемые компоненты представлений студента о психологических характеристиках школьного психолога.

   Методика 1: методика ранжирования списка профессионально важных личностных качеств школьного психолога (приложение 1; методика 1).

   Методика 2: методика ранжирования списка профессионально  важных умений школьного психолога (приложение 1; методика 2).

   Методика 3: методика личностного (семантического) дифференциала в соотношении с профилем поведенческих качеств (приложение 1; методика 3).

   Методика 1 позволяет выявить представления  студентов-психологов о профессионально  важных качествах посредством ранжирования. Предлагается список из 20 качеств, который необходимо проранжировать таким образом, чтобы самое важное качество носило номер 1, а самое неважное, по мнению респондента, номер 20. При анализе результатов используется таблица «Идеальное и иерархическое ранжирование списка качеств «Идеального школьного психолога», предложенная И.А.Вишняковым [2]. Все качества разбиты на 5 групп: субъектно-деятельностные, личностные (отношение к другому человеку), личностные (социально-психологическая позиция в форме «психолог ценит»), личностные (индивидуально-психологические способности к профессиональной деятельности), индивидные (темперамент и задатки). Внутри каждой группы предполагается деление по степени важности: самое важное качество, важное качество, неважное качество. Конечным результатом методики является сопоставление и анализ данных, полученных от студентов, с данными таблицы.

   Методика 2 позволяет выявить представления  студентов-психологов о профессионально  важных умениях посредством ранжирования. Предлагается список из 20 умений, который  необходимо проранжировать таким образом, чтобы самое важное умение носило номер 1, а самое неважное, по мнению респондента, номер 20. При анализе результатов используется таблица «Идеальное и иерархическое ранжирование списка умений «Идеального школьного психолога», предложенная И.А.Вишняковым [2]. Все умения разделены на 4 группы: диагностические, прогностические, организационно-деятельностные, коммуникативные. Внутри каждой группы предполагается разделение по степени важности: самое важное умение, важное умение, неважное умение.   Конечным результатом методики является сопоставление и анализ данных, полученных от студентов, с данными таблицы.

   Методика 3. Диагностируется степень согласованности  неосознаваемых эмоциональных характеристик, приписываемых студентом самому себе, то  есть эмоциональный компонент  Я-образа. Методика личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева.

   В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала Ч.Осгуда: 1) оценки, 2) силы, 3) активности.

   Использовалась  инструкция: вариант самооценки –  «Оцените самих себя по отобранным чертам личности». При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, необходимо учитывать, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе,  дополняющие когнитивные и поведенческие компоненты образа психолога.

   При обработке результатов индивидуальные показатели студентов, их представления об «идеальном школьном психологе», полученные в 1 и 2 методиках, сопоставляются с самооценкой, полученной с помощью ЛД.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2. Анализ результатов диагностики профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса.

   На  основном этапе исследования с группой  студентов в количестве 10 человек  проводилось три методики. Рассмотрим результаты каждой методики в отдельности.

   Методика  ранжирования списка профессионально  важных качеств.

   В ранжировании ПВК школьного психолога по мнению студентов места распределились следуюшим образом (в скобках указана степень важности, согласно идеальному ранжированию: «++» - наиболее важное, «+» - средняя важность, «-« - не важное качество):

    1. организаторские способности (++);
    2. «эмоциональная устойчивость» (++);
    3. уравновешенность (+); коммуникативные способности (+), действенная мотивация трудовой деятельности по приобретенной профессии (+);
    4. коммуникабельность (+);
    5. отношение к другому человеку как ценности, а не как к средству достижения своих целей (++), сила нервной системы (+);
    6. развитое профессиональное самосознание (+);
    7. высоко ценит саморазвитие другого человека (+);
    8. исполнительность (-);
    9. высокий темп реакций (-);
    10. наблюдательность при взаимодействии с другим человеком (+), высоко ценит индивидуальные особенности другого человека (-);
    11. доброта (-);
    12.   переживание (восприятие) профессиональной деятельности как образа жизни (++), высоко ценит самоорганизацию другого человека (++);
    13. отвержение стереотипов (-);
    14. высоко ценит успешность в актиности другого человека (+);
    15. прогностичность по отношению к поведению другого человека (+).

      Важно отметить, насколько точно студенты попали в «коридор нормы», определенный в методике для каждого качества. При анализе результатов оказалось, что ни один из студентов не приблизился даже к пятидесятипроцентному совпадению с нормой:

      • у 10% студентов 0 совпадений;
      • у 20% студентов 5% совпадений;
      • у 30% студентов 10% совпадений;
      • у 20% студентов 15% совпадений;
      • у 10% студентов 20% совпадений;
      • 10% студентов – 25% совпадений (см. рис.1) 

рис.1

      Подобное  распределение  показывает крайне низкое понимание студентами сути выбранной  профессии.

   Анализ  рангов по группам качеств показал, что студенты отдают явное предпочтение группе индивидных качеств, а также индивидуально-психологическим особенностям. Субъектно-деятельностные качества и социально-психологическая позиция заняли последнее место по предпочтениям студентов. Это говорит о поверхностном ознакомлении с содержанием профессии школьного психолога и неготовностью студентов к самостоятельной деятельности, требующей адекватности и продуманной организации.

   Важно отметить, что внутри студенческой группы нет единообразия представлений  о профессионально важных качествах  школьного психолога, поскольку разница в рангах, выставленная одному и тому же качеству, в отдельных случаях достигает 18 пунктов из 20. 

   Методика  ранжирования списка профессионально важных умений.

     Наибольшее предпочтение респонденты отдали следующим умениям (в скобках указана степень важности, согласно идеальному ранжированию, «++» - наиболее важное, «+» - средняя важность, «-« - не важное умение):

  1. умение установления доверительных отношений (К+);
  2. умение диагностировать нарушения психического развития (Д+);
  3. умение установления контакта с другим человеком (К+).

   К – группа коммуникативных умений, Д – группа диагностических умений. Важно отметить, что на первых трех местах нет ни одного умения, степень  важности которого была бы максимальной. Это говорит о неточном понимании сути содержания профессии «школьный психолог».

Информация о работе Особенности формирования профессионального самосознания студентов-психологов 3 курса в условиях кризиса профессионального обучения