Основные принципы и понятия психологической теории деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

Содержание

Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и понятия психологической теории деятельности.doc

— 268.50 Кб (Скачать)
 

 

      Приложение В 

     Основные  характеристики операций

       
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

 

      Приложение Г

     Виды мотивации

     

 
 

 

 

 

 

 

 

     

     

     

       

     

     

     

 

 

      Приложение Д

     Основные подходы, раскрывающие разные грани принципа активности 

№ п Подход Содержание
1 Первый подход Наиболее традиционный из этих подходов состоит в том, что  в нем исследуется зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта
2 Второй подход      является  антиподом различных представлений о поведении, основывающихся на принципе активности. Этот подход выражается во взгляде на психические процессы личности как на творческие, продуктивные, как на процессы порождения психического образа. Совсем недавно и с несколько неожиданной стороны представители второго подхода получили подтверждение не только его правильности, но и своевременности. Разработчики моделей распознавания образа убедились в том, что сказочная форма «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что» имеет гораздо более глубокий смысл, чем это может показаться с первого взгляда. Оказалось, что в реальной жизни встреча с подобными «плохо сформулированными задачами» является скорее правилом, чем исключением.

Этот  подход к проблеме активности доказывает ограниченность тех направлений психологии, которые опираются на принцип реактивности при объяснении различных проявлений поведения и познания человека.

3 Третий подход Ставит во главу  угла идею о самодвижении деятельности. Этот подход неотрывен от принципа неадаптивной природы человеческой деятельности
 

     Приложение  Е

     Наиболее  распространенные варианта принципа адаптивности в различных общепсихологических подходах к изучению поведения человека 

№ п Название  варианта Содержание  варианта
1 Гомеостатический  вариант Идея гомеостазиса досталась психологам в наследство от традиционных биологических теорий, утверждающих, что все реакции организма как системы, пассивно приспосабливающейся к воздействиям среды, призваны лишь выполнять сугубо адаптивную функцию — вернуть организм в состояние равновесия. В эмпирической психологии этот вариант принимал самые различные формы. Особенно явно он выступил в рефлексологии, в которой активность субъекта сводится к поддержанию равновесия со средой. Гомеостатический вариант объяснения поведения личности нашел свое выражение в столь внешне непохожих общепсихологических концепциях, как ортодоксальный психоанализ З. Фрейда; динамическая теория личности К. Левина; социально-психологические теории стремления к разрядке когнитивного несоответствия (диссонанса) Л. Фестингера или баланса, соответствия (Ч. Осгуд и др.); в необихевиористских концепциях редукции напряжения потребностей организма человека и животных. Внешне противоположными, но близкими по содержанию являются концепции личности в гуманистической психологии, в которых идее гомеостазиса противопоставляется идея «стремления к напряжению», к нарушению равновесия как исходная методологическая предпосылка изучения мотивации развития личности человека (А. Маслоу,              Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.). И в тех и в других концепциях личность противопоставляется социальной среде, а ее поведение подчиняется заранее предустановленной конечной цели — обрести равновесие с обществом за счет разрядки потребностей или достичь «равновесия» с самим собой за счет самоактуализации, т. е. стать таким, как предписано природой, как бы ни мешало или ни помогало общество
2 Гедонистический вариант В соответствии с гедонистической предпосылкой анализа поведения человека любые  поведенческие акты направлены па максимизацию удовольствия и минимизацию страдания, в частности отрицательных эмоций, огорчений и т. п. На первый взгляд против гедонистического варианта, прямо формулируемого в концепции мотивации достижения Дж. Макклелланда, возражать довольно трудно. В повседневной жизни существует немало примеров, когда человек совершает то или иное действие, чтобы получить удовольствие. Однако даже если оставить в стороне этические характеристики подобной интерпретации конечных целей человеческих стремлений, то найдется немало фактов, иллюстрирующих существование действий и поступков личности, которые идут вразрез со стремлениями достичь удовольствие и избежать страданий. И факты эти не только в сфере героизма и самопожертвования, а в повседневной человеческой работе, где большинство действий направлено не на достижение удовольствия, а на то дело, ради которого живет человек.
3 Прагматический  вариант Этот вариант, распространенный в функциональной и когнитивной психологии, выступает  в виде положения о том, что  любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы, эффекта при минимальных затратах. Так, известные представители когнитивной психологии П. Линдсей и Д. Норман практически прямо формулируют суть этого варианта принципа адаптивности: «...даже если принятое кем-то решение кажется неразумным, мы все равно допускаем, что оно логично и обоснованно... Наш основной постулат состоит в том, что всякое решение оптимизирует психологическую полезность, даже если посторонний наблюдатель (а может быть и человек, принявший решение) будет удивляться сделанному выбору» (СНОСКА: Из книги: Линдсей П., Норман Д. Переработка информации человеком. М., 1974. С. 502). Прагматический вариант, особенно в той форме, в которой он дается в когнитивной психологии, исходит из определения человека как «человека разумного, рационального», а тем самым любого человеческого действия как рационального и разумного. Отсюда при анализе развития человека в его индивидуальной жизни и в истории общества любые проявления, не вписывающиеся в рамки «разумного действия», отфильтровываются, отбрасываются немотивированные поступки в жизни личности, неутилитарные проявления человека в истории общества. И психологи, и антропологи, и археологи ищут объяснения проявлений сущности личности в ее индивидуальной жизни и в истории человечества в чисто рациональных приспособительных образованиях — в утилитарной полезной деятельности и ее продуктах. При этом соответствующий прагматическому варианту принципа адаптации образ «разумного человека» достраивается, подтверждается, а многие неутилитарные проявления жизни личности и человечества интерпретируются как недостойные внимания, странные, ненужные и неполезные

Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности