Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.
Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35
Значительным явлением в психологической науке стало едва ли не впервые утверждение М.Я.Басова об активной позиции человека как субъекта и о его роли в формировании его собственной социальной среды.
Поведение человека, по Басову, и есть его активность, выявляющаяся во взаимоотношениях целостного организма со средой. Предложенный им структурно-аналитический метод изучения деятельности человека имел задачей выявить различные структурные элементы деятельности и формы их взаимосвязи в процессе активного приспособления человека к среде. Важной является подчеркнутая Басовым мысль о роли в развитии человека формируемой им самим социальной среды.
С
именем С.Л.Рубинштейна связана
Как результат многолетних поисков объективного метода в философии и психологии, предпринятого Рубинштейном, возникла субъектно-деятельная концепция.
По мнению Рубинштейна, деятельность характеризуется прежде всего следующими особенностями: 1). Это всегда деятельность субъекта (т.е. человека, а не животного и не машины), точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2). Деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т.е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда – творческая и 4). самостоятельная … ».
Несмотря на то, что субъектно-деятельностная концепция – это прежде всего концепция деятельностного опосредования, её собственным содержанием является не деятельность, а активность. Такую точку зрения разделял сам Рубинштейн, такую точку зрения разделяют и его современные последователи: « … конечно, концепция Рубинштейна и его школы не сводится к теории деятельности; он всегда был против «деятельностного редукционизма», т.е. против сведения всей активности человека лишь к деятельности.6
Таким образом, главной категорией субъектно-деятельностной концепции является человек как субъект активности, деятельность как форма активности понимается как онтологическое субъект-объектное отношение, которое, тем самым, не может выразить всю полноту социального бытия человека.
Огромный эвристический потенциал философской концепции С.Л.Рубинштейна о человеке как онтологическом субъекте, наиболее ярко и законченно выраженный самим Рубинштейном только в посмертной работе «Человек и мир», к сожалению не нашёл адекватного воплощения в его же психологической концепции. Существенное несоответствие философского и психологического содержаний этих рубинштейновских концепций даёт серьёзные основания для критического анализа перспективности его психологической концепции в решении стратегической задачи человека как универсального субъекта.
На основании общепсихологической (и общефилософской) культурно-исторической концепции сформировалась культурно-историческая концепция деятельности, которая разрабатывалась, в том числе, и А.Н.Леонтьевым. В разработке проблемы деятельности Леонтьев исходил из культурно-исторической концепции психики Л.С.Выготского.
Собственно культурно-историческая концепция деятельности как таковая начинается с середины 30-х годов. До этого времени сам Леонтьев, как и Выготский, говорит ещё не о деятельности (предметной деятельности), а о поведении. Толчком к его переориентации послужили как его собственные работы, так и публикации Рубинштейна.
Программа работы группы Леонтьева строилась на противопоставлении методологических взглядов Леонтьева и Выготского на роль предметной деятельности в онтогенетическом происхождении человека. С Л.С.Выготским сторонники деятельностного подхода расходились в главном – в понимании онтогенетических механизмов происхождения человека и его сознания. В отличие от Выготского, который отводил эту роль гносеологизированному «вращиванию», леонтьевцы роль такого механизма отводили внешнему предметному действию: « … приверженцы деятельностного подхода полагали, что именно «внешнее предметное действие» – реальное столкновение с реальным миром и его реальная, практическая «обработка» – лежит в основе сознания, слова, значения, мышления и иных «внутренних» явлений и сущностей. Наиболее наглядно и последовательно этот ход мысли был воплощён П.Я.Гальпериным в его теории интериоризации (поэтапного формирования умственных действий.
Признавая неоднозначное толкование термина «деятельность», сам А.Н Леонтьев обозначил своё понимание его содержания, которое вместе с его же пониманием предметности убедительно свидетельствует о расширенном толковании самим Леонтьевым психологического понятия «деятельность». Его собственная точка зрения на деятельность к тому времени была зафиксирована в пяти коротких положениях (Приложение А).
В статьях Д. Б. Эльконина в 1944—1947 гг., посвященных развитию психики в онтогенезе, проблема деятельности получает специальную разработку. Было сформулировано понятие ведущей деятельности, положенное в основу при изучениях периодизации психического развития ребенка, исследована игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Было произведено различение деятельности (и мотива) и действия (и цели), операций или способов выполнения действия, описывалась динамика их взаимоотношений в процессе реальной жизнедеятельности ребенка; был раскрыт механизм сдвига мотива на цель как механизм процесса рождения новых деятельностей; вводилось различение «только понимаемых мотивов» и мотивов, «реально действующих».7
Одной из наиболее значительных фигур в создании теории деятельности является Л.С.Выготский. Роль Выготского в создании деятельностного подхода оценивается исследователями с полярных позиций. Необходимо отметить, что в вопросе об авторстве деятельностной концепции, впрочем, как и в других вопросах, так или иначе касающихся деятельностной проблематики, мнения представителей субъектно-деятельностной и культурно-исторической деятельностных школ существенно расходятся. Это касается и роли Выготского в исследовании понятия «деятельность».
В
свете современных
Таким образом, делая предварительный вывод о характере процесса становления деятельностного подхода, можно утверждать, что вокруг категории деятельности в советской психологии сложилась в высшей степени противоречивая ситуация, становление которой проходило под знаком преодоления стимульно-реактивной схемы поведения, под знаком противостояния биологического и социологического факторов детерминации психики.
2 Основные понятия психологической
теории деятельности:
содержательный аспект
и характеристики
2.1
Деятельность как ключевое
понятие в деятельностном
подходе
В контексте деятельностного подхода к изучению психических явлений и личности человека предлагается следующее определение категории «деятельность»: деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности.
Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода (точнее, субъектно-деятельностного): «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе можно условно разделить на шесть групп (Приложение Б).
Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как:
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности. Деятельность имеет сложную структуру. Различаются деятельность и соответствующий ей мотив, действие и соответствующая ему цель, операции и соответствующие им способы осуществления действия, физиологические механизмы, реализаторы деятельности. Между компонентами деятельности существуют переходы и трансформации. Анализ образующих деятельность единиц привел к выводу о единстве строения внешней и внутренней деятельности, в форме которой существует психическое.
Деятельность
предполагает субъекта деятельности,
личность. В контексте теории деятельности
различаются образования «
В
деятельностном подходе впервые
был поставлен вопрос о происхождении
психики в животном мире. Для объяснения
того, как и почему возникла психика в
филогенезе, А.Н.Леонтьев расширил принцип
единства сознания и деятельности, выдвинув
принцип единства психики (в ее различных
формах) и деятельности. Деятельность
описывается как состоящая из трех структурных
единиц: Деятельность—Действие—
- Деятельность определяется мотивом.
- Действие определяется целью.
- Операция определяется конкретными условиями ее протекания.
Рассмотрим
подробнее основные структурные
составляющие понятия деятельности.
2.2
Понятия и категории
деятельностного подхода
Рассмотрение
категориального аппарата осуществимо
посредством содержательного
Деятельность
человека имеет сложное и иерархическое
строение и состоит из нескольких
“слоев”, или уровней. Назовем эти
уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых,
уровень особенных
Действие — это главное понятие и основная единица анализа деятельности. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели.
Всякое человеческое действие, независимо от того, как оно производится - физически или идеально - представляет собой объективный процесс преобразования исходного материала или положения в заданный продукт иди состояние, Этот процесс не только целесообразный, но и целенаправленный, в котором, по выражению Маркса, цель как закон определяет способ и характер действия. Это - процесс решения задачи, которая не только объективно возникает перед человеком, но и субъективно выступает перед ним, так или иначе им понимается, и, соответственно этому, так или иначе решается.10
Характеризуя понятие “действие”, можно выделить следующие четыре момента:
1. действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось. выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а “раскрывается” в действии.
2. действие — это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве осознанием.
Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности