Основные принципы и понятия психологической теории деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

Содержание

Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и понятия психологической теории деятельности.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Одним из доказательств реальности существования  того или иного принципа деятельностного  подхода является то, что с ним  рано или поздно приходится столкнуться  представителям самых разных ориентаций в науке. Высказанное положение полностью относится к принципу зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности субъекта. Этот принцип пережил по крайней мере два своих рождения. В 60-е гг. нашего века он был замечен когнитивными психологами, которые начали осознавать тот факт, что нельзя построить психологию познавательных процессов в рамках информационного подхода с его схемой «вход — выход», оставив за скобками реальный содержательный процесс взаимодействия человека с миром.33

     Принцип зависимости познания от места отражаемого  объекта в структуре деятельности, от его связи с мотивами, целями и условиями осуществления деятельности выступил в исследованиях творческого  мышления человека (О. К. Тихомиров, А. Я. Пономарев), восприятия (Л. А. Венгер). Этот принцип также лег в основу выделения двух классов эмоциональных явлений — ведущих устойчивых эмоциональных явлений личности, открывающих человеку смысл его мотивов; производных эмоциональных явлений, в частности эмоций успеха и неуспеха, возникающих при достижении или недостижении целей действия человека в конкретной ситуации (В. К. Вилюнас). Этот принцип представляет собой один из важных принципов деятельностного подхода и обладает далеко еще не исчерпанным объяснительным потенциалом.

     7.Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам».

     Принципы  реактивности и адаптации нередко  соседствуют в основывающихся на механистическом материализме психологических  теориях с принципом атомарного анализа психики. Этот принцип зиждется на том положении, что целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того. В психологии этот принцип анализа был назван Л. С. Выготским принципом анализа «по элементам».

     В качестве типичного примера анализа поведения человека «по элементам» можно привести сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме. Полную противоположность принципу анализа «по элементам» представляет собой системный принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому.34

     Из  принципа анализа «по единицам»  исходит А. Н. Леонтьев при разработке представлений о структуре предметной деятельности человека. В предметной деятельности, имеющей иерархическую уровневую структуру, вычленяются относительно самостоятельные, но неотторжимые от ее живого потока «единицы» - действия и операции. Структурные моменты деятельности, «единицы» деятельности не имеют своего отдельного существования. При выделении этих «единиц» как бы ставят три следующих вопроса: «Ради чего осуществляется деятельность? На что направлена деятельность? Какими способами, приемами реализуется деятельность?».35

     Таким образом, каждый из вышеизложенных принципов, выработанных в русле деятельностного подхода в современной психологической науке, имеет важное значение при осуществлении анализа человеческой психики. 

 

      Заключение 

     Настоящая работа представляет собой анализ психологической теории деятельности в контексте рассмотрения ее основных понятий и принципов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

     В психологии понятие «деятельностный  подход» чаще всего употребляется  в двух значениях. В более широком  смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности (К. Маркс). Это направление развивается в исследованиях большинства психологов, придерживающихся философской методологии марксизма. К их числу относятся основатели советской психологической науки Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, и С. Л. Рубинштейн. Особенно большой вклад в разработку деятельностного подхода внесен А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.

     Исторически для психологии характерны два следующих  момента: а) введение положения о  единстве психики и деятельности, исходно противопоставившего советскую  психологию как различным вариантам психологии сознания; б) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях эволюции психики и общественно-исторической природы психики человека необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психики человека и его личности.36

     В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы  деятельностей, реализующих жизнь  человека в обществе, приводит к  раскрытию такого многоуровневого  системного образования, как личность.

     Основные  положения психологической теории деятельности:

     1. Сознание не может рассматриваться  как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в  деятельность субъекта (“размыкание”  круга сознания).

     2. Поведение нельзя рассматривать  в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

     3. Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип  активности).

     4. Действия человека предметны;  они реализуют социальные—производственные   и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

     Любые попытки понимать личность вне контекста  реального процесса взаимоотношений  субъекта в мире с самого начала обессмысливают изучение ее сущности. Рассматривать личность вне анализа деятельности — значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос, «для чего» возникает личность как совершенно особая реальность. Эволюция образа жизни, развитие психики человека в филогенезе, социогенезе и онтогенезе приводят к появлению личности как особого «элемента» системы, обеспечивающего ориентировку в мире общественных отношений и преобразование образа жизни.

     При всех различиях в трактовке категории «деятельность» подавляющая часть современных советских психологов признает тот факт, что без обращения к этой категории путь к конкретному изучению развития и формирования личности — вопросов о соотношении биологического и социального в жизни личности, механизмов регуляции социального поведения личности, ее творчества, способностей, характера, воспитания, коррекции отклонений личности и т. д. - будет закрыт. Разработки деятельностного подхода позволяют реализовать те требования к изучению человека, которые сформулированы на уровнях философской и общенаучной системной методологии, преодолеть антропоцентризм при исследовании личности. Введение категории деятельности в психологию меняет точку отсчета, с которой начинается построение общей теории и конкретных методов анализа развития и динамики поведения личности.  

 

      Глоссарий 

пп

Новое понятие      Содержание
1 Действие процесс, направленный на реализацию цели
2 Деятельность динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности
3 Задача цель, данная в определенных условиях в теории деятельности
4 Мотив (лат. moveo - двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
5 Личностный  смысл переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива
6 Операция способ выполнения действия, детерминируемого не мотивами и целями, а условиями, в которых  человеку дана цель 
7 Психологическая теория деятельности или деятельностный подход школа советской  психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского
8 Потребность исходная форма  активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм
9 Психофизиологические  механизмы самый низкий уровень в структуре деятельности, реализующий действия и операции человека
10 Психофизиологические  функции в теории деятельности физиологические обеспечения психических процессов
11 Эмоции  в теории деятельности отражение отношения  результата деятельности к ее мотиву

 

      Список использованных источников

     Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] Учебник для ВУЗов Издательство: Академия Серия: Психология для студента 2007. 528 с. ISBN 978-5-7695-3062-3

     Басов М.Я. Избранные психологические произведения [Текст] М. Педагогика.,1975. 432 с.

     Выготский Л. С. Избранные психологические произведения [Текст] М., 1960., 499 с.

     Гиппенрейтер  Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2003.- 336 с. ISBN 5-88711-011-2.

     Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст]: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2007 С.145 336 с.ISBN: 978-5-98227-284-3

     Ждан  А.Н. История психологии [Текст]: Учебник. — М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с.

     Леонтьев  А. И. Проблемы развития психики [Текст]. М., 1972. - 584с.

     Петровский  В. А. К психологии активности личности [Текст] // Вопросы психологии. 1975. № 3.

     Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии [Текст] - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

     Ярошевский  М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к  столетию со дня рождения М.Я.Басова) [Текст] //Психологический журнал,1993,№1.

     Лекторский  В. А. Наследие деятельностного подхода  и современность Выпуск: N 3(39), май 2006г Альманах «Восток» [Элентронный ресурс] Режим доступа: www.situation.ru/app/j_art_1126.htm

     Теория деятельности - Википедия [Элентронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/

     Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Некоммерческий институт развития[Элентронный ресурс] Режим доступа:  www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/75

 

      Приложение А

     Основные  положения о деятельности (по Леонтьеву)

№ положения Содержание  положения Выводы  из положений
Первое  положение Деятельность  должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта Деятельность  – это процесс удовлетворения потребностей: « … деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта
Второе  положение Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению  психического отражения реальности в ходе эволюции Деятельность – это субъет-объектное отношение. В качестве простых моментов деятельность включает в себя оба связываемые ею полюса: полюс субъекта и полюс объекта. Деятельность всегда является активным взаимодействием сознательно действующего субъекта (личности) с объектом (с миром)
Третье  положение Деятельность  в общем виде есть процесс, который  переводит отражаемое в отражение Деятельность  – это гносеологическое понятие. В общем виде деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в  отражение. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире
Четвёртое положение Управление  деятельностью осуществляется психическим  отражением, оно же и опосредствует  деятельность Предметность  деятельности – это её отнесённость к внешнему предметному миру. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром.
Пятое положение Психическое отражение  также кристаллизуется в продуктах  деятельности. Деятельность в этом смысле не только проявляет в объективной  форме отражение, но оно вместе с  тем переводит … образ в  объективно-предметную форму – вещественную или идеальную, безразлично Механизмом предметности является уподобление. Представление об уподоблении было первоначально использовано для понимания механизма чувственного отражения. Впоследствии это представление получило более широкое применение. Уподобление было понято как воссоздание в деятельности свойств (отношений) ее предмета. Именно в таком воссоздании (адекватном предмету, но не тождественном ему) строится и образ, и понятие предмета, т.е. воссоздание предмета в деятельности является механизмом усвоения

 

      Приложение Б

     Основные  группы конкретно-эмпирических разработок принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе 

№ п   Рассматриваемые проблемы
1 Филогенетические  исследования Проблема возникновения  психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.)
2 Антропологические исследования Проблема возникновения  сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин)
3 Социогенетические исследования Различия отношений  деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул и др.). Правда, проблемы социогенеза сознания в рамках деятельностного подхода скорее намечены, нежели разработаны
4 Самостоятельные деятельностно ориентированные  теории Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теория развивающего обученияВ. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др
5 Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности Проблема развития психических процессов в короткие временные отрезки. Представлена работами не только ученых школ Леонтьева и Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. А. Смирнов, Н. А. Бернштейн и др.)
6 Пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности Проблема развития и коррекции распада высших психических  функций (Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зейгарник и др.)

Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности