Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа
На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.
Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35
Одним из доказательств реальности существования того или иного принципа деятельностного подхода является то, что с ним рано или поздно приходится столкнуться представителям самых разных ориентаций в науке. Высказанное положение полностью относится к принципу зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности субъекта. Этот принцип пережил по крайней мере два своих рождения. В 60-е гг. нашего века он был замечен когнитивными психологами, которые начали осознавать тот факт, что нельзя построить психологию познавательных процессов в рамках информационного подхода с его схемой «вход — выход», оставив за скобками реальный содержательный процесс взаимодействия человека с миром.33
Принцип
зависимости познания от места отражаемого
объекта в структуре
7.Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам».
Принципы реактивности и адаптации нередко соседствуют в основывающихся на механистическом материализме психологических теориях с принципом атомарного анализа психики. Этот принцип зиждется на том положении, что целое есть всегда сумма составляющих его частей, и не более того. В психологии этот принцип анализа был назван Л. С. Выготским принципом анализа «по элементам».
В качестве типичного примера анализа поведения человека «по элементам» можно привести сведение поведения человека к сумме рефлексов в радикальном бихевиоризме. Полную противоположность принципу анализа «по элементам» представляет собой системный принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому.34
Из
принципа анализа «по единицам»
исходит А. Н. Леонтьев при разработке
представлений о структуре
Таким
образом, каждый из вышеизложенных принципов,
выработанных в русле деятельностного
подхода в современной психологической
науке, имеет важное значение при осуществлении
анализа человеческой психики.
Заключение
Настоящая работа представляет собой анализ психологической теории деятельности в контексте рассмотрения ее основных понятий и принципов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего употребляется в двух значениях. В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности (К. Маркс). Это направление развивается в исследованиях большинства психологов, придерживающихся философской методологии марксизма. К их числу относятся основатели советской психологической науки Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, и С. Л. Рубинштейн. Особенно большой вклад в разработку деятельностного подхода внесен А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.
Исторически
для психологии характерны два следующих
момента: а) введение положения о
единстве психики и деятельности,
исходно противопоставившего
В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность.
Основные положения психологической теории деятельности:
1.
Сознание не может
2.
Поведение нельзя
3.
Деятельность — это активный,
целенаправленный процесс (
4. Действия человека предметны; они реализуют социальные—производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений субъекта в мире с самого начала обессмысливают изучение ее сущности. Рассматривать личность вне анализа деятельности — значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос, «для чего» возникает личность как совершенно особая реальность. Эволюция образа жизни, развитие психики человека в филогенезе, социогенезе и онтогенезе приводят к появлению личности как особого «элемента» системы, обеспечивающего ориентировку в мире общественных отношений и преобразование образа жизни.
При
всех различиях в трактовке категории
«деятельность» подавляющая часть современных
советских психологов признает тот факт,
что без обращения к этой категории путь
к конкретному изучению развития и формирования
личности — вопросов о соотношении биологического
и социального в жизни личности, механизмов
регуляции социального поведения личности,
ее творчества, способностей, характера,
воспитания, коррекции отклонений личности
и т. д. - будет закрыт. Разработки деятельностного
подхода позволяют реализовать те требования
к изучению человека, которые сформулированы
на уровнях философской и общенаучной
системной методологии, преодолеть антропоцентризм
при исследовании личности. Введение категории
деятельности в психологию меняет точку
отсчета, с которой начинается построение
общей теории и конкретных методов анализа
развития и динамики поведения личности.
Глоссарий
№
пп |
Новое понятие | Содержание |
1 | Действие | процесс, направленный на реализацию цели |
2 | Деятельность | динамическая, саморазвивающаяся иерархическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности |
3 | Задача | цель, данная в определенных условиях в теории деятельности |
4 | Мотив (лат. moveo - двигаю) | это материальный
или идеальный предмет, достижение
которого выступает смыслом |
5 | Личностный смысл | переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива |
6 | Операция | способ выполнения действия, детерминируемого не мотивами и целями, а условиями, в которых человеку дана цель |
7 | Психологическая теория деятельности или деятельностный подход | школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского |
8 | Потребность | исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм |
9 | Психофизиологические механизмы | самый низкий уровень в структуре деятельности, реализующий действия и операции человека |
10 | Психофизиологические функции в теории деятельности | физиологические
обеспечения психических |
11 | Эмоции в теории деятельности | отражение отношения результата деятельности к ее мотиву |
Список использованных источников
Басов
М.Я. Избранные психологические
Выготский Л. С. Избранные психологические произведения [Текст] М., 1960., 499 с.
Леонтьев А. И. Проблемы развития психики [Текст]. М., 1972. - 584с.
Петровский В. А. К психологии активности личности [Текст] // Вопросы психологии. 1975. № 3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
Ярошевский М.Г., Сироткина И.Е., Даниличева Н.А. Пионер деятельностного подхода (к столетию со дня рождения М.Я.Басова) [Текст] //Психологический журнал,1993,№1.
Лекторский
В. А. Наследие деятельностного подхода
и современность Выпуск: N 3(39), май 2006г
Альманах «Восток» [Элентронный ресурс]
Режим доступа: www.situation.ru/app/j_art_
Теория деятельности - Википедия [Элентронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности. Некоммерческий институт развития[Элентронный ресурс] Режим доступа: www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/75
Приложение А
Основные положения о деятельности (по Леонтьеву)
№ положения | Содержание положения | Выводы из положений |
Первое положение | Деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта | Деятельность – это процесс удовлетворения потребностей: « … деятельность должна быть понята как процесс, осуществляющий жизнь субъекта, процесс, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта |
Второе положение | Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции | Деятельность – это субъет-объектное отношение. В качестве простых моментов деятельность включает в себя оба связываемые ею полюса: полюс субъекта и полюс объекта. Деятельность всегда является активным взаимодействием сознательно действующего субъекта (личности) с объектом (с миром) |
Третье положение | Деятельность в общем виде есть процесс, который переводит отражаемое в отражение | Деятельность – это гносеологическое понятие. В общем виде деятельность есть процесс, который переводит отражаемое в отражение. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире |
Четвёртое положение | Управление деятельностью осуществляется психическим отражением, оно же и опосредствует деятельность | Предметность деятельности – это её отнесённость к внешнему предметному миру. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. |
Пятое положение | Психическое отражение
также кристаллизуется в |
Механизмом предметности является уподобление. Представление об уподоблении было первоначально использовано для понимания механизма чувственного отражения. Впоследствии это представление получило более широкое применение. Уподобление было понято как воссоздание в деятельности свойств (отношений) ее предмета. Именно в таком воссоздании (адекватном предмету, но не тождественном ему) строится и образ, и понятие предмета, т.е. воссоздание предмета в деятельности является механизмом усвоения |
Приложение Б
Основные группы конкретно-эмпирических разработок принципа единства сознания и деятельности в деятельностном подходе
№ п | Рассматриваемые проблемы | |
1 | Филогенетические исследования | Проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, К. Э. Фабри и др.) |
2 | Антропологические исследования | Проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин) |
3 | Социогенетические исследования | Различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Коул и др.). Правда, проблемы социогенеза сознания в рамках деятельностного подхода скорее намечены, нежели разработаны |
4 | Самостоятельные деятельностно ориентированные теории | Теория периодизации психического развития в онтогенезе Д. Б. Эльконина, теория развивающего обученияВ. В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др |
5 | Функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности | Проблема развития
психических процессов в |
6 | Пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности | Проблема развития и коррекции распада высших психических функций (Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б. В. Зейгарник и др.) |
Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности