Основные принципы и понятия психологической теории деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

Содержание

Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и понятия психологической теории деятельности.doc

— 268.50 Кб (Скачать)
">     3. через понятие действия теория деятельности, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

       4. понятие действия “выводит” деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что “представляемый результат” (цель) действия может быть любым, а не только и даже не “столько биологическим, как, например, получение пищи,  избегание  опасности и т. д. Это может быть производительство какого-то материального, продукта, установление социального контакта, получение знаний и др. 11

     Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к человеческой жизни именно со стороны ее человеческой специфики.12 В связи с тем, что действие задается определенной целью, действие обеспечивает реализацию цели. Что можно отметить, анализируя цели человека? Прежде всего их чрезвычайное разнообразие, а главное - разномасштабность.            

     Есть  крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в  свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное  действие представляет собой последовательность, действий более низкого порядка.

     По отношению к действиям следующий, нижележащий уровень образуют операции, представляющие собой еще одну понятийную категорию теории деятельности.

     Согласно  определению, операцией называется способ выполнения действия. 

     От  чего же зависит характер используемых операций? Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под “условиями” подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

     Цель, данная в определенных условиях в  теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их.

     В отличие от деятельности и действия операция — это способ выполнения действия, детерминируемого не мотивами и целями, а условиями, в которых  человеку дана цель.

     В зависимости от происхождения выделяют два вида операций — приспособительные и сознательные.

     По  существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних есть одновременно и характеристики операций (Приложение В).13

     Необходимым моментом психологического строения предметной деятельности является последний, самый низкий уровень в структуре деятельности -психофизиологические механизмы, реализующие действия и операции человека. В советской психологии представления о психофизиологических механизмах — реализаторах действий и операций — разработаны в русле теории функциональных систем (П. К. Анохин), «физиологии активности» (Н. А. Бернштейн), концепции нервной модели стимула (Е. Н. Соколов) и представлений о системной организации высших корковых функций (А. Р. Лурия).14

     Под психофизиологическими функциями  в теории деятельности понимаются физиологические  обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности  к ощущению, к образованию и  фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

     Как же “вписываются” психофизиологические функций в деятельность? Можно  оказать, "что они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и  средства деятельности.

     Возьмем для примера память. Когда человек  ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приёмы, или действия, которые называются мнемическими. Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда—просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

     Существует  болезнь памяти, которая называется “корсаковский синдром” (по имени  выдающегося русского психиатра  С. С. Корсакова, впервые его описавшего). Она состоит в потере именно мнемической функции. При этой болезни совершенно не запоминаются события, даже те, которые случились несколько минут назад. Такие больные могут, например, несколько раз в день поздороваться, с врачом, не помнить, ели они сегодня или нет. Один больной непрерывно зачитывал матери понравившееся ему место в книге, тут же забывая, что только что прочел его, и так повторял десятки раз подряд. Очевидно, что если бы такой больной попытался специально заучить какой-нибудь текст, то он тут же забыл бы не только этот текст, но и сам факт заучивания.15

     Итак, можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент  процессов деятельности. Без опоры  на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих  задач.  

     2.3Мотивационно-личностные аспекты деятельности

      

     Осуществляя анализ строения деятельности, необходимо обратиться к таким понятиям деятельностного подхода, как потребности и мотивы.

     Потребность - это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм.

     В живом организме периодически возникают  определённые состояния напряженности; они связаны с объективной  нехваткой веществ (предмета), которые  необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.           

     Вот эти состояния объективной нужды  организмами чем-то, что лежит  вне его и составляет необходимое  условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде  и т. п.

     Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и, не только человек, но и высшие животные), то к этому списку "элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две:

     1. Потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. У ребенка она обнаруживается очень рано. Голос матери, ее лицо, прикосновения — первые раздражителя, на которые появляется положительная реакция ребенка. Это так называемый  комплекс оживления, который можно наблюдать в возрасте 1,5—2 месяцев

     Потребность в социальных контактах, или в  общении, остается одной из ведущих  у человека. Только с течением жизни  она меняет свои формы.

     2. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в Широком смысле, познавательная потребность.

     Исследования  показали, что уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые Воздействия и  не только реагируют, но как бы исследуют  их. В частности, более оживленные реакций у них появляются на новые раздражители. Регистрация движения глаз новорожденных показала, что они иначе смотрят на гомогенное поле, чем на фигуру. На однородном поле фиксации глаз распределяются более или менее равномерно; если же предъявляется какая-то геометрическая фигура, то глазные фиксации концентрируются вокруг ее сторон. 

     Познавательная  потребность, конечно, тоже развивается  вместе с ростом ребенка. Очень скоро  в дополнение к перцептивным  исследованиям и практическим манипуляциям (с помощью которых ребенок тоже познает свойства предметов) появляются интеллектуальные формы познания.

     Итак, мы рассмотрели общие представления  о потребностях; дали их определение, отметили существование наряду с  органическими потребностями двух особенно важных для становления человека потребностей:социальной и познавательной.

     Рассматривая связь потребностей с деятельностью. Здесь сразу же необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап -после этой встречи.

     На  первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту не “расшифрована” для него. Он может испытывать состояние  какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние  вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов;

     В ходе поисковой деятельности обычно - происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в “жизни” потребности. Процесс “узнавания” потребностью своего предмета”, получил название опредмечивания потребности. В элементарных своих формах он известен как “механизм импринтинга” (т. е. запечатления). Пример импринтинга — пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо-него предмета, в том числе неживого: он начинает идти за ним, как за матерью (опыты К. Лоренца).

     В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта в быстрой фиксации потребностей на первом удовлетворившем ее предмете. В упомянутых опытах К. Лоренца первая черта обнаруживалась в том, что гусята могли последовать за любым движущимися предметом (это были: лодка, сам К. Лоренц, подушка, игрушечный гусенок и др.); вторая же — в том, что они полностью фиксировались на этом предмете “с места”: если гусенок однажды пошел за подушкой, он начинал ходить за ней уже всегда, не реагируя нa настоящую мать. Нужно сказать, что факт фиксации потребностей хорошо известен в практике воспитания детей. Например, в конце первого года жизни ребенка очень рекомендуется разнообразить его пищу, иначе ребенок может зафиксироваться на каше и молоке и отказываться брать в рот такие необходимые продукты, как мясо, яйца и т.п. Родители часто и справедливо обеспокоены тем, какой товарищ окажется у их сына, а родители девушки - какой молодой человек ей впервые понравится. Они интуитивно знают, что потом повлиять на выбор своих детей будет поздно, и это происходит именно из-за быстрой фиксации потребностей.

     Итак, в момент встречи потребности  с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.

     Мотив (лат. moveo - двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив - одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: "Мотив — это опредмеченная потребность".16 Опредмечивание потребности и появление мотива ведет к изменению типа поведения. Если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает “вектор”, или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.

     Один и тот же мотив может удовлетворяться, вообще говоря, набором разных действий. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Это ярко иллюстрирует рассказ А.П. Чехова “Детвора”, где демонстрируются пять разных мотивов игры: корыстолюбие, честолюбие, сам процесс игры, страсть к недоразумениям и, наконец, “арифметика игры.

     Таким образом, за одними и теми же действиями разных людей могут стоять разные мотивы. Если же мы возьмем одного конкретного субъекта, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление.17

     По  своей роли, или функции, не все-мотивы, “сходящиеся” на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие -второстепенные. Главный мотив называется ведущим, мотивом, второстепенные -мотивами-стимулами: они не столько “запускают”, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

     Все мотивы можно разбить на два больших классам к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей (Приложение Г).

     Работа  по осознанию собственных мотивов очень важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного” опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и  нравственного самоусовершенствования. Если мотивы не осознаются, они проявляются в сознании, но в особой форме. Таких форм по крайней мере две.  Это эмоции и личностные смыслы.

Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности