Основные принципы и понятия психологической теории деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

Содержание

Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и понятия психологической теории деятельности.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

    Введение  …..….…………..………………………………………………………..3 
    1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5 
    1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5 
    1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8 
    2  Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13 
    2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13 
    2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14 
    2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18 
    3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24 
    Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31 
    Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33 
    Список использованных источников ..............................……………….…..….35 
    Приложения …......…….………………………………………………………..…36 

 

      Введение 

     Системный характер современных проблем психологии, так же как образования и социума в целом, требует системных решений. Решение любой современной (системной) психологической проблемы напрямую связано с необходимостью конструирования глобальной картины мира и человеческой деятельности в этом мире.

     Аспекты современной проблематики психологии рассматриваются и интерпретируются современными философами с различных позиций. В качестве одной из конкретно-научных методологий изучения личности различные общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода

     В середине – конце XX века проблематика деятельности и деятельностного подхода к разного рода философским сюжетам, начиная от вопросов теории познания и методологии науки и кончая философской антропологией, была весьма популярна в отечественной психологии. Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимися философами, как Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, М. К. Мамардашвили, Г. П. Щедровицкий, Э.Г.Юдин.1

     Успешно развивалась так называемая психологическая  теория деятельности, которая тоже существовала в разных вариантах. Один из них был представлен работами А. Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В. В.Давыдова и др. (Гальперин, 1966; Леонтьев, 1975; Давыдов, 1990) (которые продолжали и развивали ряд принципиальных идей Л. С. Выготского (Выготский, 1982)), другой — работами С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 1934; 1986) и его школы. Нужно иметь в виду, что данная проблематика в те годы была своеобразным способом противостояния официально насаждавшемуся марксизму-ленинизму, и рассматривалась многими представителями последнего как еретическая. Можно вспомнить резкую реакцию официальных партийных инстанций на тексты Г. С. Батищева, посвященные деятельностной природе человека, драматическую судьбу Г. П. Щедровицкого, в основе методологической концепции которого лежал своеобразный вариант теории деятельности.

     На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

     Учитывая  давнюю историческую традицию деятельностного  подхода, а также неоднозначную трактовку понятия «деятельность» как в истории психологии, так и в современной психологии, для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

     1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения деятельностного подхода и эволюцию его развития в отечественной психологии;

     2. Выявить основные понятия в содержании психологической теории деятельности;

     3. Изучить главные принципы деятельностного подхода и выделить их основные особенности.

     Методологическую  базу исследования составили труды  советских и российских психологов (Басова М.Я.,  Гиппенрейтер Ю. Б. , Ждан А.Н.,  Ярошевского М.Г и др.), и научная литература, относящиеся к теме исследования.

     Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, глоссарием, списком использованных источников и приложениями, представляющими собой отображение информации, содержащейся в работе.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что в современных условиях переосмысление и отказ от узкой интерпретации деятельностного подхода предполагает развитие и трансформацию новых идей, взглядов и теорий в рамках существующей психологической теории деятельности, объясняющей происхождение сознание человека.

 

 

      1 Психологическая  теория деятельности: эволюция взглядов, содержание и основные  аспекты 

     1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии 

     Психологическая теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского. Теория представляла собой гибрид из психологических фактов и аксиом марксизма-ленинизма и господствовала в советской психологии вплоть до конца 1980-х гг. Ее следы заметны в работах современных российских психологов.2

     Деятельностная  точка зрения может быть определена, прежде всего, как предположение и убеждение, что все «вещи», или «предметы», даны человеку через деятельность, что их определенность как «предметов» обусловлена в первую очередь характером человеческой социальной деятельности, детерминирующей как формы материальной организации мира - «второй природы», так и формы человеческого сознания, что, говоря об их действительном существовании, мы должны иметь в виду прежде всего рамки и контекст человеческой социальной деятельности, ибо все то, что принято называть «вещами», «свойствами», «отношениями» и т.д. лишь временные «сгустки», создаваемые человеческой деятельностью на базе захваченного и ассимилируемого ею материала.3

     Психологическая теория деятельности начала разрабатываться  в 20-х—начале 30-х гг. К этому времени  уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые  зарубежные теории — бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи могли уже учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.

     Психология  деятельности была создана в результате борьбы с реактологией и рефлексологией на основании интерпретаций марксистской категории «предметная деятельность»: « … для каждого, кто знаком с советской психологией, ясно, что все «деятельностные» идеи наших психологов самым непосредственным образом обосновываются соответствующими положениями Маркса … » [43, с.71].

     Общей предпосылкой деятельностного подхода  в послереволюционной России стала  общая переориентация всей психологической  науки на марксизм. Смена ориентиров происходила иногда под давлением  внешних обстоятельств, а результаты, зачастую, ничего общего с марксизмом не имели.

     Именно  у К.Маркса было заимствовано психологическое  определение деятельности как истинно  человеческого способа существования  со всеми вытекающими из этого  определениями психологическими следствиями. Кроме того, взятая у Гегеля и фундаментально разработанная Марксом категория труда как исходная непосредственно-чувственной форма любой деятельности, стала основной категорией и для психологии.

     В результате «исторической необходимости» признания марксизма философской основой психологии, в Советском Союзе была создана «поведенческая» психология, основные положения которой в то время разделяли многие ведущие учёные.

     Собственно, как таковой, деятельностный подход в советской психологии, с которым  непосредственно связана «марксизация» психологии, в Советском Союзе изначально имел два варианта:

     1.Культурно-исторический (объектно-деятельностный). Основан на полностью заимствованных положениях марксистской философии, которая, в свою очередь, продолжает культурно-историческую традицию немецкой философской и психологической мысли. В данном варианте психика рассматривается как деятельность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     2. Социально-динамический (субъектно-деятельностный), основанный на синтезе рефлекторной теории мозга И.М.Сеченова и марксистского понятия «практическая деятельность» – продолжает рассматривать психику как рефлекторную деятельность мозга, а деятельность как социальное условие её формирования и развития.

     Второй  путь, ведущий своё начало в психологии от Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии, разрабатывал гноселогическую (культурно-историческую) концепцию психического, которая ведёт своё начало от немецкой классической философии.

     Это – путь от сознания (идеального; значения) к пониманию психики как познавательной деятельности человека. Сама деятельность понимается как культурно-исторический феномен, а деятельность субъекта понимается как индивидуальная форма культурно-исторической деятельности.

     При втором подходе в полной мере проявилась марксистская позиция в рассмотрении деятельности как культурно-исторического феномена и культуры как источника онтогенетического формирования и развития человеческого индивида. Необходимо отметить, что в объектно-деятельностном подходе проявилось сильное влияние гегелевской концепции сознания, которое выразилось в субстанциализации деятельности, гносеологическом акценте в понимании содержания самой деятельности (особенно явно это видно в онтогенезе) и человека как субъекта познавательной деятельности.

     Уже в современной психологии деятельности эти два генеральных направления, сформировавшиеся в мощные научные школы, являются философско-методологической основой практически всех современных концепций психического развития. Различие заключается только в том, что некоторые авторы новых концепций явным образом обозначают собственное отношение к той или другой деятельностной школе, а другие либо никак не обозначают своего отношения, либо содержательно основываются на смешении этих двух позиций.  

     Такая, в чём-то совместная, и безусловно интенсивная и самоотверженная работа ученых привела к тому, что в результате методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных исследований уже в 30-50-ые годы были созданы первые основные и очень разные варианты теории деятельности. Это стало возможным, конечно, лишь в психологии, но не в советской философии. Советские философы приступили к систематической, весьма плодотворной и все более обобщенной разработке проблемы деятельности на рубеже 60-70-ых годов.

     Таким образом, можно говорить, что к 50-м годам XX столетия в Советском Союзе сложилась психологическая теория деятельности. Одним из марксистских принципов, заложенных в основу психологической теории деятельности и объединяющий оба его варианта, является принцип единства сознания и деятельности. В его успешную разработку внесли вклад многие ведущие ученые и психологи, грандиозная работа которых заслуживает более пристального рассмотрения. 

     1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности  

     Главным в обоих вариантах деятельностной психологии является главенствующая роль деятельности в формировании и развитии человека и его психики. В создании психологической теории деятельности принимали участие самые разные ученые. Правда, значение вклада отдельных учёных представителями различных школ оценивается по-разному.

     М.Я.Басов  – первый теоретик деятельностного  подхода и признанный первооткрыватель понятия деятельность в психологии. Именно он первым из психологов поставил вопрос о необходимости психологического изучения деятельности и человека как деятеля (как субъекта деятельности): « … Психологическое исследование должно понять изучаемый организм – животного или человека – «как деятеля в окружающей среде, т.е. как он живёт, какую активность обнаруживает в борьбе за своё существование, как применяется эта активность при том или ином изменении условий среды и пр. … Различного рода деятельность организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею, встаёт перед нами как предмет особого значения … »4. Эти положения из книги М.Я.Басова «Общие основы педологии» (1931) дали нашим историкам основание для утверждения о том, что именно к М.Я.Басову восходят идеи деятельности в психологии и представления о её структурности.5

     Именно  М.Я.Басов в период начала становления  психологии как марксистской науки  о человеке не только впервые поставил во главу угла психологии деятельностную проблематику, но и ввёл в психологических  обиход сам термин «деятельность».

Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности