Основные принципы и понятия психологической теории деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день деятельностная тематика как в философии, так и в психологии не утратила былую популярность. Категория «деятельность» является, с точки зрения многих современных исследователей, главной при рассмотрении проблемы психологии человека. Именно с этим и связана актуальность выбранной темы, главной целью которой является рассмотрение основных понятий и принципов психологической теории деятельности.

Содержание

Введение …..….…………..………………………………………………………..3
1 Психологическая теория деятельности: развитие взглядов, содержание и основные аспекты различных подходов ………………………………………….5
1.1 Общие предпосылки возникновения деятельностного подхода в отечественной психологии …………..………………………………..……....….5
1.2 Эволюция взглядов в деятельностном подходе и основные представители психологической теории деятельности …………………………………………..8
2 Основные понятия психологической теории деятельности: содержательный аспект и характеристики …………….………………………………….…….….13
2.1 Деятельность как ключевое понятие в деятельностном подходе ……….13
2.2 Понятия и категории деятельностного подхода …………...……………….14
2.3 Мотивационно-личностные аспекты деятельности …………….………….18
3 Основные принципы психологической теории деятельности ……….……...24
Заключение ..……….……………………….…………………….............……..31
Глоссарий ….……………………………….…......….…………………...............33
Список использованных источников ..............................……………….…..….35

Работа содержит 1 файл

Основные принципы и понятия психологической теории деятельности.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Эмоции  возникают лишь по поводу таких событий  или результатов действий которые  связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это “что-то” затрагивает его мотивы.

     В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с  точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают обобщенно говоря, положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные эмоции.

     Эмоции — очень важный показатель и, следовательно, ключ к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознанностей). Нужно только подумать, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно, что он помог другому. Дело в том, что, его поступок не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Чувство разочарования, и подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

     Личностный смысл - другая форма проявления мотивов в сознании. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает  ведущий мотив. Второстепенные мотивы, мотивы-стимулы, которые, как я. уже говорила, играют роль дополнительных побудителей, порождают только эмоции, но не смыслы.

     Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на “переходных процессах", когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный.

     Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные, мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода  - или интересы дела, самосохранение — или честь.

     Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

     Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу.

 

      3 Основные принципы деятельностного подхода в психологии 

     Использование категории деятельности в психологии является тем методологическим средством, которое дает психологам возможность приступить к познанию человеческих сущностных сил, предметного бытия промышленности, культуры, общества, а тем самым и сущности личности человека. В связи с этим для психологии личности имеют важное значение принципы анализа мира психических явлений, выработанные в русле деятельностного подхода в современной психологической науке.

     К числу принципов деятельностного  подхода в психологии относятся  принципы предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредствования, интериоризации (экстериоризации), а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта, развития и историзма.18

     1.Принцип предметности. Данный принцип составляет ядро методологии деятельностного подхода к изучению личности. Именно этот принцип и тесно связанный с ним феномен предметности позволяют провести четкую разделяющую линию между деятельностным подходом и различными антропоцентрическими концепциями, основывающимися на схеме «стимул — реакция», «организм — среда», «личность — общество».19

     В экспериментальной психологии существует немало фактов, на материале которых можно отчетливо высветить самые различные аспекты феномена предметности. Прежде всего к числу этих фактов относятся обнаруженные гештальтпсихологами К. Левином и К. Дункером феномены «характера требования» и «функциональной фиксированности» объектов. «Характер требования» и «функциональная фиксированность» и относятся к такого рода свойствам объекта, которыми объект наделяется, только попадая в целостную систему, в то или иное феноменальное поле.20

     Сущность  феноменов и принципа предметности особенно ярко проступает в тех фактах, в которых проявляется расхождение  и даже конфликт между естественной логикой движения, определяемой чисто  физическими свойствами объекта как «вещи», и логикой действия с «предметом», за которым в процессе общественного труда фиксирован вполне определенный набор операций.21

     Итак, реальным основанием для выделения  принципа предметной детерминации деятельности в психологии личности служит целый ряд описанных выше феноменов предметности. Принцип предметности, выделяемый в конкретно-научной методологии деятельностного подхода к изучению человека, выступает как оппозиция объектному «антропоцентрическому» видению человека и задает особое пространство исследования личности.

     2.Принцип активности

       Представления о реактивной и пассивной природе человека всегда были и остаются отличительными признаками различных психологических и физиологических концепций, основывающихся на идеях механистического материализма, для которого характерен взгляд на человека как на своего рода «машину» (М. Ламметри), «автомат», «ролевой робот» и т. п. Эти представления отличаются удивительной живучестью, постоянно находя аналогии между человеком и его органами и различными техническими устройствами - от камеры-обскура до сложнейших современных электронно-вычислительных машин.

     В методологии деятельностного подхода  с самого начала отстаивалось положение  о том, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер. Существует несколько подходов, раскрывающих разные грани принципа активности (Приложение Д)

     3. Принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека.

     В деятельностном подходе к изучению человека неоднократно подчеркивался тот факт, что личность представляет собой такого рода особое образование, которое не может быть выведено из приспособительного адаптивного поведения (А. Н. Леонтьев). И действительно, личность, выступая как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем двух тенденций в эволюции этой системы — тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению, к своего рода «расширенному воспроизводству», обеспечивающему появление в системе различных инноваций.22

     При анализе соотношений адаптивных и неадаптивных качеств деятельности субъекта следует учесть, что в  психологии долгое время преобладал взгляд на человека как на адаптивное чисто приспосабливающееся существо. В. А. Петровским были специально проанализированы и выделены три наиболее распространенных варианта принципа адаптивности в различных общепсихологических подходах к изучению поведения человека: гомеостатический, гедонистический и прагматический (Приложение Е).23

     Гомеостатический, гедонистический и прагматический варианты принципа адаптации объединяет то, что во всех этих вариантах поведение  устремлено к изначально данной предустановленной  цели. Подчиненность активности какой-либо заранее данной норме или цели и составляет существенную особенность поведения субъекта, характеризуемого как адаптивное.

     Адаптивные  и неадаптивные проявления поведения  личности, за которыми стоят тенденции  к сохранению и изменению социальных систем, представляют собой обязательное условие развития личности человека, овладения общественно-историческим опытом.

     4.Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и воспроизводства общественно-исторического опыта

     Иногда  характеристика появившегося на свет ребенка как существа «генетически социального» воспринимается как метафора. В действительности же эта характеристика отражает ту существеннейшую особенность, тот факт, что ребенок появляется не в природной среде, а с самого начала его индивидуальная жизнь вплетается в присущий только человеку мир общественно-исторического опыта (животные обладают видовым и индивидуальным опытом), в сложную систему социальных связей, и он сам изменяет эти связи.

     Активность появившегося в «мире человека» ребенка приводит к тому, что в центре развития личности оказывается не индивид сам по себе, вбирающий воздействия окружающей среды, а первые изначально совместные акты поведения, преобразующие микросоциальную ситуацию развития личности. Не подозревающий об этом ребенок получает идеальную представленность в жизни других людей, меняет их судьбы и отношение к миру.24

     Тот кардинальный момент, что ребенок  с первых мгновений своего существования - член общества, участник развития очеловеченного пространства и времени, в корне меняет распространенные представления о социализации как воздействии общества на изначально пассивного индивида.25

     Чтобы овладеть предметом или явлением, нужно активно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена  в данном предмете или явлении».26

     В деятельностном подходе долгое время  при анализе процесса присвоения общественно-исторического опыта  абстрагировались от ряда моментов этой общей схемы. Из нее как бы выпадал  «образ жизни и культура», «совместная  деятельность» порой сводилась  к взаимодействию в диаде «ребенок — взрослый», а также интерпретировалась как «индивидуальная деятельность», ставился неявно знак, тождества между психикой человека и его личностью. Вследствие этого процесс перехода социогенеза общества в онтогенез личности, механизмы этого перехода до сих пор изучены недостаточно. Все внимание было сосредоточено на механизме интериоризации.27

     5.Принцип  опосредствования и сигнификации  как регулятивный принцип социальной детерминации поведения

     При решении задачи изучения преобразования человека из «субъекта природы» в «субъект общества» Л. С. Выготским были развиты взаимосвязанные положения об опосредствовании и сигнификации высших психических функций.28

     Под сигнификацией понимается создание и употребление человеком знаков, с помощью которых он вначале оказывает влияние на поведение других людей, а затем использует их как «средство», орудие овладения собственным поведением.

     Наиболее  важную роль в развитии человека играет такая система знаков, как язык. В. Гумбольдт в свое время афористично отмечал, что не люди овладевают языком, а язык овладевает людьми. В последнее время в семиотике — науке о знаках — культура интерпретируется как система знаков, как своего рода «текст», в который вовлекается человек. Все эти представления во многом близки к идеям Л. С. Выготского о сигнификации.

     Поведение, опосредствуемое знаком, социально  детерминируемое и произвольно  регулируемое Л. С. Выготский называет высшим поведением. Немалое значение в выделении специфики высших психических функций сыграли именно те факты, в которых психологи видят лишь приемы, облегчающие запоминание.29

     Сама  сущность человеческой памяти состоит  в том, что человек активно  запоминает с помощью знаков. О  поведении человека в общем виде можно сказать, что его особенность  в первую очередь обусловлена тем, что человек вмешивается в свои отношения со средой и изменяет свое поведение, подчиняя его своей власти».30

     Активное  приспособление к будущему и есть такой непрямой акт, структура которого является специфической именно для  высшего поведения человека»31

     Положения об опосредствовании и сигнификации как регулятивном принципе социальной детерминации поведения получили свое развитие в ряде концепций советской  психологии, например в социально-психологической  теории А. В. Петровского об опосредствовании межличностных отношений в социальных группах той или иной совместной деятельностью. Принцип сигнификации имеет важное значение для понимания сложной многоуровневой регуляции преднамеренного поведения личности.32

     6.Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека

Информация о работе Основные принципы и понятия психологической теории деятельности