Основные методы профилактики конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:33, доклад

Описание работы

Слово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива) или к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком. Конфликты подразделяются на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей), и на дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).

Содержание

Содержание
Введение
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
2. Проблема конфликтных личностей
3. Профилактика конфликтов в менеджменте
4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 75.58 Кб (Скачать)

1 Не опаздывать. Опоздание может быть оценено партнером как проявление неуважения к нему. Если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило относится не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. Чтобы избежать опозданий, задержек, следует выделять время на выполнение работы с тем или иным запасом. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.

2. Будьте немногословными,  не говорите лишнего. Смысл  этого требования в том, чтобы  беречь секреты фирмы так же, как и свои личные тайны.  Общеизвестно, что охрана служебной  тайны является одной из важнейших  деловых проблем, которые нередко  становятся источником серьезных  конфликтов. Эта норма относится  и к секретам личной жизни  сослуживца, которые стали вам  по случаю известны. Причем это  касается как хороших, так и  плохих новостей из личной  жизни ваших коллег.

3. Будьте доброжелательны  и приветливы. Соблюдение этого  правила особенно важно, когда  сослуживцы или подчиненные придираются  к вам. И в этом случае  вы должны вести себя с ними  вежливо, доброжелательно. Нужно  помнить, что никому не нравится  работать с людьми неуравновешенными,  ворчливыми, капризными. Вежливость, приветливость  нужны для общения на всех  уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, покупателями, как бы  вызывающе они порою себя не  вели.

4. Сочувствуйте  людям, думайте не только о  себе, но и о других. Очень часто  бывает, что у клиентов, которых  вы обслуживаете, имеется негативный  опыт общения с другими организациями.  В этом случае особенно важно  проявить отзывчивость, сочувствие  и предупредить законные опасения. Конечно, внимание к окружающим  должно проявляться не только  в отношении клиентов и покупателей,  оно распространяется и на  сослуживцев, начальство и подчиненных.  Уважайте мнение других, даже  если оно не совпадает с  вашим. Не прибегайте в этом случае к резким возражениям, если вы не хотите оказаться в разряде людей, которые признают существование только двух мнений: своего и неправильного. Именно люди подобного склада часто становятся зачинщиками конфликта.

5. Следите за  своей одеждой, внешним видом.  Это значит, что нужно уметь  органично вписываться в ваше  окружение на службе, среду работников  вашего уровня. Причем это не  исключает возможности одеваться  со вкусом, подбирая соответствующую  цветовую гамму и т.п. Будучи  оператором в банке, не стоит  являться на работу с дорогим  кейсом, который не по карману  даже президенту банка. Конечно,  это мелочь, но такая, которая  может повредить вашему продвижению  по службе.

6. Говорите и  пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное  вами должно быть изложено  грамотным, литературным языком. Если у вас есть на этот  счет сомнения, перед тем как  отправить письмо от имени  фирмы, сверьте правильность написания  со словарем или дайте проверить  письмо сотруднику вашего уровня, которому вы доверяете. Следите  за тем, чтобы никогда не  употреблять бранных слов, даже  в разговоре личного характера,  ибо это может перерасти во  вредную привычку, от которой  будет трудно избавиться. Не воспроизводите  выражения тех людей, которые  подобные слова употребляют, поскольку  может найтись человек, который  поймет эти слова как ваши  собственные.

Эти основные правила  деловой этики служат важнейшей  предпосылкой формирования той атмосферы  сотрудничества, которая создает  надежный заслон против деструктивных  конфликтов.

Конечно, реальная жизнь сложна, противоречива. Хорошо известно, что кроме цивилизованного, гуманного бизнеса, существует еще  и бизнес криминальный, использующий совсем другие методы и исповедующий иные моральные ценности. Основными  методами здесь являются обман и  мошенничество, угрозы и шантаж, заказные убийства и террор. Поэтому каждый, кто вступает в суровый мир  бизнеса, делает свой выбор между  ценностями цивилизованного и криминального, теневого бизнеса.

И каждый рано или  поздно убеждается в том, что по настоящему эффективным, успешным может быть только цивилизованный, гуманный бизнес, основанный на позитивных морально-этических ценностях.

Рассмотренные требования психологического характера, организационно-управленческие принципы, а также позитивные моральные  нормы делают любую организацию  надежной, стабильной. Все эти нормы  служат долговременной основой для  предупреждения и конструктивного  разрешения конфликтов. В странах  с развитой рыночной экономикой эти  требования и нормы часто включаются в тексты договоров между компаниями. Среди таких норм, специально направленных на предупреждения конфликтов, наиболее часто встречаются следующие:

* Использование  при возникновении разногласий  форм бесконтактного общения,  например, в форме писем или  электронной почты, поскольку  в условиях возникшего эмоционального  напряжения непосредственный контакт  чреват возможностью обострения  отношений.

* Поручение ведения  переговоров по спорным вопросам  только лицам, занимающим высокое  положение в фирме и имеющим  все необходимые полномочия.

* Привлечение  в необходимых случаях уже  на ранних стадиях конфликтной  ситуации специалистов - конфликтологов, чтобы избежать возможного дальнейшего ухудшения ситуации и больших материальных и моральных потерь.

* Использование  в ходе переговоров всех, даже  самых малых шансов на достижение  примирения.

* В случае  неудачи переговоров четко определять  дальнейший порядок рассмотрения  спора в досудебном или судебном  порядке. 

Эти и им подобные нормы и правила оказывают  воспитательное воздействие на людей, четко определяют ожидаемое, оптимальное  поведение, одобряемое организацией, обществом. Вместе с тем нормы и правила  указывают и на те условия, которые позволяют использовать те или иные санкции против нарушителей, вплоть до применения принуждения, силы.

Юмор  как средство предупреждения конфликта. Среди различных средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственном людям чувстве юмора. Наличие этого чувства -- одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро и зло, возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства.

Зигмунд Фрейд учил, что  юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь  их от желания вас  повесить.

Конечно, нельзя надеяться  полностью разрешить  конфликт только «примиряющей улыбкой», но ослабить его остроту с  помощью удачной  шутки вполне возможно.

Юмор  сплачивает людей  даже там, где кажется не осталось уже больше никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного.

Способность понимать юмор, являясь важным позитивным качеством  личности, служит одним из слагаемых  ее престижа. Конечно, этим средством  следует пользоваться, соблюдая чувство меры, имея в виду, что с помощью юмора можно добиться лишь кратковременного повышения позитивной активности людей. Пользуясь шуткой, нельзя допускать превращения всего дела в шутку. Однако и пренебрегать этим средством не следует, поскольку в таком сложном и ответственном деле, как предотвращение и разрешение конфликта, не может быть мелочей.

Заключение

Управление  конфликтом предполагает не только регулирование  уже возникшего противостояния, но и создание условий  для его предупреждения. Причем наибольшую значимость из двух указанных  задач управления имеет профилактика. Именно хорошо поставленная работа по предупреждению конфликтов обеспечивает сокращение их числа  и исключение возможности  возникновения деструктивных  конфликтных ситуаций.

Вся деятельность по предупреждению конфликтов представляет собой одно из конкретных выражений человеческой способности обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные и на этой основе предсказывать, прогнозировать будущее, распространяя, таким образом, область познанного на еще непознанное. Эта человеческая способность имеет особое значение в управленческой деятельности. Справедливо говорят, что руководить -- значит предвидеть.

Профилактика  конфликта и представляет такой вид управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Успех этой деятельности определяется рядом предпосылок:

1) знанием общих  принципов управления  социальными организациями,  формулируемых современной  теорией менеджмента,  и умением использовать  их для анализа  конфликтных ситуаций;

2) уровнем общетеоретических  знаний о сущности  конфликта, его  причинах, видах и  этапах развития, которые формулируются  конфликтологией;

3) глубиной анализа  на этой общей  теоретической основе  конкретной предконфликтной ситуации, которая в каждом отдельном случае оказывается уникальной и требующей особого комплекса методов и средств по ее улаживанию;

4) степенью соответствия  избранных методов  корректировки сложившейся  опасной ситуации  ее конкретному  содержанию; эта адекватность  используемых средств  реальной ситуации  зависит не только  от глубины теоретических  знаний возможных  участников конфликта,  но и от их  умения опереться  на свой опыт  и интуицию.

Из  этого следует, что  деятельность по предупреждению конфликтов является весьма непростым  делом. Поэтому возможности  профилактической деятельности не следует переоценивать, хотя ею нельзя и пренебрегать. В целях обеспечения ее эффективности следует ясно видеть те трудности, которые подстерегают нас на этом пути.

Библиографический список

1. Авдеев В.В.  Психотехнология решения проблемных ситуаций. -- М.: Феликс, 1992.

2. Аллахвердова О.В. и др. Конфликтология. -- СПб.: Лань. 1999.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. -- М.: ЮНИТИ. 1999.

4. Дэна Д. Преодоление  разногласий. -- СПб.: Институт личности. 1994.

5. Иванцевич Дж., Лобанов Д.Л. Человеческие ресурсы управления. -- М.: Дело, 1993. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Психология и педагогика»

На тему : Конфликт. Виды конфликтов.

Способы профилактики и решения  конфликтов.

Выполнила: Студентка

Ковальчук Любовь

Анатольевна

Группы Фз-09-3,5

Проверил:

Преподаватель Виговская М.Е.

Калининград 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Конфликт : основные понятия

· Причины конфликтов

· Признаки конфликтов

· Фазы и функции  конфликтов

Глава 2.Классификация конфликтов

Глава 3. Разрешение конфликтных ситуаций

Заключение

Список  литературы

Введение

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных  задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные  по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых  конфликтов бывают слишком ощутимы  на протяжении многих лет жизни. Они  могут съедать жизненную энергию  одного человека или группы людей  в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о  конфликте, они чаще всего ассоциируют  его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление  всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Целью данного реферата является изучение конфликтных ситуаций, определение их видов и путей  разрешения конфликтных ситуаций.

Информация о работе Основные методы профилактики конфликтов