Основные методы профилактики конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:33, доклад

Описание работы

Слово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива) или к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком. Конфликты подразделяются на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей), и на дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).

Содержание

Содержание
Введение
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
2. Проблема конфликтных личностей
3. Профилактика конфликтов в менеджменте
4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 75.58 Кб (Скачать)

С позиций современной  науки управления предупреждение конфликтов выступает в виде особой тактики, осуществляемой в чрезвычайных ситуациях. Причем возникновение  самой возможности  конфликта для  современного менеджмента  представляется свидетельством сбоя в системе  управленческой деятельности, результатом несоблюдения ее основных норм. Разработка этих правил и норм -- заслуга классиков современного менеджмента. К их числу относят прежде всего американца Фредерика Тейлора (1856--1915) и француза Анри Файоля (1841 -- 1925), которые впервые стали рассматривать труд как не стихийный, а управляемый процесс, объект структурного исследования, нормирования и материального стимулирования, за что и были окрещены некоторыми из своих недоброжелателей отцами «научной системы выжимания пота».

Однако  идеи создателей менеджмента, хотя и не были лишены недостатков, все  же в целом оказались  плодотворными. К середине XX в. они получили дальнейшее развитие в трудах американского психолога Элтона Мейо (1880--1949), который экспериментально доказал эффективность не только опосредованного, материального, но и непосредственного, психологического стимулирования работников и тем самым положил начало так называемой доктрине человеческих отношений в науке управления.

С этого времени  спрос на менеджмент во всем мире стал очень высоким. Его стали изучать  в качестве одной из важнейших  дисциплин во всех университетах  и школах бизнеса Америки, Западной Европы и Японии, а затем и в  развивающихся странах.

Причем исходные, концептуальные подходы современного менеджмента коренным образом изменились.

Если традиционный подход, представленный зачинателями науки управления, исходил из представления, что люди по своей природе ленивы, испытывают глубокое отвращение к труду  и подчиняются в процессе трудовой деятельности только давлению своих  материальных потребностей, то новый  менеджмент выдвинул совершенно иную, более гуманную концепцию. Согласно этой новой установке, человек постоянно  ощущает естественную потребность  в труде. В этой сфере он способен на проявление инициативы, своих творческих возможностей. Именно эта гуманистическая  концепция и стала главным  фундаментом всей стратегии современного менеджмента, на которой основываются все ее правила и нормы, все  частные тактики, в том числе  и тактика предупреждения конфликта.

Современный менеджмент нацелен на максимальное использование  производственного персонала. Главным  богатством любой фирмы признаются люди, уровень и качество их жизни  оценивается как главный показатель ее прогресса.

Широко признано, что наибольших успехов в реализации гуманных идей современного менеджмента  добились японские фирмы. Если американский бизнесмен, следуя установкам традиционного  менеджмента начала века, заботился  преимущественно о том, чтобы  повысить своим работникам зарплату, то японский предприниматель кроме  этого стал еще заботиться и о  многом другом, о том, в каких условиях живет работник, как питается, как  проводит свободное время, где учатся его дети и т.п.

Последовательно реализуя этот общий подход во всех формах своей деятельности, современный  менеджмент выработал ряд главных  принципов, реализация которых обеспечивает на организационно-управленческом уровне прочное сотрудничество, сплоченность в трудовых коллективах, их высокий  антиконфликтный потенциал. Важнейшие из этих принципов состоят в следующем.

1. Принцип долговременных  целей предполагает, что цели  организации должны быть не  сиюминутными, а долговременными,  основательными, рассчитанными на 10--15 лет. Они должны быть нацелены  на всестороннее развитие производства  и производителя, включать модернизацию  производства, обучение работников, обеспечение постоянного повышения  качества продукции или услуг.  Так, из истории бизнеса известно, что неправильно определив в 70-е годы свою стратегическую цель в виде ориентации производства на крупные автомобили, американские компании («Форд», «Дженерал моторс», «Крайслер») уступили через десять -- пятнадцать лет часть мирового авторынка японским компаниям, которые оказались более дальновидными, определив в качестве главной цели более экономичные автомобили малой мощности. Именно способность менеджера к долговременному, стратегическому планированию признается сегодня наиболее ценным качеством современного руководителя, от которого во многом зависят стабильность организации, ее возможность противостоять конфликтам. Причем этот принцип применим не только к хозяйственному, но к любому другому виду социального управления.

2. Принцип готовности  к риску предполагает ставку  не на послушного работника,  который больше всего страшится  совершить ошибку, а на людей,  способных на обдуманный риск, не взирая на возрастающую при этом возможность ошибок. Свою задачу современный менеджер видит в том, чтобы создать в группе такую социально-психологическую атмосферу, которая, допуская возможность ошибки, вместе с тем обеспечивает динамичное развитие организации, ее быстрый рост. Поддерживая сотрудников, умеющих рисковать с умом, опытный руководитель тем самым создает благоприятные условия для использования па благо фирмы естественной человеческой потребности в рискованной игре и блокирует таким путем возможность ее удовлетворения в ходе рискованных конфликтов. Конечно, при этом учитывается, что начиная рискованное предприятие, нужно уметь вовремя остановиться, например, своевременно прекратить финансирование неоправдавшего себя проекта. Как гласит старая мудрость: «если вы проигрываете тигру в перетягивании каната, отдайте ему веревку, пока он не добрался до ваших рук. Вы всегда сможете достать новую веревку».

3. Принцип признания  новых идеи в качестве главной ценности любого дела. Пути реализации этого принципа составили содержание инновационного менеджмента, выделившегося в последнее время в особый раздел теории управления. В соответствии с этим принципом в фирмах создается климат поощрения новаций, который характеризуется свободной, неформальной обстановкой, терпимостью к возможным во всяком новом деле неудачам. Некоторые фирмы выплачивают новаторам часть прибыли, полученной от нововведений. Внедрение нововведений создает условия творческого напряжения людей, значительно суживает возможность возникновения психологических стрессов негативного характера, с которыми сопряжены конфликтные ситуации. Конечно, новые идеи могут стать и источником так называемого инновационного конфликта, но конфликты такого рода при умелой тактике вполне могут быть разрешены конструктивным путем (см. гл. 17). Позитивный результат подобного конфликта может служить одним из действенных факторов развития бизнеса.

4. Принцип действенности  концентрирует внимание руководителей  на том, что целью бизнеса  является все же не генерация  новых идей, а производство качественных  товаров и услуг и извлечение  из этого высокой прибыли. Из  него вытекает, что всякое обсуждение  новаторских идей должно непременно  завершаться принятием решения  о конкретных действиях, если, конечно, эти идеи не касаются  всеобщих основ бытия. Причем  решение считается надежным, особенно  в практике японского бизнеса,  если оно явилось продуктом  убеждения не только одного  руководителя, но и плодом понимания  проблемы всей группой, т.е.  если оно является результатом  коллективного творчества. Нередко решение считается принятым только тогда, когда преодолены все разногласия и когда, таким образом достигается общее признание его правильности. Высокую ценность групповому решению придает то, что оно обеспечивает наилучшим способом согласованные действия сотрудников, наилучшее раскрытие их потенциальных возможностей. Современный менеджер убежден в том, что авторитарный дух есть путь к тяжелым конфликтам и деградации группы. Единоличные указания часто ведут к непониманию, а следовательно, содержат в себе зерна разногласий, приносят вред деловому общению. Опыт показывает, что добротным является только то решение, которое основывается на наиболее полной информации, точно определяет ответственных за его выполнение и содержит в себе несколько альтернативных способов его выполнения.

5. Принцип упрощения  предполагает систематическое блокирование  устойчивой тенденции к усложнению  производственных и иных социальных  структур. Эта тенденция ведет  к разбуханию штатов и звеньев  управления, каждое из которых  потенциально содержит в себе  возможность возникновения конфликтов. Реализация этого принципа, как  правило, начинается с предложения  работникам задуматься над проблемой  упрощения своей работы, ответив  на такие вопросы: Каковы результаты  моей работы? Как я их достигаю? Что из того, что я делаю,  является излишним? Преуспевающие  компании имеют обычно простую  систему управления, небольшой штат  сотрудников и минимальное количество  звеньев управления. Так, известно, что католическая церковь, являясь  одной из крупнейших организаций  в мире, имеет всего лишь пять  звеньев управления от приходского  священника и до папы римского. А многие отечественные производственные  объединения имеют семь и более  звеньев управления, что сковывает  их развитие в условиях современного  рынка. Принцип упрощения, не  требуя дополнительных затрат, может  обеспечить значительный рост  эффективности производства, улучшить психологический климат в организации.

6. Принцип подбора  и воспитания эффективных сотрудников-профессионалов. Этот принцип предполагает такую  постановку управленческой работы, при которой самые обычные  люди обеспечивают необыкновенный  результат. Его реализация предполагает  прежде всего подбор таких  специалистов, которые способны  выполнить данную работу, ибо  тот, кто к ней не способен, не получит нужного результата, даже если он прольет при  этом «ведра пота». Но и способный  работник станет настоящим профессионалом  только при условии заинтересованности  в труде, которая достигается  при наличии значимой цели  деятельности, четкой системы оценки  индивидуального вклада работника  в ее достижение, и конечно,  при условии достойного вознаграждения  этого вклада. Конечно, руководитель  кроме этого должен еще и  заботиться о профессиональном  росте, совершенствовании сотрудников,  требуя от них постоянного  осмысления и корректировки как поставленной цели, так и способов ее достижения. Общим итогом реализации этого принципа является формирование в фирме сотрудников-профессионалов, основными признаками которых являются:

* редкое отсутствие  на работе

* способность  работать без внешнего давления

* качественное  и своевременное выполнение работы

* готовность  оказать фирме дополнительные  услуги

* хорошая работа  при отсутствии шефа

* совершенствование  своей работы

* стремление  предотвратить конфликт, внести  свой вклад в укрепление атмосферы  сотрудничества.

7. И наконец,  принцип сотрудничества суммирует,  интегрирует в своем содержании  все предыдущие установки эффективного  антиконфликтного управления и реализуется только на основе их полного осуществления. Как отмечалось выше (см. параграф § 16.1), достижение этого универсального результата в деятельности фирмы достигается как психологическими, так и организационно-управленческими методами. Особое значение на организационно-управленческом уровне имеет создание в коллективах такой обстановки, которая способствует общению, тесному взаимодействию между сотрудниками. Это обеспечивается следующими организационными мероприятиями:

* многопрофильной,  всесторонней подготовкой сотрудников,  рассчитанной на то, чтобы каждый  работник знал не только свою  работу, но и то, как выполняются  работы других;

* созданием такой  системы распределения работы, при  которой выполнение одной ее  части зависит от выполнения  другой, и таким образом возникают  условия взаимозависимости в  деятельности работников;

* специальным  стимулированием взаимодействия  сотрудников, их вознаграждением  за взаимопомощь;

* регулярной  ротацией, движением кадров, позволяющим  сотрудникам полнее понять цели  организации, увидев их с разных  ступеней служебной лестницы.

Как показывает опыт, линия на развитие сотрудничества имеет значительные преимущества перед  альтернативной линией на развитие конкуренции  и соперничества между работниками. Хотя последняя, как это поняли еще  древние римляне, и может дать временный успех, но, как о том  свидетельствовал их же опыт, эта линия в конце концов все же приводит тех, кто ею руководствуется, к печальному результату. Современные менеджеры делают главную ставку на развитие линии сотрудничества, хотя и не отрицают полностью значения соревнования и соперничества в деятельности фирм.

Именно на развитие и укрепление сотрудничества нацелены все методы и средства управления не только на социально-психологическом  и организационном, но и на морально-этическом  уровне.

4. Нормы деловой  этики и предупреждение  конфликтов. Роль  юмора

Одной из уникальных способностей человека является его  умение надстраивать природную и  социальную действительность вторым миром, миром идеальным, в котором ведущую  роль играют представления о добре  и зле, т.е. этические, нравственные ценности.

Нормы деловой этики. Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей. Одним из проявлений этого многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование не только сводов норм общечеловеческой морали, но и различного рода модификаций этих общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Правда, нет никаких специальных учреждений, которые, наподобие органов правопорядка, отслеживали бы соблюдение этих норм. Однако опытные бизнесмены учитывают в своей практической деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права. Жизнь научила их, что самым выгодным является тот бизнес, который основан на соблюдении требований не только права, но и деловой морали. Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, могут быть сведены к следующим простым требованиям:

Информация о работе Основные методы профилактики конфликтов