Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:33, доклад
Слово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива) или к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные - с позитивным знаком и деструктивные - с негативным знаком. Конфликты подразделяются на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей), и на дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).
Содержание
Введение
1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
2. Проблема конфликтных личностей
3. Профилактика конфликтов в менеджменте
4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
Заключение
Библиографический список
3. Метод сохранения
репутации партнера, уважения к
его достоинству. При
4. Еще одним
действенным инструментом
5. Метод недопущения
дискриминации людей требует
исключения подчеркивания
6. И наконец,
последний из психологических
способов предупреждения
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.
2. Проблема конфликтных личностей
Профилактика конфликтов требует от руководителя не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играющие особую роль в генерировании конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера. Их иногда называют конфликтными личностями. Среди них встречаются и такие, за которыми по всей их жизни тянется шлейф разнообразных конфликтных историй, что создает им устойчивую репутацию «специалистов по порче отношений». Такие люди играют роль своего рода ферментов, многократно ускоряющих процесс развития конфликтной ситуации в негативном направлении.
Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать сотрудников подобного рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.
Типы конфликтных личностей. Наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей:
1. Конфликтная
личность демонстративного
2. Конфликтная
личность неуправляемого типа. Это
человек импульсивный, недостаточно
себя контролирующий. Его поведение
трудно предсказуемо. Часто ведет
себя вызывающе, агрессивно. В
запале не обращает внимания
на общепринятые нормы
3. Целенаправленно
конфликтный тип личности. Рассматривает
конфликт как средство
Решение проблемы конфликтных личностей является одной из сложных задач, возникающих перед руководителем. Конечно, может показаться, что проще всего ее решить, избавившись от личностей подобного рода. Но на практике это далеко не всегда оказывается возможным, в силу тех причин, о которых речь шла выше. Поэтому наиболее приемлемым способом нейтрализации негативных воздействий со стороны конфликтных личностей является формирование в организации устойчивого нравственно-психологического климата, способного надежно противостоять любым негативным тенденциям.
Важнейшим признаком складывания в группе зрелого нравственно-психологического климата является формирование в ней определенного стиля взаимоотношений.
3. Профилактика конфликтов в менеджменте
Зрелые и незрелые коллективы. Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов.
Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на:
1. зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений
2. незрелые, с отношениями низкого уровня.
Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.
Тот или иной
уровень взаимоотношений в
* прочность связей между членами группы, в том числе и неформальных, внепроизводственных;
* наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой основе устойчивых традиций;
* возможность
для раскрытия работниками
* частота и характер возникающих в группе разногласий и конфликтов, успешность их разрешения.
К числу незрелых, коллективов, с низким уровнем взаимоотношений конфликтологи относят те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:
* активный поиск виновных в случае каких-либо производственных неудач;
* недооценка
коллективных методов
* проведение
затяжных и безрезультатных
* оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном уровне;
* равнодушие
сотрудников к содержанию
* частые и
затяжные разногласия и
Проявление подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости коллектива.
Способы оздоровления коллектива. В целях оздоровления коллективов подобного уровня, предотвращения реальной опасности их развала в деловой жизни, особенно западных стран, все чаще используются услуги специалистов консалтинговых конфликтологических служб.
Общая рекомендация,
которая, как правило, дается ими, сводится
к предложению предпринимателям
разработать для каждого
1. отсутствию
ясных должностных инструкций, устанавливающих
совокупность обязанностей
2. отсутствию
в связи с этим у работника
полного понимания отведенной
ему позиции, предъявляемых к
нему требований и
3. противоречивым,
как правило, завышенным
Конечно, эти и им подобные негативные проявления низкого уровня взаимоотношений будут успешно преодолены только при условии, если им будут противопоставлены четкие «правила игры». Причем эти правила должны быть не привнесены извне, а выработаны на месте, усилиями самих сотрудников.
Незаменимую роль
в этом деле играют внутрифирменные
дискуссии, «круглые столы», в ходе
которых обсуждаются спорные
проблемы, в том числе и острые
вопросы распределения
Предупреждение конфликтов как тактика современного менеджмента. Конечно, при выработке свода правил и норм с целью повышения уровня взаимоотношений не следует ограничиваться только мерами социально-психологического характера. Следует также активно использовать организационно-управленческие методы, опираясь при этом на значительные достижения ученых и практиков всего мира в области современного менеджмента. Именно основные принципы и нормы, разработанные современной наукой управления, обеспечили не только успешное экономическое развитие, но и прочную социальную стабильность многих стран и в первую очередь США, Западной Европы и Японии. Наряду с принципами и нормами психологии, алгоритмы современного менеджмента являются важной теоретической предпосылкой всей тактики предупреждения конфликтов.