Основные линии развития речи детей в раннем онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи невозможно без взаимодействия ребенка со взрослым. Значимость развития речи в психической жизни ребенка неоспорима. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия.

Работа содержит 1 файл

ВКР посл вар-т 20.08.2011.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Очень многие малыши в процессе речи делают паузы или повторяются в поиске нужных слов. Если взрослые уделяют  ребенку время и внимание, его  речь постепенно становится более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если недостатки его речи будут подчеркиваться. Лучше всего показать, что его готовы терпеливо ждать, пока он что-то скажет.

     Некоторые дети комкают слова просто потому, что пытаются говорить слишком быстро. Они  могут при этом запинаться и возвращаться к началу фразы, делать паузы в непредвиденных местах. С такими детьми так же важно показать, что у взрослых есть время, чтобы его выслушать.

     Характерной для некоторых детей с отставанием  или неупорядоченностью речи является и слабая координация движений. Неловкость может проявляться как затруднение в точных движениях, например при строительстве кубиков или рисовании, а так же в общем виде, когда ребенок натыкается на предметы, роняет вещи и вообще плохо удерживает руками. Многие игровые занятия помогают малышам в области физического развития. Ребенку со слабой координацией поможет игровое занятие с уклоном в физическую сторону. Пользование карандашом, ножницами, мелом способствует точной координации. Взрослый должен быть чутким к тому, на что способен ребенок, проявлять терпение.

     2. Проблемы внимания. Иногда у детей с отставанием речи встречается ограниченная способность концентрироваться, т.е. ребенок не слушает и не смотрит с таким же вниманием как его одногодки. Это затрудняет его обучение. Если ребенок плохо слушает, во0первых, следует присмотреться к его окружению, особенно ко взрослым. Если в комнате (дома, в детском саду) постоянно стоит шум – оклики взрослых, включенные радио или телевизор, то дети способны «отфильтровывать» его целиком. Они не будут обязательно обращать внимание на какой-то элемент шума только потому, что он адресован им. Помочь детям слушать взрослые могут, устраняя постоянный шумовой фон. Помощь взрослых может выразиться в отказе от плохой привычки кричать на детей с расстояния. Случается, что ребенок вот0вот сделает что-то опасное для себя или другого, и взрослому приходится крикнуть. Это должно стать исключением, иначе, если выкрики превратятся в правило, дети тоже научаться кричать и не будут по возможности замечать все выкрики вокруг себя. На сколько позволяют обстоятельства, взрослые должны стараться быть ближе к ребенку, с которым хотят говорить, или к малышу, который сам обращается к ним. Важно создать атмосферу, которая позволит детям верить, что взрослые всегда уделяют им внимание.

     Дети  со слабым вниманием порой еще  и плохо запоминают. Может показаться, что они либо быстро забывают, либо не слушают как надо. Просьба выполнить  простое поручение, например, принести что-нибудь в этой же комнате, -один из способов помочь. Разговор о совсем недавних событиях, например утренних, побуждает ребенка приложить усилия к воспроизведению.

     3. Трудности в усвоении абстрактных  понятий. Когда у детей наблюдаются  явные затруднения с речью,  взрослые чаще выбирают пути общения, не зависящие от слов, и поэтому используют жесты и демонстрацию. Однако, когда говорящий ребенок не вникает в суть абстрактных понятий, таких, как число или цвет, учебные занятия часто зависят от устных объяснений. Однако более продуктивным будет вернуться с таким ребенком на доязыковую стадию обучения – к зрительному узнаванию, простым занятиям по разбору и подбору.

     Абстрактные понятия, которые пытаются усвоить  дети, взрослым хорошо знакомы. К сожалению, мы считаем, что эти понятия очевидны. Но это не так, и часто мы неосознанно усложняем для ребенка задачу. Нередко взрослые, не задумываясь, говорят о размере или форме «больше» вместо «выше», «толще», «тяжелее» и даже «старше». Например, «Когда ты будешь большим, то пойдешь в школу». Ребенок впитывает много взрослых неточностей речи, но ему легче усвоить названия понятий, если взрослый употребляет их в нужном смысле. Например, такие как, высокий, короткий, толстый, старше.

     Поскольку все эти слова обозначают абстрактные  понятия, нужно, чтобы ребенок имел возможность связать абстракцию с тем, что воспринимает в реальности. Это сложный процесс, хотя трудности заметны не у каждого ребенка. В играх на классификацию или сравнение дети овладевают умением выделять некоторые абстрактные различия до того, как научатся обозначать их. Ребенку надо соотносить другие понятия с личным опытом, чтобы самостоятельно, следя за окружающими взрослыми, усвоить такие абстракции, как температура, скорость или сложные семейные связи. Причина трудностей  усвоения абстрактных понятий, скорее всего в том, что дети стараются одновременно усвоить новую информацию и рамки, ее заключающие.

     Таким образом, причины речевых трудностей подразделяют на три категории. Это  начальная стадия детской речи и  возможные проблемы звукопередачи, проблемы внимания и трудности в усвоении абстрактных понятий.  

     4. Педагогические условия развития речи детей раннего возраста 

     Необходимыми  условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое  здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов слуха, зрения, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание детской речи, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Эти условия не возникают сами по себе, создание их требует большого труда и настойчивости; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения. Одними из важнейших педагогических условий развития речи детей раннего возраста являются гигиенические требования:

     Гигиена органов слуха и речи и специальные  профилактические меры по охране этих органов.

     Особое  внимание, как известно, уделяется  охране органов слуха детей, для  чего ведется борьба с шумом. Воспитатель должен знать состояние слуха каждого ребенка группы, чутко реагировать на жалобы детей на уши, разъяснять родителям вред «домашних» средств (вливания и т. д.), вслепую применяемых при лечении ушных заболеваний.

     Гигиена органов речи включает в себя и заботу о легких и дыхательных путях ребенка, для чего важен правильный воздушный режим в детском саду, развитие жизненной емкости легких, укрепление мышц брюшного пресса. Легкоранимые у ребенка верхние дыхательные пути нуждаются в специальном закаливании, в своевременном лечении.

     Задача  заведующей — обеспечить периодическую  санацию полости рта детей, лечение  зубов. Желательно, чтобы детские  сады систематически посещали врачи-специалисты: стоматолог, отоларинголог. Они осматривают  детей и вносят сведения о состоянии органов слуха и речи в медицинские карты, направляют на лечение (тонзиллит, неправильный прикус и т. д.).

     Заведующая  должна продумать, как обеспечить достаточное  освещение, особенно учебных мест (правильное освещение поверхности рабочего стола, демонстрационных пособий, лица воспитателя; источник света должен находиться слева или сзади от детей) и книжного уголка, таким образом, обеспечив гигиену зрительных органов.

     Систематически  вместе с врачом заведующая проверяет  гигиеническое состояние мебели и пособий: соответствие росту ребенка стола и стула, достаточную четкость и яркость картин, необходимый размер пособий, чистоту и опрятность пособий, а также всей обстановки.

     Одновременно  с созданием гигиенических условий  внимание воспитателей нужно привлекать к выработке у детей культурных навыков, способствующих охране речевых органов. Воспитатель приучает детей к самостоятельному уходу за полостью рта и носа: полоскать рот после еды, раздувая щеки, омывая водой зубы со всех сторон; с пяти лет правильно чистить зубы, водя щеткой сверху вниз; правильно сморкаться, пользуясь индивидуальным чистым платком. Родителям следует напоминать, что необходимо часто менять носовые платки детей. Предупреждая трещины и другие заболевания губ, воспитатель приучает детей по мере надобности вытирать платком уголки губ, запрещает часто их облизывать. Каждый сотрудник детского сада должен помнить, что следует заботиться о нежных голосовых связках детей: не допускать резких криков, визга, пения на холодном воздухе. Врач или медицинская сестра в беседах с родителями рассказывает о проведении местного закаливания ушных раковин, шеи, что очень важно для предупреждения простудных заболеваний, отрицательно сказывающихся на состоянии речевых органов детей.

     Не  менее важным педагогическим условием развития речи детей раннего возраста является речь взрослых. Бородич А.М. выделяет следующие требования к речи взрослых.

     Заведующая  должна быть организатором режима речевой  культуры в своем детском саду. В начале года ей необходимо провести информацию об общих педагогических требованиях к речи взрослых (для  всех сотрудников, включая и обслуживающий  персонал). Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми. Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Заведующая выявляет примеры неправильных выражений, ошибок и при случае очень тактично указывает на них коллегам по работе.

     Необходимо, чтобы заведующая уделяла особое внимание речи воспитателей, умела ее анализировать и, если требуется, оказывать помощь в ее совершенствовании.

     Речь  воспитателя выступает фактором развития речи детей раннего возраста.

     Заведующая  должна неустанно подчеркивать значимость речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.

     При анализе речи воспитателя заведующая оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что  сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и  педагогическая направленность (умеет  ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

     Словарь воспитателя должен быть богатым  и точным. Нужно чаще употреблять  слова, которые медленно усваиваются  детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов, использовать художественное слово, фразеологические обороты.

     Речь  должна быть безупречной грамматически, содержать разнообразные синтаксические конструкции.

     Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

     Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

     Педагогу  важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской  аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед коллегами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

     Возрастная  направленность речи воспитателя подразумевает, в первую очередь, доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональностъ речи.

     С целью повышения качества речи педагогов  в методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и  рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами.

     Каждый  дошкольный работник должен считать  профессиональным долгом непрерывное  совершенствование своей речи.

Информация о работе Основные линии развития речи детей в раннем онтогенезе