Основные линии развития речи детей в раннем онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи невозможно без взаимодействия ребенка со взрослым. Значимость развития речи в психической жизни ребенка неоспорима. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия.

Работа содержит 1 файл

ВКР посл вар-т 20.08.2011.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     На  основании тщательно проведенного экспериментального исследования Н.X. Швачкин установил последовательность фонематического развития у детей в возрасте от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев. По данным Н.X. Швачкина, к концу 2-го года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка.

     Особое  внимание он придает слуху (акустическому  различению) в дифференциации согласных звуков русского языка, и могущее возникать при этом противоречие между артикуляционным сходством и фонематическими различиями.

     Одновременно  с развитием фонематического  восприятия происходит интенсивное  развитие активного слова ребенка и овладение произношением. Вопрос об усвоении звукового состава языка и особенностях использования его в активной речи ребенка наиболее подробно освещен в уже упоминавшейся работе А.Н.Гвоздева.

     Первые  детские слова носят характер отдельных слогов. Для слоговой структуры русских слов характерно то, что центром слова является ударный слог, а примыкающие к нему безударные обладают сравнительно неодинаковой силой. Ребенок научается воспринимать все слоги в слове постепенно. Сравнительная сила различных слогов является главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов и опускание других.

     Н.И.Красногорский  указывает «новые наблюдения показывают, что при образовании слова огромное значение имеет сила раздражителя, т. е. звуковая сила фонем или слогов, из которых составляется слов. Ребенок в первую очередь берет и упрочивает повторением первый, последний или наиболее сильный ударный слог в слышимом слове».

     Усвоение  звукового состава языка происходит вместе с расширением запаса слов. Количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых ребенком слов.

     Анализируя  как усвоенные, так и неусвоенные  группы звуков, А.Н.Гвоздев указывает, что отсутствие целых групп звуков объясняется тем, что ребенком не усвоены некоторые моменты артикуляции. Отсутствующие у ребенка звуки, как правило, в процессе речи замещаются другими звуками.

     А. Н. Гвоздев установил, что чаще всего  на месте отсутствующего звука в  речи детей появляется звук из наиболее близких к отсутствующему по артикуляции. «Система субституций (замещений) базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на Группировке их по месту образования, реже по способу образования», — указывает А.Н.Гвоздев.

     Особенностью  передачи ребенком звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции при их произношении. Это свидетельствует о том, что в этот период у ребенка еще отсутствуют строго разграниченные фонемы и он оперирует еще своеобразными диффузными звуками, характеризующимися неустойчивостью отдельных компонентов.

     Усвоение  нового звука в большинстве случаев  происходит не сразу, а постепенно, через промежуточные звуки. А.Н.Гвоздев  указывает, что среди этих промежуточных  звуков особенно заметна группа таких  вариантов, которые представляют собой переходный звук между субститутом и новым звуком. Он отмечает чрезвычайно ранние сроки появления слухового контроля над произношением новых усваиваемых звуков, указывая, что «иногда новый звук появляется при невнимании к выговору, а при старательном произношении появляется старый субститут».

     Рассматривая  вопрос о факторах, определяющих усвоение фонетической стороны речи, А.Н.Гвоздев  особо подчеркивает роль моторной сферы. Он пишет: «На первом месте в этом отношении стоит роль моторной сферы, к которой относятся как двигательные центры речи головного мозга, так и речедвигательный аппарат».

     Не  преуменьшая значения речедвигательной сферы в усвоение фонетической стороны  языка, необходимо отметить, что А.Н.Гвоздев  придает ей преувеличенное значение и недооценивает развития фонематического слуха, развития восприятия звуков речи. Прежде всего, следует указать, что усвоение звуков родного языка, т. е. умение их произносить, является содержанием этого процесса, и по одному этому уже не может быть движущей причиной, определяющим фактором усвоения.

     В психологической литературе вопрос о развитии у детей фонематического  слуха, о его значении для усвоения звуков языка подробно разработан Р.Е.Левиной.

     Левина  Р.Е. выделила 5 основных этапов развития языкового сознания ребенка. Первые 3 этапа ребенок проходит в раннем детстве, остановимся подробнее на их рассмотрении.

     На  первом этапе полностью отсутствует  дифференциация звуков; полностью отсутствует  как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

     На  втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует  дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем  мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, произносимые так, как он их сам произносит.

     На  третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся языковой фон. Речь еще остается неправильной, но в ней начинается приспособление к новому восприятию, выражающееся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

     На  последующих этапах ребенок узнает неправильно сказанные слова, слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

     Развитие  сознания звуковой стороны языка  является центральным моментом всего  его усвоения в дошкольном возрасте, так как оно повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм, за которыми всегда лежат отношения одних звуковых форм к другим. Но оно важно еще и потому, что подставляет одну из самых существенных предпосылок нового этапа в овладении звуковой стороной речи, этапа, связанного с обучением грамоте – чтению и письму. Однако, рассмотрение данного вопроса выходит за рамки нашего исследования.

     Таким образом, звуковая система речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: развитие фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. Овладение звуковым составом языка происходит одновременно с расширением запаса слов. Количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых ребенком слов, т.е. чем больше правильно произносимых звуков, тем богаче его словарный запас. Постижение звуковой стороны речи начинается, во-первых, с понимания слов взрослых, обращенных к ребенку, во-вторых, с самостоятельного произнесения первых слов. Значимость изучения ребенком звуковой стороны языка неоспорима. Усвоение звуковой системы речи повышает возможности ориентировки ребенка в сложных соотношениях грамматических форм и способствует развитию предпосылок успешного овладения навыков чтения и письма.

     Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что развитие речи детей раннего возраста протекает последовательно. Сначала появляется автономная детская речь, которая отражает особенности мышления ребенка. С артикуляционной, фонетической стороны она не совпадает с речью взрослого, ее значения не схожи со значением общепринятых слов, она аграмматична и не имеет предметного способа соединения отдельных слов и значений в связную речь. Следующий этап развития речи знаменует возникновение активной речи ребенка. Вопреки распространенному мнению, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка. Зарождение активной речи невозможно без потребности ребенка в общении со взрослыми и наличия предмета, который нужно назвать. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он ставит слово в центр внимания ребенка. В дальнейшем происходит интенсивное освоение грамматического строя родного языка и его звуковой системы. Овладение грамматической структурой позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации. Усвоение звуковой системы речи начинается, во-первых, с понимания слов взрослых, обращенных к ребенку, во-вторых, с самостоятельного произнесения первых слов. Познание звуковой стороны речи повышает возможности ребенка ориентироваться в сложных соотношениях грамматических форм и способствует  развитию предпосылок успешного овладения навыков чтения и письма. 

     3. Причины речевых трудностей в развитии речи 

     Существует  много причин, создающих проблемы в развитии речи, и не всегда можно сказать, что именно приводит к определенным трудностям или отставанию. В отдельных случаях проблема легко определяется как физическая. Частичная или полная потеря слуха влияет на то, как ребенок обучается, понимает и говорит. Например, такие особенности, как незаращение верхней губы или неба, влияют на речь. Если взрослый очень мало говорит с ребенком, то он может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни или длительные периоды несчастий.

     Проблемы, возникающие в речевом развитии Дж. Лешли поделила на три части. Во-первых, это начальная стадия детской речи и возможные проблемы звукопередачи, во-вторых, проблемы внимания, в-третьих, трудности в усвоении абстрактных понятий.

     1. Проблемы детской речи и произношения. Некоторые дети отчетливо произносят слова еще в возрасте до года. Большинство начинают пользоваться словами на втором году жизни. К двум годам должны появляться признаки речи. Беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются заговорить. Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энергия уходит именно на это, а не на язык. Однако, если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловное общение. Ребенок своим поведением может показать, что понимает определенный объем того, что ему говорят. Это может являться признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает. Но все же к двум с половиной годам закономерно ожидать речи от самого ребенка.

     Не  секрет, что исходным для каждого  ребенка является его предыдущий опыт. Так, малышу, воспринимавшему взрослую речь в основном как упреки в свой адрес необходимо показать, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребенком и хотят слушать его. У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пересиливать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрения и отсутствие всякой критики. Встречаются дети, не умеющие говорить, которые невосприимчивы в целом или реагируют лишь на определенные звуки. Таким детям необходимо проверить слух.

     Необходимо  побуждать детей начать говорить. Побуждать ребенка выучивать  простые слова можно, выделяя  специальное время на игровых  занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребенка. На этой начальной стадии игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.

     Встречаются дети, которые предпочитают не говорить, хотя и могут, и такая «избирательная немота», как это принято называть, может быть различной для разных людей и ситуаций. Если взрослый проявляет властность, то ребенок иногда реагирует тем, что прекращает говорить. Некоторые дети отказываются говорить в яслях или детском саду, хотя дома они с радостью говорят. Многие застенчивые дети поначалу молчуны, но постепенно обретают уверенность в использовании слов, однако у ряда детей проблема не в одной застенчивости. В любом случае взрослые должны проявлять максимум терпения, чтобы эмоции не испортили его контакт с малышом.

     Дети, осваивающие более одного языка, сталкиваются с языковыми трудностями. Однако, эти трудности не являются трудностями развития. У многих первый язык, на котором они говорят дома, не используется в их группе. В период до пяти лет дети часто успешно становятся двуязычными. Взрослый должен помочь ребенку усвоить, когда без предупреждения переключаются с одного языка на другой или, как это иногда случается, родителей заставляют говорить с детьми на неродном языке.

     Ребенок, только начинающий учиться говорить, произносит некие своеобразные комбинации звуков и слов, понятные только близким взрослым и детям. С развитием речи ребенка чужим становится легче его понимать. Близким малышу взрослым легко усвоить привычку заполнять пробелы в его речи.  Настораживает то, что они не осознают, до каких пор можно продолжать это делать. Очень часто бывает так, что делается слишком много скидок для ребенка без учета его возраста. Таким детям нужен от взрослых образец ясной и простой речи, который поможет им сосредоточиться за один раз на нескольких четких словах.

     Нередко встречаются дети, имеющие трудности артикуляции, т.е. неправильное произношение отдельных звуков. В таких случаях может потребоваться помощь или совет логопеда, чтобы определить серьезность проблемы и здравый подход к ее решению. Но и воспитатели, в свою очередь, могут помочь ребенку говорить правильно. Некоторые дети, например, могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех местах. Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметит преднамеренную ошибку взрослого. Другой способ научить ребенка правильно повторять звуки – это звуковая игра. Если у него не получается, это еще не неумение произнести слово, и ребенок может уверенно продолжать попытки. При некотором воображении со стороны взрослых различные звуки можно отрабатывать, играя в животных, транспортные средства. Например, звук «с» можно присвоить змее, «р» - рычащему тигру и т.д.

Информация о работе Основные линии развития речи детей в раннем онтогенезе