Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:

- описать сущность понятий личности и личностного роста,

- выявить условия формирования личностного роста,

- предложить систему психодиагностических методик по изучению личностного роста

Объект исследования:

Личность и личностный рост

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.

1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6

1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10

ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.

2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18

2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23

ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.

3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27

3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курс личность и лр.docx

— 76.84 Кб (Скачать)

     Особенно  остро стоят эти вопросы в  последнее время, когда наша школа  все активнее впитывает разнообразные  инновации. Для этих новых программ такое оценивание особенно актуально, т.к. в стремлении доказать свою результативность по главным для данной программы  параметрам (которые сами по себе могут  быть очень важными и ценными), легко упустить из виду последствия  в «личностном измерении».

     По  сути, речь идет о необходимости  обеспечить защиту ребенка как личности от негативных последствий педагогического  влияния, которые появляются под  напором нарастающей педагогической экспансии – новых технологий, интенсификации, компьютеризации, религиизации и т.д. Все эти нововведения должны проходить проверку на «экологичность» по личностным критериям.

     Таким образом, полноценная оценка качества образования вообще и каждой конкретной программы в отдельности должна осуществляться прежде всего по базовым, первичным – гуманитарным, общечеловеческим – критериям, которые в каждом конкретном случае должны дополняться соответствующими частными, вторичными показателями: уровнем знаний и умений, уровнем развития отдельных психических функций и т.п. Именно дополняться – а не подменяться. Взрослым необходимо содействовать развитию веры ребенка в себя, способности опираться на себя и раскрывать свой потенциал, поскольку ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте взрослого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования 

     Методы  и методики диагностики личности и личностного роста 

     Методика  диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера .

     Данная  методика  содержит 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения  к ним. Показатели делятся на шкалы  интернальности:

1. Ио  – общей;

2. Ид  – в области достижений;

3. Ин  – в области неудач;

4. Ис  – в семейных отношениях;

5. Ип  – в производственных отношениях;

6. Им  – в области межличностных отношений;

7. Из  – в отношении болезни и здоровья.

     Методика  «Уровень субъективного контроля» в настоящее время является широко используемым средством для исследования особенностей человека, связанных с управлением и самоуправлением поведения, мировоззрением и жизненными позициями, с конкретными личностными установками и диспозициями.

     «Методика исследования самоотношения « С.Р. Пантилеева

     С.Р. Пантилеев выделяет две подсистемы в составе самоотношения: систему  самооценок и систему эмоционально-ценностного  отношения к себе.

В случае оценки самоотношение представляет собой самоуважение, чувство компетентности или чувство эффективности. В  качестве эмоции самоотношение предстает  как симпатия, чувство собственного достоинства, ценности, самопринятия. Оценочный компонент самоотношения  основан на оценке собственной эффективности в достижении цели. Разработанная им методика исследования самоотношения содержит 110 вопросов.

Содержание  методики. Данные теста определяют три фактора самооценки личности: самоуважение (шкалы 1-4), самосимпатия (5-7), самоунижение (8-9).

     «Самоактуализационный тест»

     За  рубежом получил широкую известность  опросник личностных ориентации Э. Шострома (Personal Orientation Inventory – POI), измеряющий самоактуализацию как многомерную величину.

POI разрабатывался  на основе теории самоактуализации  А. Маслоу, концепций психологического  восприятия времени и временной  ориентации субъекта Ф. Перлза  и Р. Мэя, идей К. Роджерса  и других теоретиков экзистенциально-гуманистического  направления в психологии. POI состоит  из 150 пунктов, построенных по  принципу вынужденного выбора, и  позволяет зарегистрировать два  базовых и десять дополнительных  параметров самоактуализации. Сами  шкалы или, иначе говоря, составляющие  самоактуализации, аналогично пунктам  теста, были подобраны на основе  опроса психотерапевтов и характеризуют  основные жизненные сферы самоактуализирующейся  личности.

     СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым  и ряду дополнительных шкал. Такая  структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена  в данном тесте. Базовыми являются шкалы  Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в  отличие от дополнительных, не имеют  общих пунктов. 12 дополнительных шкал составляют 6 блоков – по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

     В данной курсовой работе использовалась методика диагностики личностного роста И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева.

     Диагностический опросник «Личностный рост» существует в двух модификациях: для учеников 5–8 классов и для учеников 9–11 классов (см. Приложение 1 и Приложение 2). Их структура, способы обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга, разнятся только некоторые формулировки вопросов.

     Опросники состоят из нескольких десятков утверждений, с которыми школьнику предлагается либо согласиться, либо не согласиться. Оценить степень своего согласия/несогласия они могут в баллах: от «+4» до «–4». По этим оценкам диагностируются  отношения школьников к базовым  ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, мир, труд, культура). А позитивная динамика и устойчивость этих отношений являются как раз одним из (именно «одним из», поскольку личностный рост –  явление многогранное) проявлений личностного  роста ребенка.

     Содержащиеся  в опроснике утверждения формулируются  так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника  заведомо общественно одобряемой. Это  позволяет избежать возможных в  таких случаях попыток «угадать»  ответ, «правильно» отнестись к  тому или иному тезису – что, безусловно, может снизить объективность  диагностики.

     Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник необходимо задействовать  несколько раз (при этом не следует  предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более  двух раз – у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность  результатов). Предлагается проводить  диагностику следующими способами.

     Способ 1. В начале и в конце учебного года – это удобно лишь в том  случае, если вас интересует динамика личностных изменений школьников именно за один учебный год (например, вы реализуете ту или иную программу воспитания, рассчитанную на один год, проводите  в течение этого года интенсивную  работу с детьми и желаете отследить  ее результаты).

     Способ 2. Первый раз – среди пятиклассников, второй – среди семиклассников (в этих двух случаях вы используете опросник для 5–8 классов), третий – среди девятиклассников и четвертый – среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса (здесь вы используете опросник для 9–11 классов). В этом случае динамика развития личности становится более очевидной, ведь можно проследить, какие изменения произошли в развитии воспитанников на протяжении нескольких лет. [10] 

     Проведение  диагностического исследования 

     Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, по мере взросления ребенка наблюдается  положительная динамика личностного  роста.

     Именно  поэтому, целью исследования является диагностика личностного роста.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Сформировать группы испытуемых;
  2. Подобрать, адекватную цели, методику исследования;
  3. Провести методику и проанализировать полученные данные.

В исследовании использовалась методика диагностики  личностного роста И.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д. В.Григорьева. Особенностью методики является то, что она предлагает не сравнивать детей с неким общим для всех стандартом (например, с заданными уровнями воспитанности), а отслеживать динамику личностных изменений школьников (какими они были – и какими стали).

     Преимуществ здесь несколько. Во-первых, такая  диагностика позволит заметить усилия даже плохо воспитанного ребенка  стать чуточку лучше, не причисляя  его к разряду «девиантных» детей. Во-вторых, дает возможность объективнее  оценить вклад педагога в воспитание школьников независимо от того, с каким  контингентом воспитанников он работает. В-третьих, такая диагностика помогает тем педагогам, кто старается  отслеживать собственное продвижение в решении проблем школьного воспитания – а ведь в этом, собственно, и заключается главный смысл изучения воспитательного процесса.

     В исследовании участвовали школьники 6-го и 9-го классов СШ №12 г. Минска. Выборка составила всего 20 учеников 6-го класса и 20 учеников 9-го класса.

     Методика  проводились в один день, что позволяло  исключить влияние временных  ситуационных факторов. Эти организационные  мероприятия, на наш взгляд, позволили  повысить достоверность полученных результатов.

       Так, школьники дали оценки содержащимся в опроснике утверждениям, которые распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным диагностируемым аспектам их личностного роста – динамике отношений к своей стране, к своему здоровью, к природе, к культуре, к окружающим людям и т.п. Это распределение позволяет не только делать общий вывод о результатах общественного воспитания своих учащихся, но и увидеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности.

     Обработав полученные результаты исследования, следует отметить, что у 80 процентов  учащихся 6-го класса наблюдается тенденция  к ситуативно-негативному и устойчиво-негативному отношению к жизненным ценностям и лишь 20 процентов ребят имеют только ситуативно-положительное отношение к жизненным ценностям.

     Результаты  исследования учащихся 9-го класса значительно  отличаются положительной тенденцией. Так, у 82 процентов учащихся наблюдается тенденция к ситуативно-положительному (30 процентов) и устойчиво-положительному (70 процентов) отношению к жизненным ценностям и только у 18 процентов ребят наблюдается ситуативно-отрицательное отношение к жизненным ценностям.

     Таким образом,  полученные результаты диагностики  личностного роста позволяют  утверждать, что гипотеза о том, что  по мере взросления ребенка наблюдается  положительная динамика личностного  роста, нашла свое подтверждение. Данное явление обусловлено тем, что одним из оптимальных возрастных периодов для создания условий личностного роста индивида является старший подростковый или ранний юношеский жизненный отрезок. Именно на данном возрастном этапе, в основном, активизируются такие важные для личностного роста внутренние процессы, как: самоопределение, саморазвитие, самопознание, самопонимание и т.п.  
 

     Заключение 

     Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать.

     Личность  формируется на основе врожденных биологических  предпосылок и приобретенного в  процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. Поскольку и биологические  предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также  индивидуальна и неповторима. Она  имеет уникальную структуру, в которой  объединяются все психологические  свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

Информация о работе Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования