Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:

- описать сущность понятий личности и личностного роста,

- выявить условия формирования личностного роста,

- предложить систему психодиагностических методик по изучению личностного роста

Объект исследования:

Личность и личностный рост

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.

1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6

1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10

ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.

2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18

2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23

ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.

3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27

3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курс личность и лр.docx

— 76.84 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.

1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6

1.2. Развитие личности  и ее структура………………………………….10

ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.

2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18

2.2. Феномен личностного  роста ребенка………………………………23

ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.

3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27

3.2. Проведение диагностического  исследования…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

Список  использованной литературы……………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2……………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Понятие личности одно из самых сложных в  психологии. Существует множество школ и научных течений, пытающихся со своих позиций найти теоретические  и прикладные подходы к раскрытию  и практическому использованию  этого понятия. Как в нашей  стране, так и за рубежом к настоящему времени издано огромное количество научных трудов, посвященных рассмотрению проблемы личности.

     Многовариантность подходов к объяснению феномена личности обусловлена теми основополагающими  философско-методологическими позициями, на которых базируются те или иные школы и направления исследований. Водоразделом здесь является ориентация преимущественно на биологические  или социальные детерминанты поведения  и деятельности, на врожденные или  приобретенные черты, те или иные личностные "образования" (самоактуализация личности, личностный смысл, установка, отношение, деятельность и т.п.) .

     Современная психология личности, являясь научной  дисциплиной, трансформирует умозрительные  рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

     Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Осмысленное стремление и способность  к самоизменению, которые характеризуют  человеческую личность, обычно относят  к числу фундаментальных ценностей  культуры и цивилизации. Во многом это  справедливо поскольку самоизменение - это путь к обретению индивидуальной автономии и свободы, самоидентичности и самодостаточности, условие и  механизм личностного роста.

     Актуальность  проблемы исследования.  Несмотря на разностороннее и обширное освоение теоретического и практического пространства гуманизации образования, на наш взгляд, недостаточно разработана проблема создания психолого-педагогических условий для личностного роста индивида. Именно процесс личностного роста является необходимым условием становления зрелой индивидуальности, способной эффективно и полноценно проживать свою собственную жизнь. Поэтому, проблема изучения условий активизации процесса личностного роста требует осмысления.

     Цели  исследования:

- описать  сущность понятий личности и  личностного роста,

- выявить  условия формирования личностного  роста,

- предложить  систему психодиагностических методик  по изучению личностного роста

     Объект  исследования:

     Личность  и личностный рост

     Предмет исследования:

     Динамика  личностного роста учащегося.

     Гипотеза  исследования:

     По  мере взросления ребенка наблюдается  положительная динамика личностного  роста.

     Задачи  исследования:

     1. Провести теоретический анализ  психолого-педагогической литературы  по проблеме личности и личностного  роста

     2. Изучить факторы, оказывающие  влияние на формирование личностного  роста

     3. Описать систему методик диагностики  личностного роста

     4. Провести диагностическое исследование  личностного роста

     Методологическую  основу исследования составляют: психологические, педагогические и современные гуманитарные концепции, раскрывающие категории: «личность», «личностный рост», «личностно-развивающий потенциал», «оптимальные условия личностного роста»; идеи гуманизации образования; теория личностно-центрированного подхода.  

     Теоретическая и практическая значимость исследования:

     В данной курсовой работе уточнена сущность понятий «личность» и  «личностный  рост» из пространства современного гуманитарного знания; определены теоретические  подходы к активизации личностного  роста. Описаны методики диагностики  личностного роста. Результаты диагностики  личностного роста позволяют  не только делать общий вывод о  результатах общественного воспитания учащихся, но и увидеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности. Также результаты диагностики показывают процентное соотношение благополучных  и неблагополучных в плане  воспитания детей. Это позволяет  понять масштабы той или иной проблемы и соответственно распределять силы и ресурсы для ее решения.

     Данная  курсовая работа состоит трех глав, введения, заключения и библиографического списка. Глава I содержит теоретические аспекты изучения личности в психологии. Глава II содержит теоретический анализ проблемы личностного роста. В главе III представлено диагностическое исследование личностного роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологическая характеристика личности 

Понятие «личность» в психологии 

     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении  мнений на этот счет проявляется сложность  самого феномена личности.

     Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Это значит, что к числу  личностных не относятся такие особенности  человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак  не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся  психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. [4]

     Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. [7]

     Р. С. Немов  дает следующее определение  личности: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

     Г. В. Оллпорт сформулировал свое известное  определение личности, которое приводится во многих учебниках психологии: «Личность  есть динамическая организация тех  психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение  и мышление». Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические»  он использовал, чтобы показать, что  личность есть ни нечто исключительно  ментальное, ни нечто исключительно  нервное. Под «организацией» Оллпорт  понимал единство в личности телесного  и психического и, таким образом, выступал против выдвинутого еще  Декартом принципа «психофизического  параллелизма». Он считал, что в такую  сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение. [5]

     В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.

     Джордж  Келли рассматривал личность как  присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.

     Совсем  другую концепцию предложил Рэймонд  Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

     Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения  и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

       В большинстве определений подчеркивается  значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

     Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

     Также подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

     Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. [7]

     Наряду  с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются  термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

     Если  понятие «человек» включает в  себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют  они у данного конкретного  человека, то понятие «индивид» характеризует  именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические  свойства, которые наряду с личностными  также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как  качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для  него и многих других людей свойства.

     Индивидуальность  — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно  содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое  их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. [4]

     А. Н. Леонтьев отмечает, что индивидуальность это продукт эволюционного развития, это некоторая целостность, неделимость. В этом отношении понятия личности близко к понятию индивида. Однако, понятие личность не сводится к понятию индивида. Поскольку личностные черты и особенности не совпадают прямо с особенностями и чертами человека как индивида. Личность есть единство особого порядка. Это продукт относительно позднего развития. Личность есть новообразование, оно представляет собой известное единство субъекта, выражает это единство субъекта, является изменчивой, но вместе с тем обладает удивительными чертами, такими как, например, тождественностью.

Информация о работе Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования