Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа
Цели исследования:
- описать сущность понятий личности и личностного роста,
- выявить условия формирования личностного роста,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению личностного роста
Объект исследования:
Личность и личностный рост
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.
1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6
1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10
ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.
2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18
2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23
ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.
3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27
3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………….33
Приложение 1…………………………………………………………………...34
Приложение 2……………………………………………………………………38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.
1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6
1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10
ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.
2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18
2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23
ГЛАВА
III. Организация
и проведение экспериментально-
3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27
3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….33
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2……………………………………………………………………38
Введение
Понятие
личности одно из самых сложных в
психологии. Существует множество школ
и научных течений, пытающихся со
своих позиций найти
Многовариантность
подходов к объяснению феномена личности
обусловлена теми основополагающими
философско-методологическими
Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Из
всех проблем, с которыми сталкивались
люди в ходе истории человечества,
вероятно, наиболее запутанной является
загадка природы самого человека.
Осмысленное стремление и способность
к самоизменению, которые характеризуют
человеческую личность, обычно относят
к числу фундаментальных
Актуальность проблемы исследования. Несмотря на разностороннее и обширное освоение теоретического и практического пространства гуманизации образования, на наш взгляд, недостаточно разработана проблема создания психолого-педагогических условий для личностного роста индивида. Именно процесс личностного роста является необходимым условием становления зрелой индивидуальности, способной эффективно и полноценно проживать свою собственную жизнь. Поэтому, проблема изучения условий активизации процесса личностного роста требует осмысления.
Цели исследования:
- описать сущность понятий личности и личностного роста,
- выявить
условия формирования
- предложить
систему психодиагностических
Объект исследования:
Личность и личностный рост
Предмет исследования:
Динамика личностного роста учащегося.
Гипотеза исследования:
По мере взросления ребенка наблюдается положительная динамика личностного роста.
Задачи исследования:
1.
Провести теоретический анализ
психолого-педагогической
2.
Изучить факторы, оказывающие
влияние на формирование
3.
Описать систему методик
4.
Провести диагностическое
Методологическую
основу исследования
составляют: психологические, педагогические
и современные гуманитарные концепции,
раскрывающие категории: «личность», «личностный
рост», «личностно-развивающий потенциал»,
«оптимальные условия личностного роста»;
идеи гуманизации образования; теория
личностно-центрированного подхода.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
В
данной курсовой работе уточнена сущность
понятий «личность» и «личностный
рост» из пространства современного
гуманитарного знания; определены теоретические
подходы к активизации
Данная
курсовая работа состоит трех глав,
введения, заключения и библиографического
списка. Глава I содержит теоретические
аспекты изучения личности в психологии.
Глава II содержит теоретический анализ
проблемы личностного роста. В главе III
представлено диагностическое исследование
личностного роста.
Психологическая
характеристика личности
Понятие
«личность» в психологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Личность
чаще всего определяют как человека
в совокупности его социальных, приобретенных
качеств. Это значит, что к числу
личностных не относятся такие особенности
человека, которые генотипически
или физиологически обусловлены, никак
не зависят от жизни в обществе.
Во многих определениях личности подчеркивается,
что к числу личностных не относятся
психологические качества человека,
характеризующие его
Чтобы
составить представление о
Р. С. Немов дает следующее определение личности: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».
Г. В. Оллпорт сформулировал свое известное определение личности, которое приводится во многих учебниках психологии: «Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему. Термин «психофизические» он использовал, чтобы показать, что личность есть ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное. Под «организацией» Оллпорт понимал единство в личности телесного и психического и, таким образом, выступал против выдвинутого еще Декартом принципа «психофизического параллелизма». Он считал, что в такую сложную структуру, как личность, включены детерминирующие тенденции, во многом определяющие индивидуальное поведение. [5]
В понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса.
Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта.
Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.
Наконец,
Альберт Бандура рассматривал личность
в виде сложного паттерна непрерывного
взаимовлияния индивидуума, поведения
и ситуации. Столь явная несхожесть
приведенных концепций
В большинстве определений
Личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
Также подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.
Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. [7]
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.
Если
понятие «человек» включает в
себя совокупность всех человеческих
качеств, свойственных людям, независимо
от того, присутствуют или отсутствуют
они у данного конкретного
человека, то понятие «индивид»
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. [4]
А.
Н. Леонтьев отмечает, что индивидуальность
это продукт эволюционного
Информация о работе Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования