Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:

- описать сущность понятий личности и личностного роста,

- выявить условия формирования личностного роста,

- предложить систему психодиагностических методик по изучению личностного роста

Объект исследования:

Личность и личностный рост

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.

1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6

1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10

ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.

2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18

2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23

ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.

3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27

3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курс личность и лр.docx

— 76.84 Кб (Скачать)
y">     Итак, личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность. 
 
 
 
 

     Теоретический анализ проблемы личностного  роста 

     Понятие о личностном росте 

     Личностный  рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного  потенциала.

     Личностный  потенциал — это обобщенная, системная  характеристика индивидуально-психологических  особенностей личности, лежащая в  основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев  и ориентиров в своей жизнедеятельности  и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем  давлении и в изменяющихся условиях.

     Иначе говоря, личностный потенциал —  это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать  решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

     Разные  авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность  воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к  действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива  личности. Нетрудно заметить, что все  эти показатели не противоречивы, а  дополняют друг друга. Люди, пережившие затяжные тяжелейшие жизненные ситуации свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства. [9]

     Личностный  рост зависит, прежде всего, от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

     Важно отличать личностный рост от широко распространенного  понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических  норм и правил поведения.

     При личностном росте происходят изменения, как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

     Более полное восприятие реальности, жизнь  «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

     Личностный  рост способствует формированию целостной  личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями  и возможностями, между требованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

     Например, представим себе человека, который  делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного  защитного поведения. Человек может  просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить  зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить  критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.

     Более развитая личность, прежде всего, попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

     Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в  спокойные периоды жизни, когда  не приходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми. [9]

     Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов. А взаимодействие личности с собственным внутренним миром в целом не менее (а во многих отношениях – более) значимо, нежели с миром внешним. Принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. То есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью и если между всеми тремя вершинами «треугольника развития» не будет борьбы или пренебрежительного игнорирования, а будет конструктивное сотрудничество, диалог.

     Личностный  рост не тождествен продвижению человека по «лестнице возрастов»; это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию. Есть основания говорить лишь о самом общем «основном законе личностного роста», который, опираясь на известную формулу К.Роджерса «если – то», можно сформулировать так: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Иными словами, именно эти изменения – их содержание, направленность, динамика – свидетельствуют о процессе личностного роста и могут выступать в качестве критериев личностного роста. [2]

     При полноценном личностном росте эти изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсональность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно и критерии личностного роста складываются из интраперсональных и интерперсональных.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни. 
 

     Феномен личностного роста ребенка 

     Глобализация всех цивилизованных процессов, сохранение и развитие государственности, благополучие человека  ставят главной целью подготовку к жизни гражданина как части глобального общества XXI века. При этом сам процесс должен стать процессом, ведущим к позитивным самореализации личности, обеспечению выживаемости, комфортному существованию духовной, нравственной среды. В этом случае мотивация формируется на основе личностных устремлений с учетом понимания обстоятельств, ведущих к достижению успеха, благополучия, к обеспечению свободы и безопасности.

Но, как  показывает практика, далеко не всегда берется в расчет и не стимулируется  внутренняя активность личности направленная на нее саму, не учитывается ее способность  к самореализации.

     Требуется продолжение работы по созданию системы, некоему упорядочению требований к  содержанию и задачам обучения и  воспитания на всех уровнях и ступенях образования с точки зрения личностно-ориентированного, культурологического и компетентностного  подходов.

     Личность  – это внутренняя система саморегуляции человека. Она испытывает влияние двух других детерминирующих сил, которые условно можно обозначить как организм, внутренний мир, т.е. человек как живое существо в целом, и среда, внешний мир в широком смысле, включая, в первую очередь, других людей. Соотношение этих движущих сил определяет будущую линию жизни ребенка.  Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако, как было описано выше,  эти атрибуты личности не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий – прежде всего как раз от того, какие у личности сложатся взаимоотношения с двумя другими силами. [1]

     Выделяют  первичные и вторичные условия  личностного роста ребенка.

     Первичные условия – это то, что непосредственно обеспечивает возможность развития личности ребенка, т.е. – такая межличностная среда, атмосфера, которая соответствует трем известным критериям «помогающих отношений»: конгруэнтность, принятие и эмпатия, базирующихся на «основополагающем доверии к человеческой природе». Очевидная проблема здесь состоит в том, что условием личностного роста ребенка является, по сути, личностная зрелость взрослого, достижение которой, в свою очередь, предполагает предварительное выполнение тех же условий по отношению к самому взрослому.

     Так, взрослый может способствовать личностному  росту ребенка в том случае, если будет содействовать развитию его веры в себя, способности опираться  на себя и раскрывать свой потенциал, если не будет навязывать «Я-идеальное», а будет принимать «Я-реальное». Если взрослый сможет действительно отнестись к ребенку как к личности – «достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, чей внутренний опыт  является самой надежной опорой и самым точным ориентиром» [6], - тогда он поможет ребенку таким же образом относиться к себе, а затем и ко взрослому, к другим людям. С этой точки зрения – не «путь к себе лежит через Мир», а путь к Миру – через себя.

     Вторичные условия – это все то, что способствует актуализации этих помогающих отношений. Если говорить о сфере образования, то это означает ориентацию на обеспечение благоприятных для личностно-развивающих отношений условий во всех составляющих каждой «педагогической системы», - начиная от содержания образования, принципов организации, управления и контроля и заканчивая пространственно-временными параметрами образовательной «среды обитания». [1]

     Главный смыслом гуманизации образования является ориентация на данные первичные и вторичные условия личностного роста. Гуманизация образования это не отказ от педагогического процесса как такового, не замена его «просто человеческими отношениями», а признание в качестве приоритетной ценности – именно развитие ребенка как личности. Это означает, что образование, наряду с показателями уровня знаний, способностей, психического развития, социализации и т.п., должно иметь еще одно измерение – гуманистическое, личностное измерение. И любые достижения по другим параметрам не могут считаться самоценными, а должны проходить своеобразную гуманитарную экспертизу образования для определения – какой личностной ценой они получены.

     Если  мы признаем права человека, его  свободное развитие как личности и другие гуманитарные (гуманистические) ценности в качестве приоритетных и  универсальных, то тогда мы должны признать и соответствующие критерии оценки – приоритетными и универсальными. Иными словами: критерии личностного роста должны стать исходной точкой и инвариантом оценивания работы любой педагогической системы – вне зависимости от заявляемых ее авторами конкретных воспитательных и образовательных целей и задач. Смысл такой оценки состоит в выявлении реального влияния данной педагогической практики на ребенка как личность, на его личностный рост.

Информация о работе Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования