Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования:

- описать сущность понятий личности и личностного роста,

- выявить условия формирования личностного роста,

- предложить систему психодиагностических методик по изучению личностного роста

Объект исследования:

Личность и личностный рост

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Психологическая характеристика личности.

1.1. Понятие «личность» в психологии…………………………………6

1.2. Развитие личности и ее структура………………………………….10

ГЛАВА II. Теоретический анализ проблемы личностного роста.

2.1. Понятие о личностном росте………………………………………..18

2.2. Феномен личностного роста ребенка………………………………23

ГЛАВА III. Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования.

3.1. Методы и методики диагностики личности и личностного роста..27

3.2. Проведение диагностического исследования…………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32

Список использованной литературы……………………………………….33

Приложение 1…………………………………………………………………...34

Приложение 2……………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курс личность и лр.docx

— 76.84 Кб (Скачать)

     Итак,  личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Общим объективным основанием свойств личности является система общественных отношений. В этом смысле общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу как две разные взаимодействующие силы. Личность – это член общества и его продукт. Отношение “индивид – общество” есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей является необходимой составляющей самого процесса развития общества, поскольку без личностей ни этот процесс, ни само общество не могут существовать. 
 

Развитие личности и ее структура 
 

     С мыслью о том, что личностью человек  не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

     Психоаналитическая  теория личности понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

     В последние десятилетия усиливается  тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций  разных теорий и подходов, и здесь  намечается также интегративная  концепция развития, принимающая  во внимание согласованное, системное  формирование и взаимозависимое  преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле  различных подходов и теорий. Одной  из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу  Э. Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной. [4]

     Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

     1.  Кризис доверия — недоверия  (в течение первого года жизни).

     2.  Автономия в противоположность  сомнениям и стыду (в возрасте  около 2—3 лет).

     3.  Появление инициативности в противовес  чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

     4. Трудолюбие в противоположность  комплексу неполноценности (возраст  от 7 до 12 лет).

     5. Личностное самоопределение в  противоположность индивидуальной  серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

     6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

     7.  Забота о воспитании нового  поколения в противоположность  «погружению в себя» (между  30 и 60 годами).

     8. Удовлетворенность прожитой жизнью  в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

     Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых  происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное  изменение его отношений с  окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

     Сами  личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

     Формируясь  и развиваясь как личность, человек  приобретает не только положительные  качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного  развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека.

     Э. Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

     Вторая  стадия определяет формирование у ребенка  таких личностных качеств, как самостоятельность  и уверенность в себе. Их становление  также в значительной степени  зависит от характера общения  и обращения взрослых с ребенком.

     Заметим, что к трем годам ребенок уже  приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э. Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

     Третья  и четвертая стадии развития, по Э. Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Э. Эриксон акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

     Следующие стадии личностного развития в теориях  отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с  тем, что приобретение новых жизненных  и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и  в этом, по-видимому, заключается  основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем  за юностью. [4]

     Основным  признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие  дело с относительно неизменными  характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики.

     Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Оллпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически. [7]

     Личность представляет собой по существу результат взаимодействия индивида с окружающей средой. В процессе социального научения складываются основные формы адаптации поведения человека к окружению. Важную роль в обучении и формировании личности играет наблюдение индивида над значимыми социальными моделями (родителями, учителями, сверстниками, литературными героями и т. п.) Приобретение личностного опыта осуществляется методом «проб и ошибок», в ходе которых в поведении закрепляются удачные действия, приведшие к успеху, и отвергаются, как неприемлемые, действия и поступки, повлекшие наказания. Таким образом формируются навыки, привычки, становящиеся элементами структуры личности.

     Для представителей гуманистической психологии личность открытая, уникальная, целостная  система, главная цель которой саморазвитие, самоактуализация. Человеческая жизнь  рассматривается как единый процесс  становления и бытия человека. Стремление к самореализации и непрерывному развитию является неотъемлемой частью самой его природы. [8]

     В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

     Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

     Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

     Характер  содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

     Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

     Центральная роль в структуре личности принадлежит  мотивам и установкам не приспособления к действительности, не конформного  поведения, а активного, творческого  ее освоения и образования. Человек, с точки зрения психологов гуманистической  школы, это, прежде всего активное, творческое существо. [8]

     В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых  свидетельствует о ее зрелости:

     1) Познавательная составляющая —  включает представления человека  о себе, других и мире; зрелая  здоровая личность отличается  тем, что:

     оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и  несущего за них ответственность;

     воспринимает  других людей как уникальных и  равноправных участников процесса жизнедеятельности;

     воспринимает  мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих  возможностей.

     2) Эмоциональная составляющая зрелой  здоровой личности включает:

     способность доверять своим ощущениям и рассматривать  их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир  действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать  и осуществлять правильные решения;

     принятие  себя и других, искренний интерес  к другим людям;

     заинтересованность  в восприятии мира, прежде всего  — его позитивных сторон;

     способность переживать сильные положительные  и отрицательные эмоции, соответствующие  реальной ситуации.

     3) Поведенческая составляющая состоит  из действий по отношению к  себе, другим людям и миру. У  зрелой здоровой личности:

     действия  направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;

     по  отношению к другим поведение  основано на доброжелательности и уважении их личности;

     по  отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже  имеющимися. [9]

Информация о работе Организация и проведение экспериментально-диагностического исследования