Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

Корыстно-насильственная – категория преступников с корыстно-насильственной направленностью, с корыстными посягательствами, соединенными с насилием над личностью. В этой категории определяются четыре вида преступников:

а) грабители;

б) участники разбойных нападений;

в) насильственные вымогатели (рэкетиры);

г) убийцы с корыстной целью.

              Корыстно-насильственные преступники образуют однородную группу с ярко выраженными психологическими чертами.  Им свойственны импульсивность поведения, пренебрежение к социальным нормам, агрессивность. Они отличаются наиболее низким интеллектуальным и волевым контролем. Для них характерна повышенная враждебность к окружению, а их преступные поступки выступают как постоянная линия поведения. Они с трудом усваивают нравственно-правовые нормы. Инфантильные черты, проявляющиеся в тенденции к непосредственному удовлетворению возникающих желаний и потребностей, сочетаются с нарушением общей нормативной регуляции поведения, неуправляемостью и внезапностью поступков. Они отличаются также значительной отчужденностью от социальной среды, в связи с чем у них снижается возможность адекватной оценки ситуации, общей ригидностью и стойкостью аффекта.

              Корыстно-насильственные преступления – грабежи, разбои и др., совершаются преступниками, которым одинаково  присущи и пренебрежение к личности окружающих и стремление к наживе. Более половины этой категории преступников при совершении преступления  находится в нетрезвом состоянии. В своей преступной среде они проявляют властность, жестокость, крайнюю грубость, насилие, шантаж и угрозы.

              Длительная преступная деятельность связана с созданием определенных стабильных условий – подысканием «надежных» соучастников, организацией сбыта добытых преступным путем  вещей и ценностей и, в большинстве случаев, созданием преступной группировки.

              Насильственная – категория преступников с насильственной,  агрессивной, антигуманной направленностью, с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. Здесь выделяется четыре вида преступников:

а) хулиганы;

б) злостные хулиганы;

в) лица, причиняющие ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы;

г) лица, совершающие агрессивно-насильственные действия против личности – убийства, изнасилования, причинение телесных повреждений и др.

              Типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие синтонности, чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность, проекция агрессии во вне, уязвимость «Я» в сфере межличностных отношений, подозрительность, ригидность, тенденция к замкнутости. Им свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, свойственными им самим. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных. Общей особенностью таких преступников является отсутствие критической оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. Большинство насильственных преступлений (хулиганство, изнасилование, убийство, драки, нанесение увечий) совершается в состоянии опьянения. Среди тяжких насильственных преступников не менее 2/3 лиц совершали в прошлом антиобщественные поступки, нередко находились в длительных неприязненных отношениях с другими лицами, способствовали возникновению разного рода конфликтных ситуаций [5, 53].

              Наряду с явно антисоциально направленными преступниками в категории насильственных преступников встречаются лица асоциальные, не имеющие устойчивых социальных позиций. Их преступное поведение часто обусловлено «провоцирующей» ситуацией.

              Особо тяжелым насильственным преступлением является убийство. Криминологические исследования показывают, что труднее всего выявить типы убийц. Побуждения и мотивы убийц разнообразны:

1. большая часть тяжких насильственных преступлений совершается вследствие личных неприязненных отношений между преступником и жертвой. В соединении с конкретным поводом, данная констатация выводит нас на самый распространенный мотив  -  мотив мести.

2. во многих случаях мотив мести переплетается с хулиганскими побуждениями;

3.     в последние годы возросло число убийств с корыстной целью;

4.  среди мотивов убийств присутствуют и другие, например, стремление скрыть иное преступление, избавиться от потерпевшего, групповая солидарность;

Наиболее опасными являются убийцы, проявляющие особую жестокость и цинизм, обычно совершаемые при разбойном нападении, при осуществлении мести, при стремлении избавиться от ненавистных лиц (злостные убийцы).

Другая группа убийц – так называемые «случайные» убийцы, совершающие преступления в состоянии аффекта и в связи с неправомерными действиями пострадавших, в результате стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств. Преступление может быть эпизодическим, не характерным для стиля поведения человека, для типа его жизнедеятельности. Такого рода убийства совершаются в конфликтных ситуациях и связаны с неспособностью преступника нейтрализовать конфликты социально адаптированными способами.

Большинство сексуальных преступников имели раннюю сексуальную инициацию, как правило в извращенной форме. Подавляющее большинство преступников этой категории отличается асоциальным развитием личности. Массовые обследования выявили широкое распространение в этой популяции семейных и супружеских психогений, последствий синдрома «третированного ребенка», посттравматических состояний.

              Специфика данного вида преступности содействует ее повышенной латентности. Основными причинами не заявления жертв насилия является боязнь мести преступника, стыдливость, нежелание подвергаться осмотру и неверие в возможности правоохранительных органов.

              Некоторые авторы отмечают, что матери сексуальных насильников обычно доминировали в семье и не одобряли своей женской роли, что формировало у их детей пренебрежительное отношение к женщинам. Большинство авторов указывают на психоэмоциональную неустойчивость данной категории преступников.

              Половые преступления также обусловлены не «конституционной» и «эндокринной» структурой, а морально-психологическими особенностями: примитивность интересов, разнузданная чувственность, жестокость, цинизм, наглость, пьянство, неспособность устанавливать общепринятые контакты, готовность к преступному посягательству на половую свободу женщины в силу крайнего ее неуважения. Для насильников характерно стремление к самоутверждению в мужской роли, стремление доминировать и преодолевать препятствия, агрессивность как дефект социализации в обществе, вследствие

аффективных состояний, психических аномалий (фобии, неврозы), гиперкомпенсации слабых сторон и эмоциональной неустойчивости.

              Анализ состояния психического здоровья лиц, обвиняемых в совершении убийств по сексуальным мотивам показал, что их преступное поведение в той или иной мере связано с наличием различных расстройств   психической деятельности [35, 73].

              Таким образом, анализ литературы по вопросу психолого-педагогической характеристики личности показал, что типология личностей преступников выявляет и ранжирует наиболее существенные, закономерно  присущие только данному типу личности признаки, свойства и связи, которые в своей совокупности и образуют суть данного явления. Однако те типологии преступников носят условный характер.              Кроме того, все типологии носят главным образом описательный, а не объяснительный характер. Для того чтобы выйти на объяснительный уровень познания в раскрытии причин преступного поведения отдельных типов преступников, необходимо выявлять внутренние причины совершения преступлений.


1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы.

В данном параграфе будут рассмотрены особенности работы направленные на адаптацию воспитанников к условиям воспитательной колонии, на профилактику деструктивных процессов и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей.

Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии, является профилактика совершения преступления как  во время  нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побегов, дезорганизации нормальной деятельности исправительного учреждения и т.д.).

В воспитательной колонии применяются  следующие виды профилактический работы:

Психологическая коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями, и направлена, прежде всего, на личность осужденного, его поведение. Эту работу должны вести психологи вместе с личным составом уголовно-исполнительной системы, особенно теми, кто непосредственно работает со спец контингентом, в частности, с воспитательным отделом.

Под влиянием определенных стереотипов жизни, у каждого человека образуется устойчивая система реагирования на факторы окружающей среды, складывается определенный стереотип. У преступника при длительном занятии преступной деятельностью также вырабатывается своеобразные привычки и навыки – то есть преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает систематически трудиться, теряет трудовые навыки, зато приобретает преступные. Прежде чем приспосабливать такого человека к жизни в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип и заменить трудовым. Эта задача должна решаться на всем периоде пребывания человека в колонии.

Коррекция основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Реализация таких целей наказания, как кара, достигается требованиями режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией жизни и быта осужденных. «Исправительный эффект» достигается путем реабилитации (ресоциализации) личности, путем исправления и перевоспитания.

Социальная реабилитация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. В психологическом смысле, это означает их восстановление как социальных субъектов.

Наше государство хорошо научилось наказывать за преступления, мстить за них. Ему еще предстоит научиться поддерживать оступившихся, ущербных, деградирующих, девиантных; давать им жизненный шанс и создавать условия для возвращения к себе – Другому. Бывшие заключенные не должны быть изгоями общества, а тюрьма – единственным для них приютом.

Социальная реабилитация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и юридическую основу: Закон о социальной адаптации бывших осужденных; ответственность местных органов власти, правовые гарантии на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения. Для ускорения процесса реабилитации необходимо создание центров и домов социальной адаптации, общественных фондов, индивидуального поручительства и поручительства трудовых коллективов предприятий. Сейчас в колониях вводится должность социального работника, который помогает осужденным быстрее пройти социальную адаптацию.

Социально-психологическая реабилитация не только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлений о самом себе – Я-концепции, ценностных ориентаций и социальных установок. Следствием таких личностных преобразований могла бы стать работа по самоизменению. Участвуя в этом виде работы, психолог может влиять психологическими средствами на семью осужденного, его родственников, гуманизировать, в рамках режима, отношения к заключенным со стороны сотрудников ИУ. Он может осуществлять психологическую подготовку осужденных к вероятным конфликтным ситуациям после выхода на свободу.

Реабилитация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни.

Попадая в ИУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями ИУ и психологами стоит гораздо более сложная задача: планирование нового человека, основанное на способности проектировать личность – видеть в каждом осужденном нового человека и добиваться, чтобы он сам стремился к перестройке собственной личности.

Психологическая реабилитация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике.

Результатом психологической реабилитации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, катарсис, а с другой – выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации. В противном случае мы часто получаем рецидивы преступного поведения. Поэтому психологическую работу нужно вести не только с осужденными, но и с сотрудниками.

Медицинская реабилитация – система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность. В этом смысле каждый заключенный нуждается в реабилитации. Известно, что криминогенная среда обладает критической массой умственно отсталых в степени дебильности, асоциальных психопатов, невротиков, лиц с последствиями черепно-мозговых травм, деградировавших под влиянием алкоголизма, наркомании и многолетней тюремной жизни. Многие из них нуждаются не только в психологическом сопровождении, но и психиатрическом лечении.

Исходя из целей, можно выделить несколько направлений в работе:

1.      работа с адаптационным отрядом;

2.      работа с воспитанниками,   стоящими на профилактическом учете;

3.      индивидуально - воспитательная работа;

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии