Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

Отрицательный образ «Я»  Кеплан первым начал изучать взаимосвязь между делинктвентным  поведением и пониженным самоуважением. Понижение самоуважения статистически связано у подростков  практически со всеми видами делинктвентного поведения – принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений. Чем объясняется эта связь? Потребность к самоуважению у таких подростков  особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется  социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения:  участвуя в антисоциальных группах или действиях, подросток  тем самым пытается повысить свой психический статус у сверстников, найти способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. Принадлежность к преступной шайке дает социально ущербному индивиду новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных, в которых он оказался банкротом, а за счет социально отрицательных черт и действий. Новая негативная социальная идентичность предполагает и повышение самооценок, зачастую прямо противоположенным прежним так, чтобы бывший минус становился плюсом.

              При некоторых условиях, особенно при низком начальном  самоуважении, делинктвентное поведение способствует повышению самоуважения. Так, например, украв какую-то вещь, деньги, подросток повышает свою самооценку за счет того, что ощущает себя ловким,  смелым, а так же за счет улучшения своего материального положения [15, 46].

Плохая успеваемость. Между неуспеваемостью и преступностью можно установить четкое соотношение. Отсутствие признания и успеха в школе вынуждает подростка ставить на передний план внешкольные цели, которые в этой ситуации кажутся легче достижимыми. Поскольку неуспеваемость часто сопровождается конфликтами с родителями, отказ от школы непосредственно влечет за собой и отказ от общественно признанных норм жизни. Для подростка болезненны ситуации, в которых он может проявить интеллектуальную несостоятельность, и ему психологически легче быть хулиганом, чем дураком, что закладывает основу делинквентного поведения.       

              Искаженность системы ценностей. Антонян Ю.М в своих работах отмечает, что подросток часто выбирает для достижения своей цели преступный путь потому, что в рамках усвоенной им системы ценностей он  представляется более коротким, доступным и выгодным. Особенностью прогнозирования в преступном поведении является искажённое содержание социальной информации и нежелание (или неумение) сопоставить свою социальную активность с существующими общественными отношениями. Предпочитая преступный путь, субъект утрачивает адекватность, отражение реальной действительности, поскольку даже на уровне физиологических механизмов происходит «отметание «ненужной» информации» [6, 271].

Искоренение  или минимизация негативного влияния факторов, влияющих на формирование делинквентного  поведения,  и является, на наш взгляд, целью профилактики правонарушений у подростков. Анализ социальных и личностных фактов, влияющих на формирование антисоциального поведения,  позволяет нам выделить несколько направлений социально-педагогической работы:

1.            Работа с семей (уменьшение негативного влияния на ребенка неблагополуч6ной семьи, повышение педагогической грамотности родителей, консультации родителей, имеющих детей с девиантным поведением);

2.            Работа с учителями (повышение профессионального  мастерства учителей, медико-психологическое и юридическое консультирование по формам и методам работы с детьми, имеющими медико-биологические и социальные предпосылки  к делинквентному поведению);

3.            Работа с детьми (диагностика причин отклонения в поведении каждого отдельного ребенка, социальная, педагогическая и психологическая коррекция детей, стоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, воспитание правосознания, морально-этических норм, понижение авторитета антицоциальных групп, вовлечение детей в социальные общественные организации).

Таким образом, можно говорить о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем. Желательно, чтобы подростков, имеющих медико-биологические, социальные предпосылки к развитию делинквентного поведения  и их семьи курировали одновременно психолог, педагог, врач, юрист, для оказания комплексного воздействия.

Для того, что индивидуально-профилактическая работа была эффективной необходимо учитывать специфику работы с подростками.

В силу перечисленных факторов, профилактика делинквентого поведения  у подростков имеет следующую специфику.

Специфика диагностических мероприятий. Важнейшей составной частью профилактической работы является выяснение и установление дефектов воспитания и среды, окружающей подростка, которые сформировали у него антиобщественные взгляды и привычки - непосредственную причину преступления, с тем,  чтобы предотвратить влияние этих факторов в дальнейшем. Кроме того,  важно установление точного круга лиц, ответственных по закону за его воспитание и охраняющих его от отрицательных влияний. Отсюда необходимость практически по каждому случаю правонарушения выяснять, кто ответственен за нарушение своих обязанностей. Однако при  оглашении информации следует добиваться того, чтобы подросток, совершивший противоправное действие, глубоко осознал собственную вину и чтобы у него не возникало стремления переложить свою ответственность на других.

Специфика воспитательной работы. Воспитательный процесс — процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом. Начиная работу с подростком, надо в нем самом вырабатывать установку на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке можно обнаружить положительные черты. Опираясь на них, можно приступить к формированию социально-положительной личности.

При ликвидации условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетних, путем воспитательных мероприятий, необходимо внимание обратить на:

            предупреждение пьянства и наркомании среди несовершеннолетних. Для этого, во-первых, необходимо развенчать значимость лжетрадиций выпивать по каждому случаю: праздник, покупка, радость, горе; во-вторых, рассказать о последствиях употребления алкоголя и наркомании и разъяснить подросткам, что они лично несут ответственность за употребление психотропных средств.

            предупреждение разрыва между притязаниями и реальными возможностями их удовлетворения. Подросток должен понимать, что все блага, которыми его окружили семья, государство и общество, не свалились с неба. Он должен их рассматривать как аванс в счет будущих дел. Иначе с ростом ребенка будут непомерно расти его желания и уровень притязаний и для их удовлетворения он может прибегнуть к социально неодобряемым методам.

            расширение опыта общения с людьми, достойными подражания, умеющими направить энергию подростков в русло социальной активности. Подростки идеализируют отдельные личности, в силу малого жизненного опыта. Таким людям они стремятся подражать. И очень важно, чтобы на жизненном пути подростков ожидали встречи с людьми, достойными подражания.

            развитие коммуникативных способностей и формирование адекватной самооценки, позволяющих подростку  обеспечить достойный статус в коллективе.

            правильную организацию досуга, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей.

            включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы, детские лесничества, школьные трудовые лагеря. В. А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания»

Специфика обучения. Для профилактики делинквентного поведения чрезвычайно ак­туально изучение с подростками их прав и обязанностей. Основным механизмом правосоз­нания является речемыслительная деятельность человека. Од­нако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение.

В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается социальный стерео­тип поведения. В основе этого стереотипа лежит индивидуаль­ное правосознание, базирующееся на общественном правосоз­нании. В личности воспитывается механизм социального само­регулирования, то есть готовность действовать в данной обста­новке определенным образом.

Кроме правового, важным является профессиональное обучение подростков. Наличие профессиональных навыков помогает подростку не только повысить свою самооценку, но и решать финансовые затруднения социальным путем – своим собственны трудом.[12, 129]

При проведении занятий по профилактике правонарушений, по моральному, нравственному, этическому воспитанию, по формированию правосознания, могут использоваться следующие педагогические и психологические  методы:

Беседа – это особый метод, направленный на привлечение подростков к проблеме правонарушений. В ходе беседы социальный педагог должен акцентировать внимание на возможные последствия антиобщественных поступков, на  основные факторы риска. В ходе беседы необходимо иллюстрировать свои мысли примерами.

Для того чтобы беседа проходила успешно необходимо выполнять следующие условия:

-правильно определить тему (в соответствии с имеющимися проблемами), сообразовав ее с наличием времени и подготовленностью слушателей

-обеспечить понимание слушателей проблемных вопросов беседы и заинтересованность в ней.

-составить план беседы и сформулировать основные вопросы (если беседа запланирована).

              Дискуссия - активное выражение противоположных  мнений. Как правило, готовят диспут заранее. Дней за 10 объявляется сама тема и основные вопросы. Важно, чтобы были противоположные мнения по обсуждаемому вопросу, чтобы тема волновала большинство слушателей, была связана с их переживаниями. В ходе диспута необходимо добиться активности всех участников  в выражении своего мнения и уважительного отношения к мнению других. По результатам диспута нельзя применят каких-либо решений, осуждать за неправильные суждения. Дискуссии так же позволяют определить уровень знаний и основное направление интересов участников группы.

Игра – форма деятельности в условной ситуации, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Для того чтобы игра, была эффективной, необходимо соблюдение следующих условий.

1.      Свободное и добровольное включение в игру: не навязывание игры.

2.      Игроки должны хорошо понимать смысл игры, ее содержание, правила, идею каждой игровой роли.

3.      Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальной ситуации с тем, чтобы основной смысл игры переносился в реальную жизнь.

4.      В игре игроки  должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основами гуманизма.

5.      В игре не должны унижаться достоинства ее участников.

6.      Игру нужно организовать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечить каждому участнику возможность проявить инициативу.

7.      Побуждать игроков  к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующими областями реальной жизни

8.      Игра не должна быть излишне (откровенно) воспитательной и  излишне дидактичной: ее содержание не должно быть навязчиво-назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил). 

                            Упражнения - многократное совершение определенных поступков на основе осознанной нравственной нормы.

Упражнение проводится по следующему алгоритму:

1.   Инструкция

2.   Показ

3.   Упражнение

4.   Обратная связь

Давая инструкцию, педагог учит подростка, как он должен выполнять задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, где этот навык должен применяться. Объясняет причину выбора формы поведения в той или иной ситуации. После это необходимо продемонстрировать навык. Затем обсудить каждый этап и их последовательность. Показав, сам педагог просит подростка проделать то же самое. Упражнения по  овладению навыками можно проводить  в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога).

Основные условия эффективности использования метода упражнения:

-         систематичность упражнений

-         анализ и самоанализ результатов

-         поощрение социальным педагогом и одобрение коллективом сверстников, их общественное одобрение

-         выполнение поступков на основе осознанного нравственного идеала.

              Строго разыгрывать упражнения невозможно. Лучше поставить подростка в такие условия, в которых он будет вынужден применить полученные в ходе социально-педагогической работы навыки общения.

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии