Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)


101

 


Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.

1.1. Понятие и специфика  индивидуально-профилактической работы с подростками.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя.

1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы.

Выводы по 1 главе:

Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы  с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.

2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника.

2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии.

2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы.

Заключение

Список литературы:

Приложения              

 


Введение

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что в настоящее время ситуация современного детства в России тревожна и опасна для самих подростков. Обострившиеся противоречия во всех сферах жизни общества, в первую очередь, отразились на судьбах подрастающего поколения.

Проблема правонарушений в подростковом среде присутствовала в обществе во все времена. Однако как негативное социальное явление преступность в подростковой среде всегда ярко проявляется и  обостряется в связи с социальными потрясениями и взрывами (войнами, терроризмом, этническими конфликтами, социально- политическими и экономическими кризисами). Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, которое проявляется в форме жестокости и агрессии. Растет преступность среди подростков. Появляются новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенёрством, совершают  экономические преступления. В современном обществе педагоги, психологи, юристы, медики бьют тревогу в связи с тем, что подростки являются самой криминогенно пораженной частью населения.

В соответствии с этим можно поставить проблему: каковы социально-педагогические методы проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в колонии.

Решение этой проблемы и составило цель исследования. Крупные теоретические и практические достижения с разработкой данного вопроса представлены в работах социологов, социальных педагогов, психологов, таких как: Кон И. С., Еникеев М.И., Глинский Я. И., Мокрецов А.И., Пирожков В.Ф, и многих других.

Исходя из проблемы, мы выделили  объект исследования: индивидуальная профилактика правонарушений у несовершеннолетних.

Предметом исследования является процесс индивидуально-профилактической работы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью решаются следующие задачи:

1.            проанализировать социально-педагогические и психологические  исследования по  вопросу специфики  индивидуально-профилактической работы с подростками.

2.            выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей

3.            подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в  профилактике правонарушений.

При написании дипломной работы использовались следующие методы:

-         анализ психолого - педагогической литературы;

-         моделирование и синтез теоретической литературы;

-         анкетирование, беседы, тестирование, опросы.

Новизна и значимость работы.

Совокупность теоретических положений, методических рекомендаций  и выводов может быть использовано в практической работе социального педагога.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.

1.1. Понятие и специфика  индивидуально-профилактической работы с подростками.

В данном параграфе будут рассмотрены следующие понятия: определение, основные направления профилактики правонарушений у подростков,  специфика проведения индивидуально-профилактической работы с подростками, а так же причины, влияющие на формирования делинквентного поведения.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение профилактики: «Профилактика (от греч.  Prophylaktikos) система мер по предупреждению негативных явлений» [4, 215]. Индивидуально- профилактическая работа, с точки зрения Васильева В.Л, это система превентивных мер, осуществляемая с учетом личностных, половых, возрастных, национальных, социальных и т.д. особенностей человека [6, 121]. В силу темы дипломной работы,  нас будет интересовать профилактика правонарушений у подростков. Под профилактикой правонарушений у подростков  мы, вслед за Мицкевичем А.В.,  будем понимать совокупность социальных, педагогических, психологических и юридических мероприятий, направленных на предупреждение противозаконных действий со стороны  лиц, не достигших совершеннолетия [22, 72].

Для проведения профилактики правонарушений необходимо знать, какие факторы влияют на делинквентное  поведение подростка. Мокрецов А.И. дает следующие определение делинквентного  поведения: «делинквентное поведение - это  крайние проявление девиантного  поведения, которое  является уголовно наказуемым» и подчеркивает,  что причиной совершения несовершеннолетним преступления яв­ляется взаимное влияние отрицательных факторов внешней сре­ды и личности самого несовершеннолетнего [23,79].

Анализ работ Тигунцевой и Васильева В.Л. позволяет выделить  следующие социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения:

Негативные процессы, происходящие в обществе. Состояние общества, характерное для России, Лукашева Е.А. определила понятием «социальная дезорганизация,  происходящая из-за возникшего  нормативного, морального, идеологического  вакуума». Это происходит на фоне кардинальных и длительных процессов расслоения общества на бедных и богатых. Как следствие, в поведении подрастающего поколения в различных формах  и проявлениях возникают многочисленные социальные отклонения, приводящие к правонарушениям [21, 93]. Тигунцева Л.М.  выделила наиболее существенные из них:

      отсутствие ясной, целостной, позитивной государственной идеологии, направленной на формирование общественных ценностей;

      несовершенство  законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений как во взрослой, так и в несовершеннолетней среде;

      доступность табака, алкоголя, наркотиков (на уровне государства);

      ослабление, разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения (семьи, школы, детских и юношеских организаций). Отсутствие или недостаточное количество общественных формирований, которые призваны заниматься воспитанием детей приводит к тому, что  воспитание подростков часто происходит стихийно, а иногда под влиянием людей, ведущих антисоциальный образ жизни;

      отсутствие социальных гарантий государственной поддержки для экономически несостоятельных семей;

      недоступность, для определенной части детей, качественного бесплатного дополнительного образования.

      негативное влияние фильмов, содержащих сцены насилия.  По возра­стным психологическим особенностям подростки вос­приимчивы к различным влияниям. Особенно хорошо воспринимается информация яркая, нестандартная, полученная  визуальны путем, например фильмы.  Но среди произведений современной кине­матографии встречаются и порочные произведения, различные боевики и фильмы ужасов, которые воздействуют отрицательно на зрителей, особенно молодых. Показа фильмов, где человек преступающий закон, является главным положительным героем, частое звучание по радио «блатных» песен приводит к тому, что в сознании подростка формируется устойчивый романтический образ преступника. Подросток стремится подражать тому образу жизни, который рисуется в этих произведениях;

      отсутствие единой программы по правому  просвещению подростков  Часто подростки не знают о карательных функциях правовых норм [35, 96].

Неблагополучная семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолю­бие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться с интересами других, проявляемое родителями, асоциальный и антисоциальный образ жизни родителей и ближайших родственников, по мнению Васильева  В.Л.,  фор­мируют у подростка ложное представление о действи­тельности, приводят к возникновению антиобщественных навы­ков и привычек. Особенную опасность для развития ребенка представляет его нахождение в криминально-аморальной семье [5, 203].

На формирование делинквентного поведения подростка может повлиять не только отсутствие  моральных устоев в семье и ее антиобщественная направленность, но и количество детей в семье, вид воспитания.

Новоселова А. С.  обратила внимание на тот факт, что часто подростки  из семей, имеющих более 4 детей, имеют нарушения в поведении и ведут асоциальный образ жизни. Она так же отмечает, что причины подверженности  таких подростков  риску пока  недостаточно ясны. Этот риск, видимо, обусловлен усложнением проблем воспитания сразу нескольких детей и, в какой-то степени, большей вероятностью разногласий в семье. К этому можно добавить, что, как показано исследованиями Деменьтьва И.Ф. и  Деева В.Г.,  большие семьи чаще всего находятся в плохих условиях: живут в тесных домах и сталкиваются с финансовыми трудностями. Родители в таких семьях часто делегируют детям часть своих полномочий по материальному содержанию семьи. Отсутствие жизненного опыта, низкий контроль со стороны родителей  может привести  к тому, что дети будут решать стоящие перед ними финансовые проблемы антисоциальными методами.[24, 159]

Тигунцева Г.Н.,  отмечает, что часто правонарушения совершают дети из внешне благополучных семей. Эти семьи ведут нормальный, здоровый, трудовой образ жизни, но в воспитании детей преобладает неверный стиль, например, стиль гиперопеки: жестоко-авторитарный, при котором «ребенок -  кумир семьи» и т.д. Любой стиль неправильного воспитания способствует отклонению в поведении у ребенка [35,  26].

Ошибки и проблемы учебно-образовательного процесса в современной школе. Тигунцева Г.Н., выделяет 3 основные группы ошибок которые могут приводить к делинквентному поведению:

      элементарная нелюбовь педагогов к детям;

      психолого-педагогическая, методическая и технологическая безграмотность специалистов в обучении и воспитании школьников;

      формализм в организации и реализации педагогических процессов [35, 28].

Референтная группа. Десятников И.Ф. отмечает, что  потребности в социальном  общении, такие как стремление к признанию со стороны неформальной группы, престиж, ложно понимаемое чувство товарищества, довольно часто становятся причиной правонарушения. Попав в антисоциальную группу, подросток стремиться идентифицировать себя с точки зрения данной группы и принимает ее мировоззрения, которые оправдывают противоправные поступки. Но влиять на мотивацию делинквентного поведения может не только антиобщественная группа, но и вполне благоприятная, с позиции права, социальная общность, если её образ жизни кажется весьма привлекательным для человека, не входящего в состав группы. Формированию мотивов противоправного поведения в этом случае способствует самый престижный, в понимании человека, образ жизни этой «эталонной» группы, за которым он может «просто» наблюдать; уже только это, а главное, стремление к обладанию такими благами, может стать мотивом его антиобщественной деятельности [10, 195].

К личностным особенностям подростка, оказывающим влияние на формирование делинквентного поведения, Антонян Ю.М, Кон И.С.,  Волков В.Н., Иншакова С.М. относят:

Медико-биологические особенности: Волков В.Н, в качестве важнейших медико-биологических предпосылок отклонений в поведении, определил нарушение темпов психологического развития, органические нарушения психики, дисгармоническое развитие личности, умственная осталось [8,3].

Возрастные особенности, с точки зрения Иншакова С.М.:

      повышенная эмоциональность;

      впечатлитель­ность;

      импульсивность;

      непослушание;

      неумение критически оценить побудительный мотив;

      стрем­ление к немедленному действию;

часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонару­шению[13, 272]. Данные процессы,  происходящие в подростковом возрасте, объясняются Мухиной В.С., во-первых, внутренними трудностями переходного возраста, которые вызнаны психогормональными изменениями и перестройкой я-концепции; во-вторых, пограничностью и неопределённостью социального положения юношества; в-третьих, противоречиями, обусловленными перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предлагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, и ещё не сложились или не окрепли [7, 207].

Девиантное поведение: Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантный действий повышает вероятность формирования противоправного стиля  поведения [13, 273].

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии