Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
1. проанализировать социально-педагогические и психологические исследования по вопросу специфики индивидуально-профилактической работы с подростками.
2. выявить особенности несовершеннолетних правонарушителей
3. подготовить методические рекомендации для педагогов и социальных педагогов, обеспечивающих индивидуальный подход в профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы индивидуально – профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 5
1.1. Понятие и специфика индивидуально-профилактической работы с подростками. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетнего правонарушителя. 19
1.3. Структура и содержание индивидуально-профилактической работы. 30
Выводы по 1 главе: 53
Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии. 55
2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника. 55
2.2. Экспериментальная программа индивидуально-профилактической работы в воспитательной колонии. 64
2.3. Проверка эффектности экспериментальной работы. 74
Заключение 79
Список литературы: 81
Приложения 84

Работа содержит 1 файл

воспитанники.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

Довольно часто у осужденных четвертой классификационной группы про­является тревожность как относительно устойчивая специфическая характе­ристика личности, определяющая особенность ее реагирования на различные ситуации. Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоция­ми беспокойства, озабоченности, которые провоцируют вспыльчивость и конфликтность.

В воспитательном плане рекомендуется ставить задачи осторожно и стараться избегать предъявления категоричных требований. Поощрять таких осужденных следует только за явно видимые и стабильные результаты.

Меры наказания следует применять после длительной беседы, убедив его в своей неправоте и необходимости такого воздействия. Наказание должно соот­ветствовать тяжести совершенного проступка.

Выдвигать этих лиц на ответственные должности, в органы самоуправления не рекомендуется. При возникновении в среде осужденных конфликтов, тревож­ную личность необходимо изолировать от окружающих. Беседуя с данной катего­рией осужденных, не следует вступать с ними в пререкания. После сделанного замечания лучше уйти в тень и дать им самостоятельно обдумать свое поведение. При переводе с одного места работы на другое необходимо проявлять осторож­ность, т. к. они долго привыкают к новым условиям жизни и деятельности.

Пятую классификационную группу (К-5) – составляют осужденные, обладающие асоциальными установками, сильным типом личности. Характерными чертами представителей данной группы являются: эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению требований, преступность, низкая социальная отзывчивость, пре­дубежденное отрицательное отношение к окружающим.

Они, как правило, редко совершают грубые нарушения режима содержания, живут несколько обособленно, сопротивляются влиянию неформальных лиде­ров как положительной, так и отрицательной направленности.

Обладая богатым жизненным опытом и предприимчивостью, хорошо разви­тыми навыками общения, эти осужденные умеют вести себя надлежащим обра­зом. Достаточно честолюбивы, стремятся к комфорту и материальному благопо­лучию, хорошо контролируют эмоции, объективно оценивают себя и окружающих. Поведение их в целом носит последовательный и продуманный характер.

Как правило, в период отбывания наказания такие лица не доставляют осо­бых хлопот администрации пенитенциарного учреждения. При проведении вос­питательных мероприятий главное условие — не выпускать их из-под своего кон­троля, чаще перемещать с одного места работы на другое. Тем не менее, определить степень их исправления, исходя из содержательных признаков, весь­ма проблематично. В индивидуальном плане важно не допустить их негативно­го влияния на ближайшее окружение.

Шестая классификационная группа (К-6) – включает осужденных, имеющих асо­циальные установки, сильный тип личности с объективными задатками лидер­ских качеств, стремящийся занять высокий социально-психологический ста­тус в неформальных группах. Доминирующими чертами представителей данного типа являются: озабоченность проблемой собственного авторитета, край­ний эгоцентризм, устойчивая склонность к нарушению существующих соци­альных норм, преступность, повышенная возбудимость, импульсивность, низ­кая социальная отзывчивость.

Для них типична следующая модель поведения: стремление к организаторс­кой деятельности, высокий уровень мотивации, направленной на достижение четких целей, выраженное стремление манипулировать другими, независимость суждений, решительность, склонность к риску.

С психологической точки зрения таких лиц вряд ли целесообразно совсем лишать сферы влияния, иначе возможен их переход в статус устойчивого не­формального авторитета. Исходя из этого, необходимо поручать им руководство организованными группами в различных видах деятельности, чтобы их личное влияние на других было не столь продолжительным. Следует, по мере возмож­ности, заинтересовать их такими видами деятельности, которые могут оказать влияние на изменение системы их ценностной ориентации.

Другими словами, следует не развенчивать лидера при первой встрече с ним, а попытаться установить доверительные отношения, чтобы использовать его влияние в желаемом направлении. Если не удается это сделать, то необходимо сместить акцент на тех людей, которые составляет окружение этого человека. Поиск подходов к ним — переход от зависимости, развитие чувства собственно­го достоинства. Постепенно теряя опору, лидер может оказаться в одиночестве, и тогда возникнут благоприятные предпосылки для приобщения его к социальной деятельности под постоянным контролем со стороны администрации.

Как правило, лидеры отрицательной направленности не стремятся сами на­рушать режим содержания, а предпочитают осуществлять противоправные дей­ствия чужими руками.

В связи с этим, говорить о личностно-ориентированном подходе при их исправ­лении проблематично. Более реально и предпочтительно использовать присущие им индивидуальные черты, главные из которых — способность оказывать влия­ние на других осужденных. При изучении личности, в первую очередь, необходи­мо выявить мотивы поведения сообразовывать с конкретной социальной ситуа­цией и, прежде всего, с особенностями той группировки, которую он возглавляет.

Психологу необходимо стремиться к объективной и всесторонней оценке индивидуальных особенностей лидера, используя для этого повседневное и це­ленаправленное наблюдение, включая выявление его значимого социального ок­ружения. Ценную информацию об особенностях его личности можно получить от тех осужденных, которые с ним конфликтуют или могут являться потенци­альными жертвами конфликта.

Окончательное суждение об индивидуальных особенностях лидеров и спо­собах влияния на их поведение желательно делать лишь на основе детального анализа результатов психологического тестирования, наблюдения за реальны­ми видами деятельности.

В заключение отметим, что данные рекомендации рассчитаны на оказание помощи практическим работникам по коррекции нежелательного поведения прежде всего тех осужденных, в отношении которых задачи исправления обыч­но не достигаются или достигаются с большими трудностями (осужденные 4,5,6 групп).

4.      Подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Проблема ресоциализации осужденных после освобождения по-прежнему остается одной из самых сложных, прежде всего – экономических условий в обществе.

Работа по освобождению воспитанников проводиться всеми заинтересованными частями и службами, а именно:

      сотрудниками воспитательной части,

      сотрудниками медико-санитарной части

      ст. инспектором спецгруппы,

      преподавателями.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными с первого дня, так или иначе, направлена на перспективу освобождения. Но непосредственная  подготовка начинается за три месяца до освобождения в «Школе подготовки к освобождению»

На занятиях рассматриваются и обсуждаются вопросы трудового и бытового устройства, проблемы социальной защиты безработных, порядок прописки и паспортная система в РФ, проводятся беседы о правовом основании усиления ответственности за совершение преступления лицами, имеющими судимость

Психологом планируются и проводятся занятия по профилактике трудностей при освобождении.

Таким образом, профилактическая работа с воспитанниками ВК имеет следующие направления: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками,   стоящими на профилактическом учете;  индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

Существуют следующие направления профилактики: социальные, педагогические, психологические и медицинские. Можно выделить такие методы профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение тренингов.


Выводы по 1 главе:

Анализ социально-педагогической литературы по вопросу специфики  основ индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями позволил сделать следующие выводы:

1.      Для несовершеннолетних правонарушителей характерны следующие особенности:

      Социальные: воспитание в неблагополучной семье, признаки асоциальной культуры, употребление алкоголя и наркотиков, неготовность к будущей профессиональной деятельности, как к норме жизни.

      Педагогические: сложности в обучении, сложный затянувшейся конфликт с учителями, затруднение в общении со сверстниками.

      Психологические: отставание в развитии от своих благополучных сверстников на 2-3 года, неустойчивость, нестабильность эмоционально-волевой сферы, акцентуированность.

2.      Профилактика правонарушений у  подростков заключается в комплексном решении целого ряда социальных, педагогических и психологических проблем, связанных с воспитанием и обучением подростков, оказанию помощи семье, повышению профессионализма учителей и созданием единой государственной программы.

3.      Целью индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колони, является профилактика совершения преступления как во время нахождения в ВК, так и после освобождения, и профилактика деструктивных процессов (самоубийств, побега, дезорганизации нормальной деятельности ВК и т.д.).

4.      Существует несколько направлений в профилактической работе: работа с адаптационным отрядом, с воспитанниками, стоящими на профилактическом учете,  индивидуально - воспитательная работа; подготовка воспитанников к освобождению (ресоциализация).

5.      Можно выделить такие методы индивидуальной профилактики, как привлечение к самодеятельным организациям, получение новой профессии, проведение просветительской работы, проведение индивидуальных тренингов, беседы, встреча с семьей.

 


Глава 2. Практическое исследование организации индивидуально-профилактической работы  с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии.

2.1. Диагностическая программа изучения личности несовершеннолетнего преступника.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Новосибирской воспитательной колонии для мальчиков. Для проведения эксперимента были выбраны воспитанники находящиеся в стадии подготовки к освобождению. В исследовании приняли участие 20 воспитанников 15 -17 лет, из них

      35% отбывают наказание за корыстные преступления (воровство)

      25% - за насильственные преступления  (5% - сексуальное насилие, 10% - нанесение вреда здоровью человека, 10% - убийство)

      40% - за корыстно- насильственные преступления (грабеж- 25%, разбой – 15%)

Анализ документов респондентов показал, что

30% респондентов проживали в полных семьях,

50% в неполных семьях,

10% сирот, проживавших с ближайшими родственника,

10% воспитанники детских домов,

65% подростков воспитывались в неблагополучных семьях,

40% - ближайшие родственники (отец, мать, брат) отбывали или отбывают наказание в виде лишение свободы.

45% на воле злоупотребляли алкоголем, у 40% одной из причин совершения преступления стало алкогольное опьянение

25% - употребляли наркотики.

Экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:

1 этап работы был связан с диагностическим обследованием.  На 2 этапе анализировались результаты диагностики, разрабатывалась и реализовывалась программа  ресоциализации воспитанников. На 3 – проводилось повторная диагностика, с целью оценки эффективности программы.

На диагностическом этапе мы проводили исследование с использованием следующих методик:

1.      Тест «Несуществующее животное» Цель: выявление личностных особенностей. (см. Приложение 1)

2.      Методика «Незаконченное предложение» Цель: выявления отношений подростков к окружающим людям, к прошлому, будущему, наличие страхов, опасений. (см. Приложение 2)

3.      Тест  описания поведения К. Томаса. Цель: выявить типичные формы поведения подростка в конфликтных ситуациях.

Рассмотрим результаты диагностики по методике «Несуществующее животное»  мы свели в таблицу 1 и изобразили графически в диаграмме 1.

Таблица 2. Психологические особенности респондентов, выявленные с помощью методике  «Несуществующее животное».

Психологические особенности

Количество респондентов (в %) обладающих данными особенностями

1

низкая самооценка,

60%

2

Вербальная агрессия

70%

3

Агрессия спонтанная

65%

4

Защитная агрессия

70%

5

Защита от старших

75%

7

Тревожность

35%

8

Переживание страха

65%

9

Легкость возникновения страхов, опасений и недоверия

55%

10

Скрытость, замкнутость

55%

11

Физическая агрессия

30%

Информация о работе Организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательной колонии